f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Війна з того та цього боку: «Аеропорт Донецьк» як аргумент для об’єктивності

10.05.2016

Документальний фільм Шахіди Тулаганової «Аеропорт Донецьк» із Гіві та Моторолою – краща протиотрута від пропаганди.

Гала Скляревська, «Детектор медіа»

В конце прошлого года для проекта «Настоящее время», созданного Радио Свободная Европа / Радио Свобода и «Голосом Америки», журналисткой Шахидой Тулагановой был снят документальный фильм «Аэропорт Донецк». В нем нет рефлексий, политики, практически нет предыстории конфликта на Востоке Украины, и других подробностей, знакомых в Украине всем – но наверняка незнакомых большинству зрителей этого фильма за пределами Украины. Тулаганова, как она сама говорила в интервью, и не претендовала на создание какой-то полной картины происходившего в ДАП. Нет в ее фильме ни героизации происходившего там, ни даже подробностей боев, зато есть «вторая сторона», то есть боевики, названные сепаратистами.

По сути, это фильм-прямая речь: около десяти бойцов ВСУ и столько же сепаратистов, среди которых Гиви и Моторола, рассказывают о том, что происходило в аэропорту. Присутствие той самой «второй стороны» уже вызывало некоторое возмущение, или хотя бы непонимание в том числе у украинских журналистов – однако эта объективность дает очень яркую картинку: боевики, когда говорят, выглядят еще более бесчеловечными, чем когда читаешь об их действиях.

С самого начала фильма видна попытка показать, что война со всех сторон – ужасное дело, и что воюют между собой люди, которые в другом месте и в другое время вполне могли быть приятелями и даже друзьями. Например, сепаратист Душман, который говорит: «Человек дает одну присягу на всю жизнь, я ее дал Советскому Союзу – земля у нас одна, я не мог ее делить» – и боец ВСУ с позывным Спартанец, который говорит: «Все мы дети Советского союза, воспитаны патриотами». Эти два человека, оба «отдавшие свой интернационалистический долг», как сказали бы в СССР, говорят по-русски, носят береты и тельники, наверное, ровесники. Но оказались по разные стороны этой войны – и в дальнейшем понимаешь, почему. Чем моложе герои, с которыми разговаривала Тулаганова, тем виднее разница: и украиноязычные, и русскоязычные бойцы ВСУ говорят о разных, по большей части страшных вещах: как ужасна тишина между обстрелами, как писали смски женам, когда думали, что погибнут. Как доставали куски тел своих друзей из-под завалов, и рядами укладывали еще живых и уже мертвых. Как не могут спать по ночам, и как тяжело видеть тех, в кого стреляешь. «Сложно, когда ты видишь, в кого стреляешь – понимаешь, что там же живой человек, что он боится, переживает», – говорит боец ВСУ с позывным Лесник.

Самих вопросов в фильме нет – Тулаганова оставила только прямую речь, но понятно, что тот же вопрос, что и Леснику, она задала парню приблизительно того же возраста, сепаратисту с позывным Консул. И он отвечает: «Да, видел, ну и что? Не только видел – но и убивал. Я что-то не пойму вопроса вашего». И далее говорит: «О чем думаешь? Ну, о том, как можно выжить, и как можно убить побольше. Такие мысли во время боя».

И из таких коротких заявлений становится очевидной эта разница взглядов, разница образа мыслей, как будто между и теми, и другими вооруженными людьми не просто граница – стена. Тулаганова, конечно, редактировала свои интервью – с каждым из своих героев она беседовала около часа, и после выхода фильма говорила, что показать смогла не все. Продюсер фильма Юлия Дроз в интервью «Громадському радио» говорила, что им приходилось выключать камеру, когда бойцы ВСУ плакали, что Гиви на камеру играл, изображая из себя благородного воина, по достоинству оценившего героизм киборгов. И что Моторола – жестокий человек. Но и того, что она оставила, достаточно. Во-первых, радость, которую испытывают «сепаратисты», треть которых в фильме – граждане России – от гибели врагов. Самый молодой из них прямо так и говорит: «Очень понравился мне штурм». Другой, описывая, как рухнула башня авиадиспетчеров, откуда бойцы ВСУ вели наблюдение за передвижениями боевиков, сравнил это чувство с тем, «как бывает, когда в детстве очень хочется мороженого – и тебе его покупают».

Во-вторых, слова, которыми они описывают противника: о бойцах ВСУ они говорят исключительно в терминах «фарш», «мясо», «укропы», «они тут везде пачками валялись». При этом, даже когда пленный «киборг» рассказывает на камеру, как в плену их били шесть часов трубами, и как Моторола сам, двумя пулями в голову, убил одного из украинских пленных, – он говорит о нем как-то отстраненно, без мата, и без эпитетов.

Сам Моторола в фильме говорит много, и всегда вызывает чувство совершенно неконтролируемого отвращения. Когда рассказывает, как украинцы доставляли «фарш» в БТР-ах; и когда говорит «какие они киборги? Мы их клоунами называли, а не киборгами», и т.д. При этом в фильме четко видно, что он довольно часто врет. Например, в эпизоде, когда и украинские военные, и сепаратисты рассказывают о газовой атаке в аэропорту. Украинцы приписывают ее, как становится понятно из разговоров, «более организованной, чем шахтеры и трактористы», силе, подразумевая, видимо, российские регулярные войска. Сепаратист, который подтверждает газовую атаку, не уточняет, кто применял газ против защитников аэропорта. Однако сам Моторола говорит: «Откуда у нас газ? Пропан-бутан?» и ухмыляется. Так же как и в эпизоде, когда его спрашивают о том, убил ли он одного из киборгов – Моторола отрицает этот факт, утверждая, что расстреливать пленных «не входит в его задачи». Интересно, что он сам заявлял, что расстрелял как минимум 15 украинских пленных – но, видимо, решил не афишировать этот факт на камеру «иностранных корреспондентов». Кстати, лучшее доказательство того, что им самим не нравится, как они выглядят в фильме – тот факт, что руководство так называемых «ЛНР-ДНР» отказало в аккредитации Тулагановой и ее коллегам после выхода фильма.

И это, кстати, дополнительный аргумент в пользу тех, кто настаивает на необходимости показывать другую сторону: как бы они ни играли на камеру, как бы ни старались – все равно видно, что на самом деле представляет из себя «та сторона». Убивать, пытать и разрушать они могут; предложить что-либо иное – нет. Возможно, демонстрация подобных перспектив и послужит самым лучшим противоядием для тех, кто романтизирует «борьбу жителей Донбасса за свою землю». С другой стороны, из рассказов бойцов ВСУ тоже становится понятно, как их предали и бросили на убой их командиры – что должно стать поводом не только для героизации тех, кто там воевал, но и поводом для расследования и трибунала. Так что фильм полезен и хорош со всех точек зрения – жаль, что его не показали на наших каналах.

Гала Скляревська, «Детектор медіа», 27 квітня 2016 року

19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ