f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Венеція. Іди і дивись!

07.09.2015

Кінокритик Андрій Алфьоров, Медіаняня про прем'єру «Події» Сергії Лозниці на МКФ у Венеції.

Вот, свершилось! Долгожданный переворот сознания. И не только зрительского. Такое не часто бывает, даже когда речь идет о крупных фестивалях, где, как правило, собирают работы лучших современных мастеров. В Венецию стоило ехать уже ради «События» (Sobytie, 2015) Лозницы. Эта пугающе гениальная (!!!!) черно-белая документальная история про три дня безвластия в тогда еще Ленинграде в конце августа 1991 года – самое актуальное высказывание про современность. Нашу с вами современность!

«Событие» могло бы составить дилогию вместе с «Майданом» (предыдущим фильмом Лозницы, показанным на прошлых Каннах). Все как под копирку почти. Словно революциями занимается одно креативное агентство. Почти те же лозунги («солдаты, не стреляйте в свой народ», «русский народ – не дай себя обмануть»), надежды («когда мы избавимся от этой коммунистической заразы, мы станем свободными, и нам не нужно будет воевать») и растерянность («а Горбачев вообще жив?») от того, что власть, неожиданно сама упала в руки восставших. Тот же коллективный (гениальный!!!!!) портрет, но лица – другие, каких больше нет; те же политики со сцены подбадривают митингующих, уличные поэты декламируют революционные стихи, а люди муравьями строят баррикады из всего, что попадается под руку. Весь фильм пронизан тем типом напряжения, какое обычно бывает в образцовых фильмах-катастрофах, где главное по-хичкоковски выведено за рамки кадра, и воображение само начинает дорисовывать, что режиссер только подразумевает. И музыка Чайковского только повышает градус этого саспенса.

В «Событии» все круто, но особые ощущения вызывают несколько эпизодов. В одном из них в свите Собчака Волан-де-мортом появляется молодой Путин. Он тогда был на стороне победивших, на стороне революционеров. В другом – какой-то юноша снимает с крыши ленинградского горсовета советский флаг, бережно его складывая и унося, словно до лучших времен. Тех самых, про которые пророчески, за кадром, говорит в фильме из эфира Радио «Свобода» писатель Анатолий Стреляный, предостерегая, что русский народ однажды бросится собирать назад земли.

Как там было у Гребенщикова? «Когда-то у нас был метод, но ты должен помнить, чем все это кончалось. Так что все под контролем. Вы можете быть спокойны».  

Посмотрев фильм Лозницы, начинаешь думать о какой-то цикличности истории. О том, что колесо за одно поколение проворачивается ровно на четверть (века), а потому сын идеалов отца, увы, не отрицает (ибо отрицание идеалов – это как раз не самое страшное), он, находясь к ним перпендикулярно, ими пренебрегает и неглижирует, отчего никакой преемственности между отцами и детьми нет, и быть не может – за полным отсутствием точек соприкосновения.

В октябре, дай Бог, «Событие» доберется до Киева, где сам показ просится быть организованным где-то под открытым небом, на большой площади. Чтобы понагляднее. Лозница, конечно, никакой не документалист. Он поэт, чьи актуальные рифмы, может, еще не до конца понятны всем (я помню, сколько вопросов и упреков вызвало «Счастье мое», а вслед за ним и «Майдан»).

Это как стихи Ильи Кормильцева в эпоху Перестройки. Многие тогда цитировали строки из «Скованных одной цепью», но большинство предпочитало им простоту цоевского гимна «Перемен». Что за ними – за этими переменами, как видно из фильма Лозницы, тогда мало кто понимал. То была эйфория революции!

Андрій Алфьоров, Медіаняня, 7 вересня 2015 року  

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ

10 грудня, вівторок, Червоний зал ДО ДНЯ ЗАХИСТУ ПРАВ ЛЮДИНИ Посольство Аргентини в Україні представляє Художній фільм «ПІДПІЛЬНЕ ДИТИНСТВО»