f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Два Порошенки, один «Аеропорт» і багато слів про подвиг «кіборгів»

14.05.2015

11 травня 2015 року у кінотеатрі «Україна», майже одночасно із трансляцією на українських телеканалах, відбулася презентація 45-хвилинного документального фільму «Аеропорт» про захисників Донецького аеропорту. Подаємо репортаж видання ДУСЯ з прем'єри.

Собственно, это фильм об одном дне из этой 242-дневной обороны – о 1 октября 2014 года. Дне, когда был ранен главный герой фильма – Герой Украины полковник Александр Трепак (позывной «Редут»), руководивший обороной аэропорта с августа по октябрь.

Полковника нельзя было снимать на презентации из соображений безопасности, поэтому в фильме его лицо, как и лица других «киборгов», скрыто.

На презентацию должен был приехать президент, так что у дверей кинотеатра столпилась небольшая очередь из желающих попасть внутрь, при этом большинство гостей были в форме. Пока вежливая охрана досматривала вещи, а посетители проходили сквозь рамки, один из людей в форме (назовем его Вова) обратился ко мне с вопросом: «Ну как, есть у вас тут свобода слова?» И было видно, что бойца действительно волнует ответ.

Как выяснилось из разговора, Вова – участник боевых действий в Донецкой области. И, получив мой исчерпывающий ответ о ситуации со свободой слова, перешел к рассказам о войне и мире. Рассказал, что принципиально не хочет подписывать контракт с армией. Правда, о причинах распространяться не стал – сказал только «сами понимаете…». Вместо контракта уже во второй раз собирается в зону АТО, хотя мог бы этого не делать по закону. «И в третий раз пойду, если надо будет», – с вызовом сказал Вова и оглядел окружавших его бойцов. Те покивали в знак поддержки. Как выяснилось, на фильм они попали по разнарядке – их генерал сказал, что от части должно быть пять человек. «Пришлось и ордена надеть, хотя я этого и не люблю», – сказал Вова. И попросил: «Вы напишите, что волонтеры очень много сделали. Обязательно напишите».

Люди все прибывали: большинство в камуфляже, другие – в парадной форме. В самом центре зала стайкой сбились ученики из лицея Богуна – и по тому, что они пили много воды и крепко сжимали свои фуражки, было видно, насколько им интересно и волнительно. Периодически по залу проезжали бойцы в инвалидных колясках – покурить на балконе, выпить бокал вина, поговорить с сослуживцами, – и их тут же окружали журналисты, записывая комментарии. Гражданские и девушки из АП выделялись на фоне погон, орденов и хаки, как экзотические птицы в сосновом лесу.

Прежде чем началась премьера, я успела поговорить с Александром Мартыненко о том, стоило ли, с его точки зрения, снимать фильм о защите аэропорта, учитывая, что в СМИ неоднократно обсуждали тему целесообразности этой защиты.

– Я думаю, что о том, был ли смысл в этой битве, судить не нам, а историкам, которые будут писать об этой войне, – говорит Мартыненко. – Как показывает опыт других войн, только спустя какое-то время становится понятно, нужно ли было то или иное сражение, и кто в нем победил. Кстати, по некоторым битвам до сих пор расходятся мнения – в частности, о битве под Бородино, в которой каждая из сторон считает себя победившей. И эти оценки не имеют никакого отношения к сражавшимся там людям.

Если они воевали, выполняли свой долг и проявили героизм – снимать об этом фильмы надо. И нужно отделять то, как это сражение смотрелось в геостратегической игре, от каждодневного подвига, который эти ребята проявляют на фронте. Так что об этом необходимо говорить и писать. А надо ли делать из их подвига специальную историю... Думаю, что нет.

– Вы знаете, что фильм был инициирован АП. Считаете ли вы такого рода проекты частью пропагандистской стратегии государства?

– Возможно, для тех, кто занимается пиар-технологиями, этот фильм – часть пропагандистской стратегии. И в этом нет ничего страшного, главное – чтобы в результате реализации этой стратегии живые люди, которые умирали и воевали, не превращались в искусственных персонажей, которые их замещают.

– Вы говорите о каком-то конкретном примере?

– Нет, я говорю вообще, вспоминаю нашу историю и нашу практику, в которой живой человек становился то ли символом, то ли чьим-то имиджем, и мог быть для чего-то использован то ли с благородной целью, то ли нет. Такие вещи нужно делать очень осторожно и всегда помнить о чувстве меры, о том, что за всем этим имиджем стоит живой человек со своими недостатками и достоинствами. Как показывает опыт, к сожалению, если такими проектами занимаются политтехнологи, то получаются искусственные образы, поскольку они специалисты как раз по созданию искусственных образов. Поэтому желательно, чтобы политтехнологи как можно меньше в этом участвовали – им ничего не надо создавать, уже все создано до них усилиями реальных людей, без всяких пиарщиков. Поэтому самое главное – не трогать реальные истории.

В раздумьях о том, насколько реальные люди, получившие прозвище «киборги», превратятся на экране в пропагандистские клише, я отправилась в зал, непривычно полный мужчин, в том числе в форме, ожидавших главнокомандующего.

В какой-то момент в зале начал гаснуть свет и все встали, чтобы поприветствовать президента и первую леди. И уже через несколько минут после того, как представили команду авторов фильма, глава государства появился и на экране, произнося пафосную и незапоминающуюся речь. Причем и в фильме, и в зале президенты были одеты в камуфляжную форму.

Более подробно о фильме я расскажу чуть позже, но сразу замечу: он получился неровным. Местами – там, где реальные люди рассказывают свои истории, – очень убедительный, а местами похож на пропагандистскую поделку, озвученную закадровым голосом в лучших традициях энтэвэшной пропаганды. И, конечно, те, кто ожидал масштабного охвата, размаха, тоже были разочарованы – это история о небольшом эпизоде обороны Донецкого аэропорта. Но курсанты смотрели не отрываясь , а в некоторых местах, где рассказывали о снаряжении спецназа или характеристиках танков, даже переставали дышать, как мне казалось.

После окончания фильма снова выступал президент, и на этот раз его речь была очень вдохновляющей. Судя по реакции, присутствующие в зале особенно ждали от него слов о том, что Донбасс и Крым будут нашими, а аэропорт отстроится, и в одной из его частей обязательно сделают музей, посвященный «киборгам». Президент говорил, в зале единодушно кивали, а затем все встали и долго аплодировали.

В своей речи Порошенко говорил о мужском подвиге, но, увидев среди зрителей девушек, поправился и добавил: «...и женский подвиг тоже».

А когда Порошенко пригласил на сцену героя фильма полковника Трепака, все снова встали и слушали его стоя. От такого приема полковник совсем смутился и попросил всех сесть. Его речь была совсем непафосной – он говорил, явно волнуясь, что под его командованием в аэропорту погибли 16 человек, что он просит прощения у их родителей (мамы двоих погибших бойцов присутствовали в зале). Было видно, как полковник переживает, как ему тяжело всеобщее внимание и сам факт того, что его сделали героем, поэтому говорил он кратко и тихо, лишь в конце по-военному четко рубанул: «Слава Украине!» И ему хором, как на параде, ответили: «Героям слава!»

Президент снова взял слово, показал нашивку «киборгов», подаренную ему бойцами из аэропорта (в фильме есть комментарий дизайнера, который ее сделал), и заявил, что гордится такой армией и страной. После этого поблагодарил волонтеров, которые много сделали для боеспособности армии, и запел гимн. Было странно, что президент запевает, но гимн тут же подхватил весь зал, снова поднявшись со своих мест.

По окончании торжественной части началось неформальное общение президента и бойцов, а я поговорила с создателями и инициаторами фильма, а также с его главным героем Александром Трепаком, который все время был окружен бойцами и неохотно отвлекался от разговоров с ними.

– Александр, вас смутило, что в фильме вы – главный герой?

– Да, я не привык к такому вниманию. Это все немножко из другой области, из другого мира.

– Среди гостей презентации есть те, с кем вы воевали?

– Да, вот здесь, рядом со мной – все, кто воевал в аэропорту в течение полугода.

– Когда вы выступали на сцене, было видно, что вас удивила цифра убитых сепаратистов, указанная в картине, и еще какие-то моменты.

– Да. Во-первых, меня поменял не «Майк», как сказано в фильме – я этого не говорил, и это неправда. Второе – цифры убитых и подбитой техники... Я их не называл – их вставил кто-то другой. Я не люблю это комментировать и не хочу, но это нереальная цифра.

Трепак вернулся к сослуживцам, а я задала несколько вопросов продюсеру картины Полине Толмачевой:

– В своей финальной речи Порошенко сказал, что будет снято несколько фильмов. Вы уже знаете, когда их планируют реализовать?

– Мы знаем только то, что есть такое желание – снять трилогию о трех периодах обороны аэропорта.

– А Film.ua будет принимать участие в съемках?

– Это пока обсуждается.

– Картина полностью снималась силами Film.ua?

– Мы оказали техническую и консультационную поддержку телевидению Министерства обороны.

– Каков бюджет этого фильма с вашей стороны?

– Это закрытая информация, но мы все сделали pro bono, за свои средства – из бюджета государства на этот фильм не ушоло ни копейки.

Более подробно о киноленте рассказала Наталья Попович, советник главы АП:

– Президент сказал, что это только первый фильм об аэропорте. Да и в названии указано: «часть первая». Вы уже знаете, каким будет продолжение?

– Не знаю. Потому что была идея – инициировать процесс, сделать первый фильм. Однако понятно, что их должно быть больше – возможно, серия о семи-десяти героях Украины, но сколько точно, сказать не могу. Сейчас думаем о второй важной теме (или аспекте), который сможем предложить продюсерским группам или каналам, а те могли бы снять их и показать в эфире. Главное было – начать, чтобы инициатива имела место, чтобы ее могли подхватить другие. Многие каналы жалуются, что вместо запрещенного российского контента им нечего показывать. Вот мы и предложили вариант создания украинского контента о тех людях, которые сейчас реально рискуют своей жизнью.

– То есть, возможно, следующие картины будут не только о Донецком аэропорте?

– Могут быть и о нем, но о других аспектах защиты аэропорта. Может быть, о Дебальцево или о других эпизодах нашей истории за последний год.

– Кто был автором идеи?

– Борис Ложкин – глава Администрации президента. Он пришел и сказал: настало время и есть необходимость в том, чтобы героизировать наших воинов. И это верно: если мы говорим о героях Небесной сотни, несколько фамилий назовет любой, так как мы уже знаем о них из книг, СМИ, других материалов. А о героях нашей войны, длящейся уже год, нам мало известно, и нет людей, которые четко назовут фамилии, с которыми она ассоциируется. А ведь вырастает новое поколение, есть лицеисты, воины... На кого они должны ориентироваться? На какие примеры силы духа? И Борис предложил такую идею, а затем каналы могут сами ее подхватить.

– Каким каналам вы предлагали этот проект?

– Мы просили все ключевые каналы, и, кажется, шесть сообщили, что готовы его транслировать. Нам очень хотелось бы, чтобы этот фильм показали в регионах. Мы будем предлагать кинотеатрам ставить его как социальный показ, чтобы люди, которые не смогли сегодня посмотреть картину, посмотрели бы позже и вдохновились бы примером этого героизма.

– А кто отвечал за конечный продукт?

– Не могу сказать, что это был один человек – это была творческая группа продюсеров и режиссеров, дизайнеров, которые фактически до последнего момента продолжали работать над фильмом.

 – Я разговаривала с главным героем ленты, и он сказал, что там есть как минимум одна фактическая ошибка – по ротации в аэропорту его сменил другой человек. Не тот, позывной которого указан в фильме.

– Я не знаю об этом, но если там существуют неточности, то, по крайней мере, перед показом в регионах мы внесем изменения. На самом деле полковник Трепак принимал серьезное участие в создании фильма – именно его интервью легло в основу, а потом уже добавили комментарии командования, волонтеров, его побратимов из разных частей.

– Каков бюджет фильма?

– Не могу сказать, потому что продюсерская группа делала это за свой счет.

Когда президент покинул презентацию и большинство гостей разбились по группам, чтобы выпить вина и побеседовать, я разговорилась с Марией Поповой – бывшей журналисткой, а ныне сотрудником пресс-службы АП – о том, как ей работается «на другой стороне»:

– Это совсем другой опыт. Честно говоря, я совсем по-другому представляла себе работу в АП.

– А кто вас пригласил на эту работу или вы сами подали резюме?

– Нет, меня пригласили. В «Коммерсанте» я писала о медиа, и после того как Ложкин стал главой Администрации президента, его товарищи, медийная «тусовка», обсуждали, кого позвать выстраивать работу пресс-службы АП. Они знали меня, знали, что я нормальный хороший журналист, и пригласили.

– Вы сомневались, прежде чем принять решение?

– Я очень долго думала, часто критиковала работу госслужб – мы же знаем, как они работают. Чаще всего мне просто говорили в редакции: напиши запрос – и мы об этом напишем. Никто никогда не рассматривал вариант, что нам ответят. И когда мне делали предложение о переходе на госслужбу, меня взяли «на слабо» – предложили сделать так, чтобы пресс-служба работала как надо, а не как обычно.

По поводу моего решения коллеги, бывшие коммерсантовцы, даже шутили: наконец-то Маша пришла работать к Ложкину. Дело в том, что меня звали в «Форбс» раз пять, но получилось только после продажи «УМХ», когда мы оба стали работать в АП.

На этом и завершился вечер. Фильм показали на многих каналах, и «Фейсбук» полнится противоречивыми отзывами, а я вам расскажу о своих впечатлениях завтра.

Ваша Муся

На фото  команда творців фільму: автор сценарію – Олексій Гончарук, оператор – Мітя Кіптилий, продюсер – Поліна Толмачова, ініціатори проекту – радник голови АП Наталія Попович, радник міністра оборони Олексій Макухін, герої фільму – генерал-майор Сергій Наєв і волонтер Павло Кащук (фото – Максим Лісовий).

ДУСЯ, 12 травня 2015 року

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ

10 грудня, вівторок, Червоний зал ДО ДНЯ ЗАХИСТУ ПРАВ ЛЮДИНИ Посольство Аргентини в Україні представляє Художній фільм «ПІДПІЛЬНЕ ДИТИНСТВО»