f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Драма по українському: неприємна правда про нас самих

10.05.2015

В прокат вийшла дебютна стрічка режисера Анни Акулевич "Це я".

Сергій Васильєв, Апостроф

Это украинская семейная драма, которая не обещает ни спецэффектов, ни сюжетных интриг. В основу положена обыкновенная история женщины, которая решила вернуться из города в свое родное село. Фильм как на ладони показывает все достоинства и недостатки современного украинского кинематографа, одновременно открывая зрителям яркую творческую индивидуальность режиссера и не совсем приятную правду о самих себе.

После премьеры на прошлогодней киевской "Молодости" фильм Анны Акулевич успел получить награды на двух международных фестивалях — в Анкаре (Турция) и Лукании (Италия) и даже предпринимал робкую попытку достучаться до отечественного зрителя — в конце ноября картина в течение недели демонстрировалась в одном из столичных кинотеатров. У нас, как известно, несмотря на хронический кризис в кинематографе, фильм легче снять, чем показать его публике. Прокат прочно оккупирован голливудскими мейджорами, найти в их плотной шеренге узкий зазор в виде одного-двух сеансов весьма проблематично. В этом смысле можно подивиться упорству создателей картины "Это я" — они не только сумели пробить для своей работы брешь в прокате, но и выпускают ленту на 37 копиях в 14 украинских городах. Выпускают практически без рекламы, надеясь, что их камерная картина с не очень-то зазывным названием все-таки найдет адресата.

Фильм "Это я" не обещает ни сногсшибательных аттракционов, ни драк с погонями, ни даже какого-нибудь убийства. Это, кстати, недостаток. Не то, конечно, что авторы обходятся без криминала. Просто они, как это принято, увы, в современном украинском кино, совсем мало заботятся о том, чтобы увлечь публику какой-то необычной историей. И это не признак снобизма или высокомерия, как кажется некоторым суровым критикам, а, скорее, проявление наивности и беспечности. Невесть с каких времен у наших режиссеров укоренилась превратная, в общем-то, мысль, мол, умный зритель все сам додумает и поймет. Такое доверие к публике похвально, но почему-то в итоге сценарии украинских картин полны недомолвок, вялых перипетий, сюжетных неувязок и обескураживающих пустот.

"Это я", к сожалению, не исключение. Зрителям фильма Анны Акулевич на интриги рассчитывать не стоит. Сюжет картины можно изложить буквально в двух-трех фразах. В родное село, пережив явно не первую в своей жизни любовную драму, возвращается молодая женщина Яна (Яна Соболевская). Дома, где ее родня — мама с папой и младшая сестра с мужем — воспитывают 8-летнюю дочку героини, она наверняка долго не задержится. Раздаст сувениры, почмокает в щечки дочурку, восстановит пошатнувшуюся гордость, легко соблазнив влюбленного в нее с детства одноклассника, побранится с мамой и сестрой и отправится снова покорять столицу. Успеет еще, правда, довести до инфаркта и свести в могилу отца. Обыкновенная история, которую можно было бы рассказать куда занимательнее, чем это происходит на экране.

А между тем если по сценарному мастерству дебютантка Анна Акулевич получает скромную оценку, то по всем остальным дисциплинам она оказывается отличницей. Во-первых, ее картина невероятно красиво снята, в чем ей, несомненно, помогли молодой оператор Данила Дедков, маститый художник Сергей Хотимский, а также ее личный художественный перфекционизм. Тут почти каждый кадр, в котором герои то ссорятся, то обнимаются, то накрывают на стол, то ведут душещипательные разговоры хоть в душевой, хоть у пруда, хоть на огороде, многозначителен, несет информацию, которую зачастую не дает сценарист. В этой щедрой, невероятно богатой на детали визуальности есть своя философия. Трудно припомнить в последнее время украинскую картину, где так сильно чувствовались бы человеческая теплота и душевное благородство авторов. Дело не в том, что они никого не осуждают. Они, скорее, изумляются человеческому несовершенству, ограниченности и глухоте.

"Это я" — в общем-то, фильм-диагноз. В нем мы узнаем самих себя. Не умеющих слышать друг друга, даже друг друга любя. В фильме есть много эпизодов каких-то ничтожных споров и перебранок — автомобилистов на дороге, соседей в селе, родителей с детьми, жены с мужем. Они выглядят удивительно правдиво и одновременно абсурдно. Поскольку мир, окружающий нас, в фильме колдовски прекрасен. Осока на берегу пруда, пыльные дороги, древесная стружка, жучки и котята, даже банки с консервацией, которую изготовили еще лет двадцать назад, да так и не успели съесть. В каком-то смысле Анна Акулевич доказывает, что законсервированное давным-давно в украинском кинематографе поэтическое ощущение жизни никуда не исчезло. Нужна только громадная любовь и доверие к жизни, чтобы вернуть ее подлинный, чистый и терпкий вкус. Уникальный вкус домашнего пирога или варенья. Наверное, и фильм "Это я" стоит смотреть с таким доверием. Не чертыхаясь на пунктирность его интриги, а отдавшись воздушному течению его акварельной интонации. И во время просмотра вспомнить о своих близких людях — маме, брате, друге. И о том, как много тепла мы не отдали друг другу.

Сергій Васильєв, Апостроф, 10 травня 2015 року

22 травня, середа, Малий зал Рада ветеранів НСКУ «Шлях до творчих вершин» Вітання ювілярів

21 травня, вівторок, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ «ОЛЕКСАНДР АСКОЛЬДОВ. НЕВІДОМЕ…»

20 травня, понеділок, Синій зал НАШ ІЛЮЗІОН