f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Як все пройшло: підсумки першої фільмової програми PinchukArtCentre

13.10.2016

Кінокритик Станіслав Битюцький і видання L’Officiel Online про підсумки першої фільмової програми PinchukArtCentre «Проти забуття: кіно після війни».

2016 год стал для PinchukArtCentre годом больших преобразований. Одним из примеров подобных изменений стал запуск фильмовой программы, которая подразумевает сотрудничество музея с организациями и людьми, развивающими кино в Украине.

Программа делится на несколько курсов, каждый из которых так или иначе связан с действующими в музее экспозициями. У каждого цикла, соответственно, свой куратор: первым в этой роли выступил киновед и режиссер Станислав Битюцкий, тема курса которого звучала как «Проти забуття: кіно після війни».

Откуда такой выбор? По словам Станислава, мы живем в неспокойное время, когда мир постоянно переживает войны, бедствия, катастрофы и сталкивается с их последствиями. «Тем важнее говорить о последствиях войны, собираться вместе, смотреть, думать, искать ответы и обращаться к истории в их поисках. Кино в этом смысле отличный инструмент, позволяющий нам все это», — сообщил Станислав Битюцкий в интервью L’Officiel Online.

Программа «Проти забуття…» подошла к концу, и мы решили узнать у Станислава, какие итоги своей кураторской работы он может подвести.

— Моей главной целью было показать фильмы, в которых есть переосмысление последствий войн и многочисленных травм последнего столетия. Фильмы, которые задают вопросы, провоцируют полемику и размышления о состоянии нашего мира. Фильмы, просмотр которых способен если не изменить что-то в зрителе, то заставить задуматься. При этом мне хотелось взглянуть на события в Украине и в нашей истории через опыт других стран, то есть создать определенную дистанцию, позволяющую посмотреть на происходящее вокруг более открытым взглядом, уже имея знания других. И все это под оберткой редкого кино, созданного на грани документального и экспериментального.

Самой показательной была дискуссия после картины «48» Сюзанны де Соузы Диас. В фильме рассказывалось о пытках политзаключенных в португальских тюрьмах времен правления фашистского диктатора Салазара. Показывая его, я думал о параллели с репрессиями советского режима. Но после показа один из зрителей заметил, что все эти ужасы и пытки над заключенными никуда не делись и сегодня. И что истории португальских диссидентов, рассказывающих о подробностях своего пребывания в тюремных застенках, вполне могли бы быть заменены на истории современных украинских заключенных. С той лишь разницей, что наши тюрьмы выглядят куда страшнее португальских тех лет.

Однако самая оживленная дискуссия была на фильмах «Раневой канал» и «Наш нацист» — фильмах, которые также крайне важны в украинском контексте. Прежде всего из-за нашего травматического советского прошлого, поствоенной памяти, постоянного поиска прощения и отмщения, а также практик политического самосуда как ответа на бездеятельность государства. Главный вопрос после показа звучал так: «Этично ли, что съемочная группа берет на себя функции государства, устраивая самолично суд над 80-летним стариком, виновным в смерти более чем 10 тысяч человек?». Мнения здесь разделились, культуролог Станислав Мензелевский позже высказал свое мнение в статье, но даже сейчас я не могу однозначно ответить на этот вопрос.

Лично для меня это был важный опыт в плане осмысления кино на территории современного искусства и современного искусства на территории кино и возможность доказать себе в том числе, что все эти фильмы, которые практически никогда не показывались в Украине, при правильном подходе будут иметь свою аудиторию. На каждом показе у нас был полный зал, к концу программы сформировалась постоянная аудитория. И каждый раз ощущалась какая-то открытость и теплота, желание видеть, задавать вопросы и просто смотреть вместе хорошее кино. Это как раз то, чего мне сейчас будет не хватать.

Я бы рекомендовал продолжить знакомство с теми режиссерами, фильмы которых были показаны в рамках программы. Фильмы Харуна Фароки, Адама Кертиса, Роберта Крамера, Джона Джоста и Джона Джанвито, Горана Олссона. Рекомендовал бы классическое документальное кино – от фильмов Вертова, Хамфри Дженнингса и американского «прямого кино» до «Шоа» Клода Ланцмана или недавней «Серебряной воды», фильма о сирийской войне, частично снятого на мобильные телефоны простыми сирийцами.

***

Тем временем на посту куратора Станислава Битюцкого заменяет Надежда Парфан – культуролог, режиссер и продюсер документального кино, а также основатель «86» — фестиваля кино и урбанистики. Курс Надежды, который стартует уже 24 октября, получит название «Жизнь богемы» — это будет цикл фильмов о жизни знаковых художественных объединений XX века, из которых гости узнают, как и чем жили люди искусства.

L’Officiel Online, 3 жовтня 2016 року

22 травня, середа, Малий зал Рада ветеранів НСКУ «Шлях до творчих вершин» Вітання ювілярів

21 травня, вівторок, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ «ОЛЕКСАНДР АСКОЛЬДОВ. НЕВІДОМЕ…»

20 травня, понеділок, Синій зал НАШ ІЛЮЗІОН