f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Тези курсу Артема Литвиненка «Професія режисера: бачити результат із моменту затвердження ідеї»

16.02.2016

4 і 5 лютого 2016 року відбувся освітній курс Skill Bill Pro від Артема Литвиненка, режисера і співавтора найбільш успішного українського серіалу «Нюхач» – «Професія режисера: бачити результат із моменту затвердження ідеї». Подаємо тези майстер-класу, підготовлені FILM.UA.

В рамках курса были рассмотрены все основные этапы работы режиссёра над фильмом, сотрудничество режиссера с ключевыми фигурами кинопроцесса: оператором, художником-постановщиком, продюсером, локейшн-менеджерами, звукорежиссером, актёрами и каскадёрами, а также режиссёром монтажа и вторым режиссёром. Вот некоторые тезисы, которые были раскрыты в рамках курса:

Артём Литвиненко начал мастер-класс с того, кто такой режиссёр. По мнению нашего эксперта, режиссёр – это главный дирижёр, человек, который управляет большим оркестром, и отвечает за конечный результат. Кино – это визуальное искусство, поэтому наряду со смысловым наполнением, необходимо уделять должное внимание визуальным образам, создавая их понятными вне зависимости от культурных различий.

Хороший сценарий – точный и полный. Там прописано буквально всё. В качестве примера слушателям было предложено сравнить сценарии «Нюхача» и популярного западного сериала с соответствующими отрывками из готовых фильмов. Как мы убедились, различия – минимальны.

Сразу по окончанию работы со сценарием, начинается подготовительный период. Одна из самых сложных задач этого периода – выбор локаций. Артём рекомендует работать по референсам. Это позволит режиссёру правильно направить поиски. Именно на этом этапе идея может трансформироваться. Не менее важны референсы и в работе с художником-постановщиком.

Важная задача подготовительного периода – блокировки. Блокировка – расположение и схема движения камер, осветительного оборудования и актёров в кадре. Для создания блокировок используют как схемы, нарисованные от руки, так и план-схемы, созданные в специальных программах. На этой же стадии должны появиться мастер-планы и раскадровки.

Раскадровки крайне необходимы для трюковых и экшн сцен. Это позволяет чётко спланировать съёмки, не теряя времени на площадке, и обеспечивает безопасность участникам сложных сцен. Профессиональные каскадёры не только сами выполняют сложные трюки, но и ставят хореографию боевых сцен актёрам.

А вот для сцен с использованием компьютерной графики раскадровок будет недостаточно. Количество и особенности спецэффектов должны обсуждаться сразу после написания сценария, а на площадке обязательно должен присутствовать супервайзер. 

Несмотря на то, что режиссёр не несёт прямой ответственности за бюджет, для фильма будет лучше, если режиссёр будет понимать общую смету по фильму. Это позволит ему принимать решения, от которых фильм выиграет. Например, можно согласиться на менее дорогую локацию, но привлечь каскадёров для сложной сцены.

В целом же, именно режиссёр задаёт тон всей съёмочной площадке. Нужно в каждый момент времени помнить о том, что все департаменты объединены одной целью – снять хорошее кино. 

Очень важным элементом является музыка. Написание музыки – особенный творческий процесс. Для того, чтобы фильм состоялся, необходимо найти своего композитора.

Во второй день курса большое внимание было уделено работе режиссёра с актёрами. Артём поделился собственными методами работы, начиная с кастинга и проб, постановки задач на площадке, и заканчивая особенностями работы со звёздами и детьми. В рамках курса также обсуждались особенности работы с актёрами над интимными сценами.

Работая над фильмом, режиссёрам часто хочется наполнить его сложными образами. Артём рекомендует использовать образность только в том случае, если вы уверены на 100%, что образ сработает, сделав фильм богаче и интересней, а не озадачит зрителей. Слушателям представили ряд удачных примеров образов из мирового кинематографа.

Если же в фильме присутствуют сцены погони или другие динамичные экшн-сцены, их планированию нужно уделить особое внимание. В качестве примера в рамках курса были рассмотрены сцены из Бондианы.   

Очень важным Артём считает сотрудничество режиссёра и продюсера. Опытный продюсер не только контролирует финансы проекта, но и является первым помощником и критиком в лучшем понимании этого слова.

В рамках курса были также рассмотрены технические особенности работы с чистовым звуком и двумя камерами. Несмотря на некоторые сложности, Артём сейчас отдаёт предпочтение именно записи чистового звука на площадке.

Монтаж является важным инструментом создания фильма. Он позволяет вести повествование динамично, делая структуру изложения чёткой и понятной. Черновой монтаж «Нюхача» осуществлялся непосредственно на площадке режиссёром по монтажу. Каждый день продюсер, режиссёр и другие участники вечером смотрели отснятый материал за день, чтобы иметь более полную картину работы над фильмом. Тем не менее, финальный монтаж всегда контролирует режиссёр фильма, а не режиссёр монтажа.

Что касается самообразования, Артём рекомендовал следующее:

  • Прочитать необходимый минимум:
    - Смирнов из журнала «625 строк»,
    - Д. Арижон «Грамматика киноязыка» («АBC режиссуры») в 2-х томах,
    - Александр Митта «Кино между адом и раем»,
    Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать гениальным»,
    - Интервью, биографии режиссёров;
  • Сценарии успешных фильмов и сериалов;
  • Посмотреть 6 видео Hollywood Camera Work;
  • Смотреть свои любимые фильмы и разбирать покадрово;
  • Снимать больше кадров, чтобы во время монтажа, была свобода выбора;
  • Помнить о том, что самое главное в фильме – чтобы зрителю было интересно.

FILM.UA, 12 лютого 2016 року

27 травня, понеділок, Синій зал НАШ ІЛЮЗІОН Цикл «Наші співвітчизники у світовому кіно»

28 травня, вівторок, Червоний зал ФІЛЬМИ-ПРИЗЕРИ МІЖНАРОДНИХ КІНОФЕСТИВАЛІВ

29 травня, середа, Малий зал «ЦИКЛ ВЕЧОРІВ ІСПАНОМОВНОГО КІНО»