f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

«Львівські кінозустрічі-2015»: українське кіно і його проблеми

19.01.2016

Протягом двох днів, 19 та 20 грудня 2015 року, у Львові відбувалися другі «Львівські кінозустрічі» (Lviv Film Meetings). Молоді кінематографісти отримали прекрасну нагоду поспілкуватися із професіоналами від українського кіно, а також продемонструвати свої кінопроекти в секції Work in Progress.

Вадим Єрченко, Bezkino.com

Утро субботы началось с выступления народного депутата Ирины Подоляк (ранее возглавляла львовский отдел культуры). Речи Ирины Игоревны в который раз подтвердили печальную аксиому – любое мероприятие, на котором слово дают представителю власти, тут же покрывается нафталином с привкусом безысходности. Даже в одном из самых прогрессивных городов Украины. Пространные размышления народной избранницы об украинском кино, его роли в государстве и необходимой законодательной базе указали на еще одну проблему наших политиков – они очень часто говорят о том, о чем имеют весьма отдаленное представление. Обычно такие спичи начинаются словами: «Я не эксперт, но…» 

Гораздо более информативная секция была у Ольги Райтер (Lviv Film Commission, WIZ-ART). Она представила сайт film.lviv.ua и рассказала о деятельности Львовской кинокомиссии. Главная цель – создать во Львове комфортные условия для киношников из других стран. В первую очередь – информационные. На вышеуказанном портале перечислены местные локации, которые могут заинтересовать режиссеров. Там же есть фотографии, адреса и контакты администратора. Связавшись с ним, можно узнать условия, на которых можно снимать в том или ином месте. В конце выступления Ольга призвала другие города создавать подобные базы для привлечения заграничных кинематографистов.

Следующая панель – «Робити незалежне кіно в Україні. Фільми "не зважаючи на"». Молодые режиссеры из разных творческих объединений (СУК, проект «Документалистика» Украинской Галицкой Ассамблеи, Wiz-Art, «86») поделились своим опытом получения финансирования. Наиболее удачный, которому можно только позавидовать – у формации УГА. В ее активе – четыре документальных фильма («Золотий вересень», «Срібна земля», «Хроніка української повстанської армії», «Легіон»). В каждый из них вкладывал деньги частный инвестор и при этом не требовал ничего взамен. Как рассказал Иван Спрынь, представляющий эту организацию, впервые сотрудничество состоялось в 2009 году. За это время меценат ни разу не вмешивался в творческий процесс. Более того – он даже в титрах не указывается. 

Алекс Ширяев представил проект по поддержке документалистов B2B DOC. Территориально он охватывает страны от Балтийского до Черного моря. Платформа подразумевает создание международной сети профессионалов документального кино, их прямое общение как равных партнеров, обмен опытом для создания совместных фильмов и их дальнейшую дистрибуцию. B2B DOC активно поддерживают шведы. 

Первый день завершился показом проектов Work in Progress от молодых режиссеров – Катерины Горностай, Жанны Озирной, Андрея Бондаренко, Тараса Дроня, Ивана Федорича, Андрея Воронова и Марии Пономаревой. Если субъективно, то это была одна из наиболее тяжелых секций. В первую очередь – морально. Практически каждый кинематографист в своем фильме решил поднять определенную социальную проблему, рассказав о непростой судьбе главных героев – молодом прокуроре-беспредельщике, переселенеце, которого мучают воспоминания о зоне АТО, мальчике, отец которого ушел из семьи и пр. Но заявленные темы звучали лучше и понятнее на словах, чем они были показаны. Где актеры переиграли, где сюжет потерялся из-за специфического авторского виденья, где затяжные планы убивали весь интерес к происходящему на экране. В целом же истории невнятны и не вызывают сопереживания. 

Еще одна объединяющая черта – персонажи 5 из 6 фильмов курят в кадре. Автор этих строк далек от пропаганды здорового образа жизни, потому как сам курильщик с 10-летним стажем (правда, был). Дело в другом – подобная режиссерская «находка» отдает 90-ми и началом «нулевых». Именно тогда в фильмах, российских фильмах, чадили все – от мала до велика и чуть ли не в каждом кадре. Да, курить меньше не стали. Но эта привычка благодаря определенным законодательным мерам (запрет рекламы, запрет курить в общепитах и пр.) перестала быть столь модной и актуальной. Украинские молодые режиссеры хотят вернуть никотин в тренд?

Другая не совсем здоровая тенденция, которая наблюдается в украинском кино, – онанизм, прости господи. Подобный «прием» использовала Виктория Трофименко в «Братах» и Александр Литвиненко в фильме «По ту сторону». В первом случае режиссер следовала литературному первоисточнику, во втором рукоблудие (на мертвое женское тело, да-да) вроде бы как подчеркнуло умалишенность главного злодея. К этим полным метрам добавилась короткометражка «Встреча». Ее главный герой (тот самый переселенец) тоже «передернул». То ли от одиночества, то ли от перенесенной моральной травмы... Украинские киношники, как показал Lviv Film Meetings, любят в свои выступления вставлять английские слова. Я пойду дальше и прибегну к целому предложению: «What's wrong with you, people?!»

Утро второго дня киновстреч также не заладилось. После сухой информации от пресс-секретаря Госкино Ксении Косык на извечную тему «Проблемы и перспективы украинского кино» аудитория ожидала практических знаний. Эти надежды были связаны с Ириной Соловей, которая представляла платформу Biggggidea. Но она лишь частично коснулась темы альтернативного финансирования кино при помощи данной площадки. Возможно, стоило сосредоточиться на тех украинских кинопроектах, которые выставлялись на Biggggidea. Сколько просили денег, сколько собрали, какие ошибки допустили, какие удачные ходы применили.

Однако Ирина сделала упор на идее как таковой и шагах при ее реализации в жизнь. В общем, секция вышла теоретически-мотивационная. Также Ирина продемонстрировала неожиданные, как для креативной сферы, способы донести свою точку зрения – перебивая и повышая голос на собеседника, имеющего отличную точку зрения. Под горячую руку коучера попала Виктория Трофименко, которая, опираясь на свой опыт, не согласилась с тезисом, что Госкино дает деньги всем подряд без каких-либо обязательств. Лишь вмешательство модератора Ольги Райтер не дало дискуссии перейти в откровенную перепалку.

К счастью, после обеда «Львівські кінозустрічі» стали более конструктивными. Дмитрий Сухолиткий-Собчук представил сценарную платформу Terrarium. Виктория Трофименко и продюсер Игорь Савиченко рассказали о съемках фильма «Братья. Последняя исповедь». Дарья Бассель и Ольга Бирзул от Docudays UA представили наиболее популярные жанры в документалистике. Завершающим аккордом стала секция композитора Антона Байбакова («Магазин певчих птиц»). Он рассказал и показал примеры использования музыки в кино на примере своих работ.   

P.S.: Организаторы Lviv Film Meetings – Львовская кинокомиссия, творческая формация Wiz-Art и iHub Lviv при поддержке Львовского городского совета.

Вадим Єрченко, Bezkino.com, 22 грудня 2015 року