f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Кіно в 2015-му: Режим очікування

27.02.2016

2015 рік не був багатим на українські фільми, натомість подій і скандалів у ньому було чимало. Це свідчить про те, що кінопроцес в Україні не стоїть на місці. Дарія Бадьйор, LB.ua підбила підсумки року в кінематографі.

Несмотря на скандалы, главным событием кинематографического года является событие, не связанное с миром искусства. Украинское и европейское кинематографическое сообщество осудило приговор Олегу Сенцову. На церемонии вручения Европейской киноакадемии в этом году выразили солидарность с украинским режиссером, а ранее европейские кинематографисты неоднократно выражали протест против заключения Сенцова. В этом году в Украине вышла книга рассказов Олега, половина вырученных средств от продажи которой уходит семье режиссера. В следующем году ожидается выход еще одной книги Сенцова.

В этом году было несколько случаев, когда украинские кинематографисты отказывались от наград на российских кинофестивалях в знак протеста против приговора Олегу. В 2015 году наши киношники демонстрируют чудеса солидарности.

Солидарность позволила, в числе прочего, сформировать сообщество, лоббирующее принятие нового законодательства в сфере кинематографа. Всего в очереди на рассмотрение парламентом находится четыре профильных законопроекта – 3081-д, 3238, 3239 и 3240. 3081-д – самый важных из них, системный законопроект, устанавливающий правила финансирования кино в будущем. Проект закона должны были рассмотреть хотя бы в первом чтении, но за перипетиями вокруг итогов работы правительства и бюджетного процесса кино отодвинули на второй (если не двадцать второй) план.

Тем не менее, бюджет, выделенный Госкино на следующий год, по словам Филиппа Ильенко, позволит закончить начатое и запустить новые проекты, которые победят в объявленном конкурсе. В сентябре этого года украинскому кинематографу привалило аж 100 млн. грн., что дало возможность распределить деньги между фильмами, ожидавшими запуска с начала года. Среди них – новые фильмы Мирослава Слабошпицкого и Ахтема Сеитаблаева. Даже новому фильму Сергея Лозницы – “Бабьему Яру”, о неприятии которого ходило много слухов, должны выделить деньги в 2016-м году, когда фильм планируют запустить в производство.

С чем в этом году у нас не сложилось, так это с выдвижением национального номинанта на “Оскар”. В июне этого года по инициативе Союза кинематографистов сформировали новый Оскаровский комитет (оскандалившийся старый, выдвинувший на “Оскар” “Поводырь”, распался), но его состав так и не был утвержден Американской киноакадемией.

Между тем, “Племя” Мирослава Слабошпицкого продолжает доказывать неправильность выбора прошлогоднего Оскаровского комитета. В этом году фильм вышел в американский прокат и сейчас входит в несколько списков топ-фильмов года от престижных профильных изданий. На такие же лавры в ближайшее время могут претендовать разве что украинские документалки, а вот в игровом кино равных “Племени” пока нет.

Нам остается только лишний раз обкусать свои и без того истерзанные локти – кажется, в прошлом году мы действительно упустили шанс получить украинского полноценного номинанта на “Оскар”.

Интересным кейсом в контексте кинематографической самоидентификации стал фильм “Незламна” Сергея Мокрицкого, который, как известно, снят в украинско-российской ко-продукции. Подавляющее большинство зрителей – как в Украине, так и, само собой, в России – считают фильм российским, тогда как 71% финансирования картины – из украинских карманов. Известный российский кинокритик Антон Долин даже высказал в свое время уверенность в том, что “Незламна” станет украинским номинантом на “Оскар”. В комментарии под постом журналиста можно увидеть наглядную иллюстрацию того, что зрители не в курсе, какой национальности эта картина.

Впрочем, украинцы не спешат присваивать фильм о советской снайперше Людмиле Павличенко себе – в нашем опыте он остался как “Битва за Севастополь” (российское название), а не как гордая “Незламна”. Оставив в стороне рассуждения о качестве картины, скажем лишь, что такая ситуация красноречиво иллюстрирует нежелание украинского общества – даже кинематографической его части – обсуждать неудобные вопросы, связанные с идентичностью. Если на фильм, воспроизводящий такие ненавистные Украине советские стереотипы, потратили так много украинских денег, то о чем это свидетельствует? О тяготении к советскому кино в отечественном мэйнстриме? О продюсерской несостоятельности? О кризисе идентичности? Вопросов, как видите, больше, чем ответов.

Еще одним выдающимся и столь же противоречивым событием в украинском кино стала реставрация кинотеатра “Жовтень” после поджога во время кинофестиваля “Молодость” в 2014 году. Усилия общественности совпали по времени с предвыборной кампанией мэра Киева Виталия Кличко, так что кинотеатр восстановили к сроку – к годовщине пожара. Впрочем, кинофестивалю “Молодость”, зрители которого поддержали “Жовтень” и его директора Людмилу Горделадзе и между показами на киносмотре бегали на митинг под Киевсоветом, это не помогло. Показов “Молодости” в этом году в кинотеатре не было, а ЛГБТ-программа “Солнечный зайчик” была перенесена в фестивальный центр – кинотеатр “Киев”.

Тем не менее, фестивальное кино в Украине может праздновать еще одну победу – на карте украинских дистрибьюторов появилась еще одна компания, готовая пробивать дорогу немэйнстримному кино. Компания “86Prokat”, основанная организаторами фестиваля кино и урбанистики “86” в Славутиче, сначала концентрировалась на прокате нестандартной документалистики, а потом переориентировалась на прокат более зрительского, но все еще фестивального кино – в 2016 они везут “Русского дятла”, в этом году успели показать, например, "Братьев" Виктории Трофименко.

Несмотря на все сложности, 2016-й год должен быть интересным как для украинского, так и для мирового кино. 

Лучший украинский фильм 2015 года: “Живая ватра” Остапа Костюка – за то, что старую песню об украинских традициях спел на новый лад.

Дарія Бадьйор, LB.ua, 28 грудня 2015 року

Будинок кіно На його чотирьох поверхах розташувалися три кінозали:

Ресторан, бар і кафе у Будинку кіно Ресторан, бар і кафе у Будинку кіно – ідеальні місця для проведення банкетів, фуршетів, приймань.

Київ, Будинок кіно, оренда