f y
Національна спілка кінематографістів України

Новини спілки

Некролог. ПАМЯТИ ДАВИДА ЧЕРКАССКОГО

07.11.2018

9-й день по его уходу

Говорят, что в этот день твоя душа отлетит к небесам. Как жаль! Как грустно! Как больно, что и такому событию пришло «своё время».

«… ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ВСЯКОЙ ВЕЩИ ПОД НЕБОМ, - сказал Екклезиаст и продолжил, - ВРЕМЯ РОЖДАТЬСЯ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ, ВРЕМЯ НАСАЖДАТЬ И ВРЕМЯ ВЫРЫВАТЬ ПОСАЖЕННОЕ… И ТАК УВИДЕЛ Я, ЧТО  НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕГО, КАК НАСЛАЖДАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКУ ДЕЛАМИ СВОИМИ: ПОТОМУ ЧТО ЭТО – ДОЛЯ ЕГО…».

Прощай! Прощай, Великий Мастер! Прощай, Давидка! Давид Янович, прощай! Прощай, один из самых выдающихся творцов! Прощай, Корифей, начисто лишенный гонора, спеси, гордыни, завышенных самооценок! Прощай, вечно молодой старик и наивный ребенок! Прощай, гениальный, безудержный фантазер, могучий ревизионист и реформатор мультипликационного кино! Ты с легкостью создавал невиданные до тебя, немыслимые монтажные коктейли из натурных съемок и рисунка персонажей, из живописных натурных пейзажей и аппликации, из покадрово отснятых актеров и их рисованных изображений.

Когда-то давно вместе со своими закадычными друзьями и коллегами в обычном мультипликационном цехе «Киевнаучфильма» вы все вместе решились воплотить твои, казалось бы, неосуществимые планы. И чудом создали свою, абсолютно оригинальную, ни на что не похожую в те времена,  технико-производственную, как ныне говорят, платформу, а скорее, целую школу, которая создала новейшие на то время образцы киноизображения, законы и подзаконные акты рисованной и аппликационной мультипликации.

Прощай, Новатор! Парадоксальный и неповторимый мудрец, влюбивший в своё творчество сотни тысяч, а скорее миллионы людей! Прощай!

Прощай, один из самых последних среди моих старейших друзей! И ты, и я – мы оба знали, что можем в любую секунду прийти на помощь друг другу и навсегда запомнил, как не сговариваясь, ни раз и ни два, нам удавалось благотворно влиять на обстоятельства, которые неминуемо должны были вмешаться, то в твою, то в мою линию судьбы. А, может быть, даже и в линию всей остававшейся нам с тобой жизни.

Прощай!  Я все помню.

Прощай! Человек от Бога, от родителей своих! На протяжении многих десятилетий ты проявлял свой врожденный, деликатный нонконформизм  и не только в труде и творчестве… Ты, как никто другой, умел явно, но тихо,  уходить от толпы, не хотел и не умел ходить строем. Тебя, как не тужься, никто не вспомнит вещающим с трибун – такого просто никогда не было и быть не могло! Но знаю, и это запомнилось навсегда – запомнилось, как на глазах у всех плавно отрывалась от кресла твоя фигура, как спокойно и молча двигалась она к выходу из зала, подальше от тех из нас, кто с гвалтом рвал свои связки на тех самых трибунах. Ты не хотел даже слушать это, чтобы не числиться в соучастниках, не хотел, чтобы прилипла к тебе наша шумно забродившая плесень.

Прощай, харизматичный, сдержанный и нежный, замкнутый и открытый, хохмач и философ! Прощай, любитель сверхкоротких анекдотов  и творец сверхдлинных веселых фильмов!

Прощай, до безумия бескорыстный и щедрый человек!

Сколько раз видел, как в жуткие, голодные 90-е годы ты, ухитрившись где-то подработать, появлялся в кафе Дома кино и мгновенно, придумав очередной «юбилейный повод» для застолья, звал за свой щедрый стол изрядно помятых «реформами» обнищавших кинематографистов – знакомых и совсем незнакомых. Начинался шумный и весёлый праздник. Иногда число собутыльников так разрасталось, что бывало, они не вмещались и за двумя, и за тремя столиками. Это тебя не только не смущало, наоборот, радовало.  Радовало даже тогда, когда через какое-то время ты понимал, что в карманах уже явно «гуляет ветер». Потом, когда с уважением и с почтением ты расставался с  участниками «торжества», девочка за стойкой бара традиционно слышала: «Товарищ Женщина! Спасибо! Все, что должен, верну завтра». Все эти действа не были показушными спектаклями, нет – это  было искреннее желание незаметно, ненавязчиво помочь ближнему, подарить людям хоть несколько минут радости, беззаботности и веселого человеческого общения.

Прощай, лёгкий, весёлый, светлый! Прощай, Человек, ухитрившийся собрать, объединить, вдохновить общей идеей десятки подобных тебе невероятно талантливых, фантастически одаренных профессионалов – актеров, операторов, художников, композиторов, музыкантов, мультипликаторов, ассистентов – всех тех, кто рядом с тобой бесшабашно, безбашенно, легко и лихо творили и таки сотворили ряд блистательных кинопроизведений, которые навсегда, по праву, вошли в бесценную сокровищницу мировых киношедевров!

Уже десятки лет творения этой  могучей киевской киносборной остаются модными, креативными, любимыми, будоражащими воображение. Они стали незаменимой частью устной народной речи. Их снова и снова пересматривают миллионы зрителей и сотни профессионалов, их растаскивают на фрагменты, цитаты, эпиграфы, эпиграммы.  Их реплики, тексты и музыку, их лихие итало-русско-английские песни, распевают не только на территории бывшего Советского Союза, но и далеко-далеко за его пределами. Практически всему, что сотворила эта Золотая Команда предназначена ещё очень долгая и завидная жизнь.

Прощай, скромный, ироничный скептик! Боюсь, что ты сам не понимал, что сотворил!

Прощай, Духовный Отец этих земных киночудес!

Прощай, Дружище!

Прощай, Человек, которого любили все – друзья и даже враги, мужчины и женщины, старики и дети. Твоё тело упокоилось рядом с теми, кто дал тебе жизнь. А душе твоей пришло время лететь ввысь. И, хотя, знаю, что Ты, также, как и все мы люди, грешен, но Тебе-то – всё  простится! Тебе всё воздастся за безукоризненно выполненную миссию, которую ты осуществил, находясь в длительной экспедиции на планете Земля.

 Прощай и прости!

                                                                  Виктор Олендер.

16 листопада, п’ятниця, Синій зал Вечір з нагоди ювілею фільму «НОВІ ПРИГОДИ ЯНКІ ПРИ ДВОРІ КОРОЛЯ АРТУРА»

17 листопада, субота, Синій зал БЕЗМЕЖЖЯ ТВОРЧОСТІ І ЛЮБОВІ… ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ ГАЛИНИ ЧЕРНЯК. Показ програми «Хто ви, Ганс Тейлен?»

18 листопада, неділя, Червоний зал КРАЩІ ФІЛЬМИ СВІТОВОГО КІНОПРОКАТУ. Художній фільм «ПО(ДРУГ)А»