f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Виграти все! Про фільм Дмитра Томашпольського про Ігоря Турчина

14.11.2016

11 листопада 2016 року у кінотеатрі українського фільму«Ліра» відбулася прем'єра документального фільму Дмитра Томашпольського «Виграти все». Подаємо рецензію Семена Случевського, «Детектор медіа» на фільм.

Известный украинский кинорежиссер Дмитрий Томашпольский снял фильм по собственному сценарию «Выиграть все». Фильм о великом тренере нашей страны Игоре Турчине, который создал команду-легенду. Фильм о команде, ставшей легендой благодаря своему наставнику и его ученицам — женской гандбольной команде «Спартак Киев».

Подход к снаряду

Таким специфическим термином из лексикона спортивной гимнастики есть смысл, как мне видится, предварить разбор этой работы. Томашпольский — авторитетный творец игрового кинематографа, или, как было принято говорить раньше, художественного. Это всего третья документальная картина из его богатого списка, составившего два десятка лент.

Но настоящий мастер — он в разных жанрах мастер. Предыдущий неигровой фильм режиссера «Лариса Кадочникова. Автопортрет» в 2013 году был удостоен двух премий: имени Ивана Миколайчука и Союза кинематографистов Украины за лучшую документальную ленту года.

Другой неожиданный поворот темы. Зная Дмитрия много лет, честно, не догадывался об его профессиональном интересе к спортивной тематике. Украинский кинематограф может гордиться славными именами кинохудожников-неигровиков, которые отдали много лет экранному отображению спорта. Из прошлых времен нельзя не упомянуть Яна Местечкина, Юрия Ткаченко, из нынешних — Сергея Долбилова. Людей большого спорта также ярко снимали режиссеры, признанные в иных тематических пластах: Израиль Гольдштейн, Владимир Савельев, Виктор Василенко.

Но, оказывается, Дмитрий Томашпольский — давний верный друг одной спортивной команды. И она, эта команда, признает его своим. Об этом ниже.

«Легкий» жанр

Снимать картины о спортсменах очень легко. Эта сфера уже по определению предоставляет художнику то, что он ищет, что ему следует придумать — драматургический конфликт. В самом деле, здесь не надо ничего сочинять. Вышли два боксера, две игровые команды, даже два «самых мирных спортсмена» — шахматисты. Публика ждет, просто жаждет: одна сторона обязана выиграть, другая проиграть. А, к примеру, в боксе проиграть — это больно не только психологически... Чего еще изобретать? Конфликт как мотор сюжета уже подарен судьбой.

В то же время снимать о спортсменах труднее всего. Автор может попасть в волчью яму — элементарно обмануться подобной «простотой» — наличием «дармового» драматургического конфликта и ничего от себя не добавить. Таких примеров в спортивном кино — вагон и маленькая тележка. Рисковал ли Томашпольский, даже с его опытом в кинематографе, однако в спортивной тематике — практически дебютант? Да, рисковал. Какие же он нашел…

Выходы из лабиринта

Полагаю, прежде всего, сценарные. Напомню, режиссер — он же и автор. В самом начале ленты в синхроне Зинаида Турчина — одна из лидеров того славного «Спартака» и жена Наставника — вспоминает, когда они, еще совсем юные гандболистки, продули соперницам. И Игорь Евдокимович, не стесняясь, поставил им задачу на всю спортивную жизнь: «Вы будете еще чемпионками страны, обладательницами Кубка европейских чемпионов, будете побеждать на Олимпийских играх!». И в тот миг девчонки, слушая своего коуча, смотрели на него, как на безумца!

Но шли годы, и не простые, а годы в борьбе. В борьбе с соперницами, в одолении собственных слабостей. И спартаковки, воспитанницы Турчина, конечно, не одного поколения, стали 20-кратными чемпионками СССР, 13-кратными обладательницами Кубка чемпионов, костяком сборной Союза (девять — десять киевлянок из четырнадцати всего состава) под его же руководством завоевывали золотые медали на Олимпиадах в 1976 и 1980 годах.

Первый определяющий авторский ход Томашпольского как раз в таком выстраивании композиции по принципу контрапункта «чем хуже, тем лучше». От первого, практически детского поражения, к звездным победам в будущем.

Выиграть все — это жизненный девиз самого Турчина, который он привил своим ученицам на всю оставшуюся жизнь. Они сами — знаменитые в свою игровую пору — Людмила Бобрусь, Галина Захарова, Мария Литошенко, та же Зинаида Турчина, другие прославленные спортсменки — признаются в этом с экрана. И поэтому название фильма «Выиграть все».

Ведь название — дверь в произведение. Томашпольский двумя словами четко дал понять зрителям, кто есть герои его картины.

Связь времен. Нынешний гандбольный «Спартак», увы, не та «команда-звезда» на протяжении двадцатилетия с конца 60-х. Причин тому много, включая ситуацию в державе. Но показать тренировки и игры нынешних гандболисток славного клуба в творческом переплетении с их знаковыми предшественницами — смелое авторское решение. Кто знает, может быть, Дмитрий таким образом пытается «разбудить» честолюбие и волю нынешних девчонок, как некогда это сделал сам Тренер.

Интересный финал ленты. Семейный праздник в доме Турчиных в наши дни. Зрителя знакомят с новым Игорем Турчиным. Внуком Евдокимовича, совсем малышом. Вот такой, по-новому переделанный классический сценарный прием «рондо». Герой как бы «закольцевался» через внука. И словно подал знак в будущее им же, Турчиным, выстроенной команды? Гадать не стану. У сценариста есть еще один «соавтор» — зритель. Тот сам вправе домыслить продолжение фильма.

Сильные режиссерские ходы

Томашпольский и его герои не стесняются доброй дружеской иронии по отношению и к главному действующему лицу в кадре, и к самим себе. Это проявляется в рассказах, как Турчин иногда, выражаясь спортивным языком, «промазывал» в выборе модной одежды, в собирании собственной музыкальной коллекции. Ясно, что тренеру, нацеленному на такие спортивные вершины, зачастую не до подобных мелочевок. Но режиссер показал это с улыбкой, а не посредством занудных назиданий.

Очень важный психологический момент в картине. Коуч-мужчина и его женская команда. Даже далекие от спорта зрители понимают, что тренерская скамейка во время игры — это раскаленная сковородка. Там, в порывах эмоций, такие словечки могут выскочить из уст наставника, что мама берегись! А девчонки, пусть и спортсменки, все же люди с другой психологической структурой восприятия, чем мужики.

Женский игровой спорт знавал и знает разные типы тренеров-мужчин. Я имею в виду, прежде всего, именитых, с большими достижениями. Тот же Николай Карполь, многолетний наставник женских сборных СССР, СНГ, России, Беларуси по волейболу и «Уралочки» — известный крикун и матерщинник. А его предшественник в волейбольной женской сборной Союза Гиви Ахвелидиани (по прозвищу Князь) или баскетбольный коллега Евгений Гомельский (младший брат самого знаменитого советского и постсоветского тренера по баскетболу Александра Гомельского и дядя до сих пор лучшего баскетбольного комментатора Владимира Гомельского) слыли, наоборот, выдержанными, корректными.

Каков в этом плане был Турчин? Как он чувствовал тонкую женскую психологию, давал ли себе волю «выпускать пар» по полной программе? Хоть в картину и включены кадры хроники, показывающие, как Игорь Евдокимович эмоционально переживает перипетии матча, реагирует на ошибки своих учениц, никакого специфического сленга не слышно. Ничего об этом не говорят и героини. Их теплая память о наставнике важнее минутных обид, если допустить, что основание было. И режиссер тоже по делу ни авторским текстом, ни в интервью с гандболистками не зацикливается на сем. Даже если включил архивную хронику с эмоциями Турчина. Значит, это сознательный прием, нацеленный на то, что есть вещи важные и не очень.

Очень грамотное режиссерское решение отбора и подбора музыкального ряда фильма. Именно в качестве одного из главных элементов развития и творческого обогащения сюжета картины. В ленте со вкусом и органично с визуальным рядом сочетаются оригинальная музыка нашего современника композитора Тимура Полянского с классическим, эмоционально взрывным «Полетом Валькирий» Рихарда Вагнера.

И, если паче чаяния, кто-то осмелится обвинить Дмитрия Томашпольского, что он, мягко говоря, повторил знаменитый киноприем Фрэнсиса Форда Копполы в знаменитом фильме «Апокалипсис сегодня», то сии претензии — бред.

Вагнеровский «Полет» очень органичен в обозреваемой картине по смыслу — кто же такие спортсменки, если не Валькирии — Женщины-воительницы? И не только по смыслу органично, но и по художественному решению соединить героинь в динамичном кадре, т. е. в изобразительном ряду, с полностью совпадающим с ним по темпоритму музыкальным рядом. Сильное решение.

Турчин и Лобановский вместе

Игоря Турчина и Валерия Лобановского объединяет не только их славная тренерская судьба, но и трагическая кончина.

Они оба без преувеличения погибли на боевом посту — на тренерской скамейке. Игорь Евдокимович в 1993 году в Бухаресте, в перерыве матча тамошнего «Рапида» со «Спартаком». Вообще эпизод фильма Томашпольского о кончине Турчина, на мой взгляд, эмоционально самый сильный. Подробностей рассказывать не стану, посмотрите сами и убедитесь.

Валерий Васильевич в 2002 году в Запорожье, во время игры местного «Металлурга» с «Динамо» его прямо со стадиона забрала «скорая», через пять дней Лобановского не стало…

Но вот оба наставника-новатора встретятся вновь на следующей неделе в Милане. Там на самом престижном в мире фестивале спортивного кино и ТВ в конкурсной программе пересекутся «Выиграть все» и «Лобановский навсегда». Пожелаем удачи обеим украинским картинам.

А напоследок вспомним всех, кто причастен к этому творчески сильному фильму. Во-первых, сами героини, знаменитые в прошлом киевские гандболистки. И, разумеется, съемочная группа: автор и режиссер-постановщик Дмитрий Томашпольский; оператор-постановщик Тарас Шаповал; композитор Тимур Полянский; звукорежиссер Артем Мостовой; исполнительный продюсер Евгения Раух; продюсер Алена Демьяненко.

Семен Случевський, «Детектор медіа», 14 листопада 2016 року 

22 травня, середа, Малий зал Рада ветеранів НСКУ «Шлях до творчих вершин» Вітання ювілярів

21 травня, вівторок, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ «ОЛЕКСАНДР АСКОЛЬДОВ. НЕВІДОМЕ…»

20 травня, понеділок, Синій зал НАШ ІЛЮЗІОН