f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Тенденції світового ринку кінопрокату в 2013 та за період 2009-2013 (продовження)

19.06.2014

Антон Пугач, председатель НС ПАТ «Мультиплекс холдинг», по материалам cпециализированных изданий зарубежной прессы

Першу частину дослідження читайте тут

 

17.Австралия. Данные за 2013г.

Посещаемость, на 1-го чел.

Доля

национальных фильмов, %

Количество экранов, из них цифрових, шт.

Население, млн.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.

Цена билета, долл.США

Касса, млн.долл.

3,5

3,5

2 057

(1 168)

23,2

млн.чел.

64 157

12,9

1 060

    Австралия замыкает десятку крупнейших рынков мира, но, как видим, это связано не в последнюю очередь со стоимостью билетов – они в этой стране из самых дорогих в мире. Таким образом, имея количество проданных билетов меньшее, чем, например, в Мексике в три раза, Австралия обходит Мексику по валовому доходу: сборы в Мексике велики, но всё же на 150 миллионов долларов меньше австралийских.

    В группе стран с самым высоким ВВП чётко прослеживается связь этого обстоятельства с высокой стоимостью цен на билеты (на фоне других стран эта связь полностью несомненна). В нижеприведенной таблице  -  данные по десяти странам с самыми дорогими билетами. Эти же страны имеют и самые высокие в мире ВВП на душу населения.

Страна

ВВП на душу населения

Цена билета,

$

1

Швейцария

80 276

16,8

2

Норвегия

101 271

15,8

3

Швеция

57 297

15,2

4

Дания

57 999

13,8

5

Финляндия

47 625

12,9

6

Австралия

64 157

12,9

7

Япония

39 321

12,8

8

Кувейт

47 826

11,7

9

ОАЭ

43 184

11,0

10

Австрия

49 256

10,9

11

Нидерланды

47 651

10,8

12

Катар

104 655

10,6

     В Австралии также очень высокая посещаемость =  3,5, однако в 2008-2010гг. она была ещё выше: от 3,8 до 4,2. Таким образом, если сравнивать с показателем 2008г., то в  2013г. Австралии стали хуже ходить  в кино на 11%.

     Доля национальных фильмов в Австралии редко достигает отметки в 5%. При производстве 30-40 фильмов в год этот показатель мог бы быть больше, однако другие англоязычные фильмы, из США и Великобритании, составляют им серьёзную конкуренцию. Обращает на себя внимание тот факт,  что  3,5% кассы в 2013г. у национальных фильмов Австралии не в последнюю очередь связаны с 2млн.билетов на фильм «Великий Гэтсби» (копродукция с США).

18.Китай.Данные за 2013г.

Посещаемость, на 1-го чел.

Доля

национальных фильмов, %

Количество экранов, из них цифровых

Население

ВВП на душу населения, тыс.долл.

Цена билета, долл.США

Касса

0,4

58,7

18 195

(17 526)

1,36

млрд.чел.

6 569

5,8

3,5 млрд.долл.

 

     За последние пять лет китайская касса выросла в пять раз, а посещаемость в три раза. Американские фильмы выходят в прокат Китая по квотам, в первой двадцатке всего одиннадцать фильмов США, и они в основном во втором десятке. Однако, те из фильмов  США, которым удаётся попасть в китайский прокат, собирают кассу, больше которой в общемировом итоге, за редким исключением,  только американские показатели. В нижеприведенной таблице даны результаты проката лучших фильмов США (из ТОП-20 Китая) в Китае, США, Великобритании, Японии и России (красным цветом  выделен лучший неамериканский результат фильма).

Фильм

Касса в Японии, млн.долл.США

Касса в России, млн.долл.США

Касса в Великобритании,

млн. долл.США

Касса в Китае, млн.долл.

США

Касса в США,млн. долл.США

1

Железный человек 3

25,1

44,5

57,0

116,5

409,0

2

Гравитация

30,5

21,4

53,1

72,7

274,0

3

Форсаж 6

20,0

34,2

38,2

67,7

238,6

4

Семейка Крудс

-

28,6

43,1

65,2

187,1

5

007: координаты «Скайфолл»

32,5

25,1

161,0

61,1

304,3

6

Стар Трек.Возмездие

10,0

10,5

39,3

57,8

 

7

Тор 2: Царство тьмы

6,0

35,7

31,8

56,8

228,7

8

G.I.Joe: Бросок кобры 2

9,9

15,0

11,5

54,2

122,5

9

Хоббит: нежданное путешествие

19,2

43,8

78,6

51,2

303,0

 

Итого

153,2

258,8

513,6

603,2

2 067

    Таким образом,   фильмы США (в таблице приведены данные по тем фильмам, которые вошли в китайский ТОП-20) в Китае уже собирают больше, чем  в Великобритании, а также больше, чем в Японии и России вместе взятых.

    Растущий потенциал китайского проката уже влияет на тематические планы и маркетинговые приёмы Голливуда.

    За пять лет средняя стоимость билета в Китае выросла на 90%. Таким образом, и этот ключевой показатель влиял на рост рынка, однако куда меньше, чем, собственно, посещаемость. Будь в 2013г. в Китае цены на билеты такими, какими они имели место в 2008г., этот рынок всё равно был бы сегодня вторым в мире после США.

   Национальные фильмы в Китае собирают 58,7% от сборов, однако лишь четверть из 638шт. фильмов, произведенных в стране в 2013г., попали  в прокат. Несмотря на то, что китайский рынок сегодня второй в мире по объёму доходов, всего до 30шт. китайских  фильмов в год приносят прибыль.

 

19.Южная Корея. Данные за 2013г.

Посещаемость, на 1-го чел.

Доля

национальных фильмов, %

Количество экранов, из них цифровых

Население

ВВП на душу населения, тыс.долл.

Цена билета, долл.США

Касса, млн.долл.

4,2

59,9

2 184

(2 184)

50,2

млн.чел.

23 838

6,6

1 420

       За период 2009-2013гг. касса в этой стране выросла на 42%, посещаемость  - на 36%, производство собственных фильмов – на 50%. В этой стране 100% экранов оцифрованы, а посещаемость – одна из самых высоких в мире = 4,2. Мировые лидеры по посещаемости  -  в нижеприведенной  таблице:

Страна

Посещаемость, на 1-го чел.

Цена билета,

$

Доля национальных

 фильмов, %

1

Исландия

4,3

8,8

3,1

2

Южная Корея

4,2

6,6

59,9

3

США

3,9

8,0

94,6

4

Сингапур

3,9

7,0

4,0

5

Канада

3,8

8,3

5,0

6

Австралия

3,5

12,9

3,5

7

Гонконг

3,4

8,3

21,7

8

Ирландия

3,2

9,3

0,9

9

Франция

2,9

8,6

33,8

10

Великобритания

2,6

10,2

21,5

         Мировых лидеров по  посещаемости кинотеатров можно условно разбить на три группы:

ГРУППА «А» (Англоязычные страны): США, Канада, Австралия, Ирландия, Великобритания.

ГРУППА «Б» (Юго-Восточная Азия): Южная Корея, Сингапур, Гонконг.

ГРУППА «В» (Европейские неанглоязычные страны): Исландия, Франция.

    Поскольку близко к лидерам находятся северные страны Европы Дания (2,4) и Норвегия (2,3), то географически-ментальные характеристики могут оказаться важными, если пытаться анализировать причины отличий посещаемости в этих странах, включая Исландию, от других стран Европы. Французское лидерство носит исторический характер, и оно вполне логично, равно как и лидерство англоязычных стран. Феномен стран Юго-Восточной Азии новый, на примере данных за 1999г. по Южной Корее, в сравнении с данными по другим ведущим рынкам мира, можно анализировать темпы формирования этого явления (в таблицу не включены данные по Китаю и Мексике, которые также отличаются резкой позитивной динамикой, но связаны в большей степени с последним пятилетием; некоторые страны взяты избирательно, для сравнения самых показательных примеров).

Страна

Количество проданных билетов, 1999г.

Количество проданных билетов, 2013г.

Динамика

за 15 лет

1

Южная Корея

54,7

213,3

+ 290%

2

Нидерланды

17,0

30,8

+ 81%

3

Франция

156,0

193,6

+ 24%

4

Канада

106,4

131,0

+ 23%

5

Великобритания

140,0

165,5

+ 18%

6

Япония

144,8

155,9

+ 8%

7

Италия

105,0

106,7

+ 1,6%

8

Бельгия

22,0

20,9

               -5%

9

Австралия

88,0

82,0

               -7%

10

Германия

149,0

129,7

- 13%

11

Испания

131,4

78,2

-  40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В 1999г. в Южной Корее произвели  42 фильма, которые заняли 36% рынка. В 2013г. в этой стране было произведено 207 фильмов, а их доля на рынке = 59,9%, это также один из самых лучших результатов в мире (ниже – таблица мировых лидеров по этому показателю).

Страна

Доля национальных

 фильмов в годовых сборах , %

1

Иран

99,0

2

США/Канада

94,6

3

Индия

91,5

4

Египет

80,0

5

Япония

60,6

6

Южная Корея

59,9

7

Китай

58,7

8

Турция

58,0

9

Индонезия

55,0

10

Марокко

40,0

11

Франция

33,8

12

Италия

31,0

13

Дания

30,0

14

Германия

26,2

15

Филиппины

25,7

16

Швеция

24,8

17

Чехия

24,2

 

В таблицу  включены данные по африканским странам   и Иран, однако следует учесть, что размеры доходов в этих странах существенно ниже, чем во всех остальных стран этой группы: 

 - Египет = 52,8 млн.долл.;

 - Иран = 11,9млн.долл.;

 - Марокко = 8,9 млн.долл.

     Жирным шрифтом в таблице выделены данные по крупнейшим рынкам, где валовый доход равен суммам свыше 1млрд.долл.

20.Индия. Данные за 2013г.

Количество  фильмов собственного производства

Посещаемость, на 1-го чел.

Доля

национальных

фильмов, %

Количество экранов, из них цифровых

Население

ВВП на душу населения, тыс.долл.

Цена билета, долл.США

Касса

1 602шт. (2012г.)

2,2

91,5

11 265

(10 138)

1, 24

млрд.чел.

1 414

0,6

1,6млрд.

дол..

     Несмотря на то, что только за последние три года население Индии выросло на 27млн.чел., количество проданных билетов в 2013г. не увеличилось, а уменьшилось. В более широком временном диапазоне это падение составляете 30% (период 2006-2013гг.). На этом фоне выглядит несколько удивительным рост рынка: за последние 8 лет индийская касса выросла на 50%, что, очевидно, произошло в связи существенным ростом стоимости билетов. В этот же период произошло расширение ассортимента национальных фильмов: их также в 2012г. выходит в прокат на 50% больше (1 602шт.), чем в 2006г. (1 091шт.), однако доля  их в прокате улучшилась  всего на  несколько процентов. Стоит отметить, что в Индии растёт ВВП: темпы этого процесса = + 20% за  последние три года.

      При всей экзотичности индийского рынка, касса американских фильмов на нём не столь мала, как могло бы показаться, если исходить из их доли в общем валовом доходе. В нижеприведенной таблице данные по ТОП-10 американских фильмов в Индии в 2013г. (индийский лидер в ТОП-10 Индии  =  27,0 млн.долл., однако в другие года лучшие индийские  фильмы собирали и по 33-55млн.долл.) и данные по сборам этих фильмов в Украине.

Фильм

Касса в Украине, млн.долл.США

Касса в Индии, млн.долл.США

1

Железный человек 3

3,2

12,2

2

Форсаж 6

2,6

10,1

3

Гравитация

2,1

6,1

4

Росомаха: Бессмертный

1,3

4,6

5

G.I.Joe: Бросок кобры 2

1,3

4,2

6

Заклятие

0,5

3,8

7

Человек из стали

1,0

3,6

8

Тор 2: Царство тьмы

2,8

3,6

9

Война миров Z

2,4

3,0

10

Крепкий орешек: хороший день, чтобы умереть

1,4

2,2

 

Итого

18,6

53,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Другие азиатские страны. Данные за 2012-2013гг.

    За период последних пяти лет существенно выросли все рынки обозреваемых семи стран. Некоторые меньше (+18% в Таиланде), некоторые больше (+100% в Малайзии), и при этом только в Малайзии существенно выросло местное производство фильмов (почти в три раза за пять лет, с 27шт. в год в 2009г. до 71шт. в 2013г.). Любопытно, что на фоне  роста доходов в Гонконге на 38% (за 5 лет) местное производство как раз упало с 70шт. фильмов в год в 2009г. до 42шт. в 2013г.

    В Филиппинах, Таиланде и Индонезии крайне низкая обеспеченность экранами и достаточно сильное влияние цензуры на прокат. К тому же, Филиппины, как и Индонезия, прибегли к практике квотирования национального продукта.

Страна

Население, млн.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Касса, млн.долл.

Цена билета,

$

Посещаемость на 1-го чел.

Залов,

в т.ч. цифровых, шт.

Доля национальных фильмов, %

1

Тайвань

23,4

20 706

242,4

10,1

1,0

636 (636)

17,5

2

Малайзия

30,0

10 429

210,0

3,4

2,0

774(774)

13,2

3

Гонконг

7,2

38 605

209,5

8,3

3,4

222 (222)

21,7

4

Филиппины

97,5

2 792

163,3

2,2

0,8

703(575)

25,7

5

Индонезия

248,0

3 499

156,3

2,8

0,2

842 (842)

в 2008г.была 55%, по другим годам нет точных даннях

6

Сингапур

5,4

52 918

148,3

7,0

3,9

215(215)

4%

7

Таиланд

68,2

5 879

119,3

4,8

0,4

846 (816)

в 2010г.была 37,5%, по другим годам нет точных данных

 

Динамика роста в Тайване за 2009-2013гг. была на уровне 41%, однако нисколько не улучшилась посещаемость, т.е. весь прогресс был обеспечен ростом стоимости билетов, который, к тому же, имел место на фоне роста ВВП (+ 13% за три последних года).

    В Малайзии рынок также вырос (+100% за 5 лет) на фоне незначительного роста стоимости цены на билеты (+ 15% за 5 лет). Почти на 50% за пять лет в этой стране вырос ВВП. Так что, наряду с бурным ростом собственного произодства,  фактор роста ВВП также имел определяющее значение  для роста рынка кинопроката.

     На Филиппинах картина несколько иная: рынок за пять лет вырос на 92%, но стоимость билетов за пять лет (2008-2012гг.) выросла не на 15%, как в Малайзии, а на 70%. Аналогично с Малайзией тут за пять лет вырос ВВП почти на  50%, но сам размер этого ВВП в Филиппинах в 3,8 раз меньше, чем в Малайзии.

     За пять лет осталась неизменной посещаемость в Индонезии, так что весь прирост рынка (свыше 60%) связан с ростом стоимости билетов (на аналогичную величину в этой стране за этот период вырос и ВВП).

     Посещаемость в Сингапуре в 2009г. была лучшей в мире = 4,6, однако в 2013г. она упала до 3,9. За эти же годы рынок всё же  вырос (почти на 30%), и тут также сыграло свое значение повышение стоимости цены на  билеты. Эти процессы также проходили в этой стране на фоне роста ВВП за пять лет почти на четверть.

     Рынок в Таиланде (по посещаемости тождественный украинскому в 2012-2013гг. полностью, а по валовой выручке – весьма близкий) за пять лет вырос  всего на 18%, однако все 18% обеспечены ростом стоимости цен на билеты. В Таиланде производят свыше 50шт. собственных фильмов, которые имеют в местном прокате весьма большую долю:  в 2010г она была  равна 37,5% (по другим годам нет точных данных).

    В рассматриваемых азиатских странах   показатель обеспеченности населения залами весьма разный. В странах, где ВВП высокий, залов уже достаточно много, а в бедных странах этот показатель ниже или близок к тому, который имеет место в Украине (1,0):

Страна

Залов на 100тыс.чел.

1

Сингапур

3,98

2

Гонконг

3,08

3

Тайвань

2,71

4

Малайзия

2,58

5

Таиланд

1,24

6

Филиппины

0,72

7

Индонезия

0,33

     В целом, обеспеченность залами в Индонезии, Филиппинах и Таиланде куда хуже, чем в латиноамериканских странах, и  также чётко просматривается, если делать сравнительный анализ этих двух регионов, связь этого показателя с размером ВВП на душу населения.

22.Африка. Данные за 2011-2013гг.

Страна

Население, млн.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Касса, млн.долл.

Цена билета,

$

Посещаемость на 1-го чел.

Залов, в т.ч. цифровых, шт.

Доля

национальных фильмов, %

1

Южная Африка

51,7

6 847

90,8

2,6(2011г.)

0,5(2011г.)

875 (672), данные 2011г.

11,2

2

Египет

84,2

3 114

52,8

2,5

0,25

399(105)

80,0

3

Марокко

32,9

3 190

8,9

5,0

0,1

     70 (39)

40,0

    

 Лишь в трёх странах Африки имеется структурированная киноиндустрия, сравнимая с основными международными рынками. Однако,  рынки  и этих трёх стран сильно отличаются друг от друга. Так, в Египте в прокат не может выйти более 8 иностранных фильмов в год(данные 2010г.). Это позволяет всего 25-ти фильмам местного производства занимать долю в 80% от объёма валового дохода. В 2013г. рынок Египта хуже итогов 2010г. на 14%. За пять лет в Египте не открылось ни одного нового зала, но при этом количество цифровых экранов выросло с 28шт. в 2010г. до 105шт. в 2013г. Несмотря на то, что всего за три года население страны выросло на  6млн.чел.(+7,6%), количество продаваемых билетов за этот период снизилось на 35%.

     Южноафриканский прокат по двум своим показателям соотносим с украинским: посещаемость и касса в ЮАР весьма близки к украинским. Объем выручки в 2010г. достиг отметки 114млн.долл, а затем 4 года подряд падал. В 2013г. касса ЮАР уже равна 90,8млн.долл.(минус 20% за четыре года), однако нет точных данных, каковы на сегодня другие показатели этого рынка. Известно, что в ЮАР немного падает ВВП, но не более, чем на несколько процентов в год. Билет в ЮАР стоил в 2010г. 2,07долл.США, а в 2011г. уже 2,6долл.США. Местное производство составляет до 25 фильмов в год с  очень неплохой, как для такого количества, долей в 11,2% в валовом доходе (квот, как в Египте или Индонезии, тут нет).

23.Средний Восток. Данные за 2012-2013гг.

Страна

Население, млн.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Касса, млн.долл.

Цена билета,

$

Посещаемость на 1-го чел.

Залов, в т.ч. цифровых, шт.

Доля национальных фильмов, %

1

ОАЭ

9,0

43 184

145,4

12,9

1,4

311 (311)

нет данных

2

Израиль

7,9

34 651

129,7

9,3

1,8

390 (390)

10%

3

Кувейт

3,9

47 829

49,9

11,78

1,1

62

нет данных

4

Ливан

4,1

10 708

26,3

8,00

1,0

127

нет данных

5

Катар

1,9

104 655

25,6

10,63

1,3

37

нет данных

6

Иран

77,1

 5 039

11,9

1,8

0,1

353 (162)

99%

 

Во всех странах данного региона, кроме Ирана, рынки показывают стремительный рост. Только за последние три года касса Кувейта выросла на 152%, Катара – на 96%, ОАЭ -  на 77% (а за пять лет – на 170%), Ливана – на 49%, Израиля – на 21%. Эти моноголетние процессы происходят на фоне неуклонного роста ВВП на душу населения в каждой из стран, а также роста населения, особенно в ОАЭ.

     Все страны группы, кроме Ирана и Израиля, показывают на своих экранах американские и египетские фильмы. В  Иране демонстрируют преимущественно собственные фильмы (99%), а в Израиле американские и европейские фильмы разбавлены израильскими: доля фильмов Израиля = 10% (иногда больше). В Израиле производят до 28 картин в год, в Иране 62-98шт. (в 2013г. 87шт.), в Ливане 15 фильмов, и они пользуются спросом в прокате, входят в ТОП-10 (4шт.).

     Иранский рынок показал парадоксальный рост в 2012г.: с отметки 2011г. в 22,1млн.долл.  доход  вырос до 45,2млн.долл.в 2012г. Однако в 2013г. рынок ухудшился в одночасье в четыре раза, обрушившись до  отметки в 11,9 млн.долл. (это на 70% хуже показателей даже 2009г.), так как  в этом году имела место девальвация национальной валюты на уровне до 50%.

24. Общемировые итоги и украинский контекст.Данные за 2013г.

Страна =

насыщенность залами на 100тыс.чел.

Население, млн.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Касса,

млн.долл.

Цена билета,

$

Посещаемость

на 1-го чел.

Залов,шт.

в т.ч.

цифровых, %

Доля нац. фильмов, %,

кол-во произв. фильмов, шт.

1

США =  12,5

 316

52 839

9 782

8,0

3,9

39 783 (92,5%)

95%(755шт.)

2

Китай =  1,3

   1 360

  6 569

3 540

5,8

0,4

18 195  (96,3%)

59%(638шт.)

3

Япония =  2,6

 127

39 321

1 990

    12,8

1,2

3 318 (95,5%)

61%(591шт.)

4

Великобритания = 6,0

  64

39 049

1 690

    10,2

2,6

3 867 (99,81%)

22%(239шт.)

5

Франция = 8,5

  66

42 991

1 660

8,6

2,9

5 587 (99,6%)

34%(270шт.)

6

Индия = 0,9

   1 243

 1 414

1 600

0,6

2,2

11 265 (89,9%)

92%(1 602шт.)

7

Южная Корея = 4,3

 50

       23 838

      1 420

6,6

4,2

2 184 (100%)

60%(207шт.)

8

Германия = 5,7

 81

43 952

1 360

    10,5

1,6

4 610 (90,4%)

26%(236шт.)

9

Россия = 2,4

     143

14 973

1 340

7,5

1,2

3 479 (85,2%)

18%(73шт.)

10

Канада = 8,6

35

51 871

1 092

8,3

3,8

3 031 (99,7%)

5%(93шт.)

11

Австралия = 8,9

23

64 157

1 060

12,9

3,5

2 057(56,7%)

     4%(27шт.)

12

Мексика = 4,7

118

11 224

911

3,5

2,1

5 547 (85,8%)

  12%(126шт.)

13

Италия = 6,4

60

33 909

858

8,0

1,8

3 808 (74,8%)

  31%(167шт.)

14

Бразилия = 1,3

200

10 958

744

5,4

0,7

2 679 (47,4%)

  19%(127шт.)

15

Испания = 8,3

47

29 409

669

8,6

1,7

3 894 (69,8%)

  14%(230шт.)

16

Нидерланды = 4,9

17

47 651

331

10,8

1,8

830 (100%)

 21%(65шт.)

17

Турция = 2,7

76

10 745

266

5,3

0,7

2 243 (47,8%)

 51%(95шт.)

18

Аргентина = 2,0

42

11 679

258

5,3

1,1

866 (47,6%)

15% (166шт.)

19

Швеция = 8,0

10

57 297

252

15,2

1,7

774 (91,3%)

 25%(61шт.)

20

Тайвань = 2,7

23

20 706

242

10,1

1,0

636 (100%)

18%(36шт.)

21

Швейцария = 6,6

8

80 726

230

16,8

1,7

533 (97,7%)

6%(104шт.)

22

Венесуэла = 1,5

30

12 256

226

8,0

0,9

464 (22,1%)

9%(15шт.)

23

Бельгия = 4,4

11

47 882

216

6,9

1,9

497 (98,8%)

13%(70шт.)

24

Малайзия = 2,6

30

10 429

210

3,4

2,0

774 (100%)

13%(71шт.)

25

Гонконг = 3,0

7

38 605

210

8,3

3,4

 222(100%)

22%(42шт.)

26

Польша = 3,3

39

13 334

210

5,8

0,9

1 259 (77,2%)

20%(45шт.)

27

Колумбия = 1,7

47

7 831

188

4,3

0,9

791 (78,4%)

5% (НД)

28

Дания = 7,2

6

57 999

187

13,8

2,4

406 (98,5%)

30%(64шт.)

29

Норвегия = 8,2

5

101 271

187

15,8

2,3

422 (100%)

23%(30шт.)

30

Австрия = 6,4

9

49 256

166

10,9

1,8

548 (97,9%)

4%(46шт.)

31

Филиппины = 0,7

96

2 792

163

2,2

0,8

703 (81,8%)

26% (78шт.)

32

Индонезия = 0,3

248

3 499

156

2,8

0,2

842 (100%)

55% (86шт.)

33

Сингапур = 4,0

5

52 918

148

7,0

3,9

215 (100%)

4% (13шт.)

34

ОАЭ = 6,6

5

43 184

145

11,0

1,1

        311 (100%)

НД

35

Ирландия = 10,0

5

47 882

136

9,3

3,2

465 (100%)

1% (34шт.)

36

Перу = 1,5

31

6 797

132

3,8

1,1

473 (50,7%)

12% (НД)

37

Изралиль = 4,9

8

34 651

130

9,3

1,8

390 (100%)

10% (28шт.)

38

Чили = 1,9

18

16 043

119

5,9

1,2

340 (69%)

8% (НД)

39

Таиланд = 1,2

68

5 879

119

4,8

0,4

846 (96,5%)

НД(53шт.)

40

Украина = 1,0

45

3 862

118

5,2

0,5

451 (83,59%)

0,7% (16шт.)

41

Финляндия = 5,2

5

47 625

101

12,9

1,4

284 (100%)

23% (43шт.)

42

Южная Африка = 1,7

52

6 847

91

2,6

0,5

875 (76,8%)

11% (25шт.)

43

Португалия = 5,1

17

20 663

87

6,9

1,2

545 (78%)

3% (13шт.)

44

Греция = 4,4

11

21 617

79

8,6

0,8

482 (24,9%)

7% (40шт.)

45

Чехия = 6,5

11

18 868

73

6,6

1,1

884 (48,6%)

24% (47шт.)

46

Венгрия = 3,5

10

13 172

61

6,0

1,0

345 (83,47%)

2% (32шт.)

47

Египет = 0,5

84

3 114

53

2,5

0,3

399(26,3%)

80% (25шт.)

48

Кувейт = 1,6

4

47 829

50

11,8

1,1

         62 (100%)

НД

49

Румыния = 1,3

20

8 630

48

5,3

0,5

       264(85,6%)

      3% (37шт.)

50

Болгария = 2,2

7

7 411

27

5,6

0,7

       165(98,8%)

    0,6%(15шт.)

51

Ливан = 3,1

4,1

10 708

26,3

8,0

1,0

127(нд)

НД

52

Катар = 1,9

1,9

104 655

25,6

10,6

1,3

37(нд)

НД

53

Словакия = 3,1

5

17 929

25,2

6,8

0,7

       168 (79,1%)

4% (13шт.)

54

Хорватия = 3,6

4

13 312

21

5,3

0,9

        153(84,9%)

11% (24шт.)

55

Уругвай = 2,0

3,4

16 834

18,5

5,9

1,1

70(57,1%)

1,8% (24шт.)

56

Литва = 2,8

3

15 633

17

5,3

1,3

84 (61,2%)

17% (16шт.)

57

Эстония = 2,6

1,3

18 127

16

6,1

1,9

34 (85,3%)

6%(19шт.)

58

Словения = 5,3

2

22 719

15

6,3

1,1

112 (44,6%)

11% (16шт.)

59

Латвия = 3,3

2

14 924

14

5,7

1,2

66 (54,5%)

5% (14шт.)

60

Исландия = 13,6

0,3

45 315

12,3

12,0

4,3

        41 (92,7%)

  3,1%(10шт.)

61

Иран = 0,46

77

5 039

11,9

1,8

0,1

353 (45,9%)

99% (87шт.)

62

Марокко = 0,21

32,9

3 190

8,9

5,0

0,1

70 (55,7%)

40% (17шт.)

63

Кипр = 4,2

0,9

24 706

7

10,2

0,7

38 (100%)

0,1%(1шт.)

64

Босния&Герцеговина =0,65

3,8

4 866

3,3

3,5

0,2

25 (48%)

1% (6шт.)

65

Черногория  = нд

0,6

7 252

1,0

4,6

0,4

нд

нд

   Примечание №1: в таблицы применены сокращения по принятым канонам данного действия. 

   Примечания №2: курсивом даны сведения за 2012г. (в отд.случаях – за 2011г.)

  Примечание №3: в США из указанных 755шт. фильмов свыше 300шт. имеют производственный бюджет  не более 1млн.долл.

 Примечание№4: по Украине  курс расчёта выручки:  $1 = 8,1грн.

 Примечание №5: несмотря на то, что ВВП на душу населения лишь в пяти странах рассматриваемой группы из 65-ти стран ниже, чем в Украине, по другим ключевым показателям Украина опережает не пять стран, а гораздо больше (все такие показатели выделены в таблице красным цветом), а именно:

- по посещаемости – 8 стран;

- по стоимости билетов – 14 стран;

- по цифровизации кинозалов – 27 стран.

     Первое обстоятельство, которое является важным для сегодняшнего рынка в Украине, это насыщенность залами. В Украине этот показатель равен  1,0 зала на 100 тыс. чел.  Если говорить о ближайшей перспективе, то позитивным можно считать результат, когда за 5-10 лет этот показатель изменится в лучшую сторону до 1,3 – 2,2 (на большее рассчитывать сложно, исходя из актуальных совокупных предпосылок на рынке страны). Чтобы проанализировать предпосылки такой перспективы, попробуем разделить все 65 стран, где есть обозреваемые рыночные процессы,   на три условные группы по критерию насыщенности страны кинозалами (в порядке снижения), где:

- ГРУППА№1 – страны с показателем от 2,3 и выше;

- ГРУППА №2 – страны с показателем от 1,0 до 2,2;

- ГРУППА№3 - страны с показателем от 0,1 до 0,9.

     Рынки двух последних групп расположатся в порядке убывания следующим образом:

ГРУППА№2

Страна =

насыщенность залами на 100тыс.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

1

Болгария = 2,2

7 411

2

Уругвай = 2,0

16 834

3

Аргентина = 2,0

11 679

4

Катар = 1,9

104 655

5

Чили = 1,9

16 043

6

Колумбия = 1,7

7 831

7

Южная Африка = 1,7

6 847

8

Кувейт = 1,6

47 829

9

Венесуэла = 1,5

12 256

10

Перу = 1,5

6 797

11

Китай =  1,3

6 569

12

Бразилия = 1,3

10 958

13

Румыния = 1,3

8 630

14

Таиланд = 1,2

5 879

15

Украина = 1,0

3 862

 

В этой группе, где Украина может подняться на несколько позиций вверх, абсолютно все страны имеют показатель ВВП на душу населения существенно выше украинского: ближайшие «соседи»  на минимум 52% (Таиланд) или 70% (Китай) опережают украинское ВВП.

    ГРУППА№3

 

Страна =

насыщенность залами на 100тыс.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

1

Индия = 0,9

1 414

2

Филиппины = 0,7

2 792

3

Босния&Герцеговина =0,65

4 866

4

Египет = 0,5

3 114

5

Иран = 0,46

                 5 039

6

Индонезия = 0,3

3 499

7

Марокко = 0,21

3 190

 

В этой группе обращает на себя внимание, что ВВП на душу населения больше украинского только в Боснии и Герцеговине и Иране.

     Таким образом, есть основания считать, что насыщенность кинозалами, как правило, связана с ВВП на душу населения самым непосредственным образом. Без улучшения этого показателя украинских кинозалов вряд ли станет намного больше, чем есть сейчас. Фактически мы видим, что нет ни одной страны, где этот показатель был бы лучше, но при этом и ВВП не было бы на более высокой отметке, чем в нашей стране.

     Второе обстоятельство, которое могло бы повлиять на рост рынка – рост стоимости билетов. Аналогично первому, разбиваем страны на условные группы по этому критерию, где:

- ГРУППА№1 – страны с  показателем от 8,0 и выше;

- ГРУППА№2 – страны с показателем от 5,2 до 7,9;

- ГРУППА №3 – страны с показателем от 0,5 до 5,1.

     Рынки двух последних групп располагаются в порядке убывания следующим образом:

                    ГРУППА №1   

 

Страна =

насыщенность залами на 100тыс.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Цена билета,

$

1

Швейцария = 6,6

80 726

16,8

2

Норвегия = 8,2

101 271

15,8

3

Швеция = 8,0

57 297

15,2

4

Дания = 7,2

57 999

13,8

5

Австралия = 8,9

64 157

12,9

6

Финляндия = 5,2

47 625

12,9

7

Япония =  2,6

39 321

    12,8

8

Исландия = 13,6

45 315

12,0

9

Кувейт = 1,6

47 829

11,8

10

ОАЭ = 6,6

43 184

11,0

11

Австрия = 6,4

49 256

10,9

12

Нидерланды = 4,9

47 651

10,8

13

Катар = 1,9

104 655

10,6

14

Германия = 5,7

43 952

    10,5

15

Великобритания = 6,0

39 049

    10,2

16

Кипр = 4,2

24 706

10,2

17

Тайвань = 2,7

20 706

10,1

18

Изралиль = 4,9

34 651

9,3

19

Ирландия = 10,0

47 882

9,3

20

Испания = 8,3

29 409

8,6

21

Франция = 8,5

42 991

8,6

22

Греция = 4,4

21 617

8,6

23

Канада = 8,6

51 871

8,3

24

Гонконг = 3,0

38 605

8,3

25

США =  12,5

52 839

8,0

26

Италия = 6,4

33 909

8,0

27

Венесуэла = 1,5

12 256

8,0

28

Ливан = 3,1

10 708

8,0

 

     В этой лидирующей группе прежде всего примечательно, что все страны, кроме последних двух, имеют ВВП на душу населения от 20тыс.долл. и выше, достижение чего в обозримой (5-10лет) перспективе в Украине крайне маловероятно.

                 ГРУППА№2

Страна =

насыщенность залами на 100тыс.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Цена билета,

$

1

Россия = 2,4

14 973

7,5

2

Сингапур = 4,0

52 918

7,0

3

Португалия = 5,1

20 663

6,9

4

Бельгия = 4,4

47 882

6,9

5

Словакия = 3,1

17 929

6,8

6

Чехия = 6,5

18 868

6,6

7

Южная Корея = 4,3

       23 838

6,6

8

Словения = 5,3

22 719

6,3

9

Эстония = 2,6

18 127

6,1

10

Венгрия = 3,5

13 172

6,0

11

Уругвай = 2,0

16 834

5,9

12

Чили = 1,9

16 043

5,9

13

Польша = 3,3

13 334

5,8

14

Китай =  1,3

  6 569

5,8

15

Латвия = 3,3

14 924

5,7

16

Болгария = 2,2

7 411

5,6

17

Турция = 2,7

10 745

5,3

18

Аргентина = 2,0

11 679

5,3

19

Румыния = 1,3

8 630

5,3

20

Хорватия = 3,6

13 312

5,3

21

Литва = 2,8

15 633

5,3

22

Украина = 1,0

3 862

5,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видим, даже в условно «своей» группе Украина стоит абсолютно особняком: нет ни одной страны, где бы столь низкий ВВП сочетался с аналогичной нашей стоимости билета. Очевидно, что рассчитывать на её повышение без существенного улучшения показателя ВВП на душу населения вряд ли приходится.

                      ГРУППА№3

Страна =

насыщенность залами на 100тыс.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Цена билета,

$

1

Марокко = 0,21

3 190

5,0

2

Таиланд = 1,2

5 879

4,8

3

Черногория  = нд

7 252

4,6

4

Колумбия = 1,7

7 831

4,3

5

Перу = 1,5

6 797

3,8

6

Мексика = 4,7

11 224

3,5

7

Босния&Герцеговина =0,65

4 866

3,5

8

Малайзия = 2,6

10 429

3,4

9

Индонезия = 0,3

3 499

2,8

10

Южная Африка = 1,7

6 847

2,6

11

Египет = 0,5

3 114

2,5

12

Филиппины = 0,7

2 792

2,2

13

Иран = 0,46

5 039

1,8

14

Индия = 0,9

 1 414

0,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даже в последней группе девять стран из четырнадцати имеют ВВП на душу населения лучше, чем в Украине, но при этом имеют стоимость билета ниже нашей. Таким образом, украинская стоимость на билеты несколько выше, чем это следовало бы из данных по ВВП, но что, вероятнее всего, связано со структурой и географией самого проката в Украине, а также дефицитом  кинозалов с их одновременно высокой цифровизацией.

     Третье обстоятельство, которое может улучшить прокат – повышение посещаемости. Логичнее всего рассчитывать, что этот показатель в Украине будет близок к восточноевропейскому или латиноамериканскому, без учёта более насыщенной залами Мексики, т.е. посещаемость в зоне от 0,5 до 1,2 – это наша естественная зона роста.  В нижеприведенной таблице  -  данные по странам этой группы.

Страна =

насыщенность залами на 100тыс.чел.

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Цена билета,

$

Посещаемость

на 1-го чел.

1

Япония =  2,6

39 321

    12,8

1,2

2

Латвия = 3,3

14 924

5,7

1,2

3

Россия = 2,4

14 973

7,5

1,2

4

Чили = 1,9

16 043

5,9

1,2

5

Португалия = 5,1

20 663

6,9

1,2

6

Чехия = 6,5

18 868

6,6

1,1

7

Словения = 5,3

22 719

6,3

1,1

8

ОАЭ = 6,6

43 184

11,0

1,1

9

Аргентина = 2,0

11 679

5,3

1,1

10

Перу = 1,5

6 797

3,8

1,1

11

Уругвай = 2,0

16 834

5,9

1,1

12

Кувейт = 1,6

47 829

11,8

1,1

13

Тайвань = 2,7

20 706

10,1

1,0

14

Венгрия = 3,5

13 172

6,0

1,0

15

Ливан = 3,1

10 708

8,0

1,0

16

Польша = 3,3

13 334

5,8

0,9

17

Колумбия = 1,7

7 831

4,3

0,9

18

Хорватия = 3,6

13 312

5,3

0,9

19

Венесуэла = 1,5

12 256

8,0

0,9

20

Филиппины = 0,7

2 792

2,2

0,8

21

Греция = 4,4

21 617

8,6

0,8

22

Бразилия = 1,3

10 958

5,4

0,7

23

Болгария = 2,2

7 411

5,6

0,7

24

Словакия = 3,1

17 929

6,8

0,7

25

Турция = 2,7

10 745

5,3

0,7

26

Кипр = 4,2

24 706

10,2

0,7

27

Украина = 1,0

3 862

5,2

0,5

 

Как видим, более высокая посещаемость возможна только там, где большая насыщенность залами, ибо только в Филиппинах этот показатель выше, чем в Украине и при этом насыщенность залами ниже нашей (в этом случае понятно, что лучшая посещаемость может бать связана с низкой стоимостью билета: в Филиппинах это 2,2 долл.США, а у нас 5,2долл.США). Также в этой таблице видно, что половина стран рассматриваемой группы имеет цифровизацию залов ниже украинской, т.е. относительно неплохая украинская посещаемость, очевидно, не в последнюю очередь связана с тем, что в нашей стране более высокими темпами идёт цифровая модернизация, ибо из логики анализа всех других исходных данных, кроме цифровизации, наши показатели должны были бы быть хуже имеющихся. Украинские 83,5% цифровых залов – это то единственное, чем мы отличаемся в лучшую сторону от всех наших «соседей» по всем условным критериальным группам. (В украинский  прокат в 2013г. вышло  7шт. национальных фильмов (из 16шт. произведенных), которые  дали кассу 0,7%, что также хуже показателей большинства (21шт.) стран критериальной группы по посещаемости, и что мало как влияет или будет влиять на общую картину в Украине в ближайшие три-пять лет даже в том случае, если этот показатель улучшится в несколько раз).

     Таким образом, из общемировых тенденций как особенно важные можно ещё раз отметить следующие:

1.Рост валового дохода в кинопрокате в той или иной стране часто сопряжён с ростом ВВП на душу населения; в большинстве случаев имеется прямопропорциональная связь между динамиками этих двух процессов.

2.Рост валового дохода в кинопрокате часто происходит на фоне повышения цен на билеты.

3.Рост валового дохода  в кинопрокате почти всегда происходит на фоне  увеличения количества кинозалов.

4.Рост валового дохода лишь в половине случаев прямопропорционально  связан с ростом посещаемости.

5. Наблюдается тенденция, когда  падение посещаемости чаще всего сопровождается ростом стоимости билетов.

6.Наблюдается рост посещаемости (в долгосрочной перспективе)  при росте доли национального продукта, но не повсеместно и без чётких пропорций и неизменных зависимостей.

7. В части стран Европы (северные страны) арт-хаусные фильмы идут существенно лучше, чем в других европейских странах, и это совпадает с более высокой посещаемостью в этих же странах. Очевидно, что дополнительный зритель на этих рынках – это зритель именно этого типа фильмов.

8.Посещаемость лучше в англоязычных странах, странах Юго-Восточной Азии и на Севере Европы.

9.Стоимость билета вполне определённо соотносима с ВВП на душу населения, но и здесь – не без исключений. 

Будинок кіно На його чотирьох поверхах розташувалися три кінозали: червоний, синій, білий

Ресторан, бар і кафе у Будинку кіно Ресторан, бар і кафе у Будинку кіно – ідеальні місця для проведення банкетів, фуршетів, приймань.

Київ, Будинок кіно, оренда офісних приміщень.