f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

ДАП під Києвом і танки під Черніговом. Як Ахтем Сеітаблаєв знімає фільм «Кіборги»

11.02.2017

9 лютого 2017 року розпочалися зйомки художнього фільму Ахтема Сеітаблаєва «Кіборги». Подаємо репортаж видання «Медіаняня» зі знімального майданчику.

Погодные условия к этому никак не располагали, но в небольшом селе под Киевом было очень жарко – Ахтем Сеитаблаев вместе со своей командой из компании «Идас-фильм» приступил к съемкам долгожданной картины «Киборги». Премьера фильма запланирована на 6 декабря нынешнего года.

На съемочной площадке интересным оказалось абсолютно все – от выстроенных (и очень, надо сказать, впечатляющих) декораций до визита представителей власти.

Как только я, преодолев несколько километров по заснеженному бездорожью, добралась до места назначения, меня встретила продюсер ленты и супруга Ахтема Сеитаблаева Иванна Дядюра. Она же стала моим экскурсоводом по локации, где, по ее словам, будет снято 65% фильма.

Разделив огромный ангар на два этажа, киношникам удалось воссоздать Донецкий аэропорт в том плачевном состоянии, в котором он находится сегодня. Чтобы все выглядело максимально правдоподобно, художники использовали снимки аэропорта до разрушения.

– Вы видите по декорациям, что проект очень масштабный, и, конечно, без поддержки государства он в принципе был бы невозможен, – делится Иванна. – Это мы говорим о финансировании, выделенном нам Госкино, как победителям 8-го питчинга. Но самое главное, что с самого начала проекта нам огромную поддержку, понимание и личное участие оказал Вячеслав Кириленко. Он проникся картиной и сразу откликнулся. И я говорю это не ради красного словца: когда мы к нему обращаемся, а у киношников порой бывают весьма идиотские вопросы – например, мы звонили вице-премьеру узнавать, как попасть на завод им. Антонова (смеется), – то результат получаем практически сразу. И таких примеров много: несмотря на то, что мы – киношники с большим опытом, когда сталкиваемся с государственной машиной, то буксуем, и не только мы. Кроме того, участие принимает и Министерство обороны. Мы бы хотели, чтобы его было больше (улыбается), но, тем не менее, оно есть. Танки, патроны, БТР и остальные военные принадлежности до сих пор в военторгах не продаются.

– Несмотря на то, что утверждают некоторые…

– Да-да. Ну а поскольку у нас в картине будут воссоздаваться события, происходившие на взлетной полосе, то без помощи Минобороны и армии мы никак не обойдемся. Сейчас, буквально в последний момент, подключился Юрий Стець, который будет помогать нам в продвижении и «Киборгов», и «Ее сердца». Обе картины очень непростые, я бы не сказала, что это мейнстрим, но зрителям нужно их увидеть.

– То есть танки, БТРы, оружие – все это в фильме будет настоящим?

– Да, кроме патронов. Бои на взлетной полосе тоже будут максимально приближены к реальности. Вы видите, какой размах у нас здесь, и практически столько же мы будем строить на нашей второй локации в Чернигове.

– Что там будет?

– Тоже аэропорт, но если здесь у нас интерьер, то там буде экстерьер. Ну, и сама взлетка, конечно. Мы ее, кстати, очень долго искали по всей стране и в итоге нашли – это настоящая ВПП, только уже не действующая.

– Вы говорите, что все будет максимально приближенно к действительности – будете доводить ВПП до того состояния, в котором сейчас находится донецкая?

– Вряд ли нам разрешат это сделать. Будем использовать компьютерную графику. Ее, кстати, в фильме будет достаточно много – у нас этим занимается большая международная команда, которую возглавляет Алексей Москаленко.

Насмотревшись на декорации, я отправилась выяснять интересные подробности проекта у его режиссера Ахтема Сеитаблаева, благо, у него как раз наметился перерыв для общения с прессой.

– Ахтем, сегодня вы разбили тарелку и сняли первый кадр. А когда планируете закончить?

– Даст бог, 8 апреля. Очень надеюсь, и мы все к этому стремимся, что премьера состоится 6 декабря – в День вооруженных Сил Украины.

– Уже есть планы и договоренности по количеству экранов и дистрибуции?

(Cмеется) Давайте я вам расскажу, о чем я мечтаю как режиссер. Конечно, хотелось бы, чтобы у картины было максимальное покрытие – одновременно на всех экранах страны и все такое. Но посмотрим, как получится – мечты не всегда совпадают с действительностью. Что касается дистрибутора, то предварительные договоренности есть, но пока договор не подписан, так что не будем спешить.

– У вас в планах еще проект «Захар Беркут», как вы собираетесь все успевать?

– Мы серьезно подходим к тому, чем занимаемся, поэтому предварительные планы составлены таким образом, что сначала мы закончим съемки «Киборгов», и только потом, недели, кажется, через три, приступим к подготовительному периоду «Захара Беркута».

– Обычно вы снимаетесь в своих фильмах. В «Киборгах» вас тоже можно будет увидеть?

– Если вдруг кому-то нужно будет пройти по кадру, и никого для этого не будет, то я пройду (смеется). В основном, я не планировал. Был момент, когда мы не знали, найдем ли актеров на роль противоположной стороны, и в одном из интервью я сказал, что, наверное, это придется делать мне. Но в тот же вечер откликнулось так много моих коллег-актеров, за что я им очень благодарен, что даже эта, как я предполагал, моя позиция, теперь закрыта (смеется). Впрочем, если ребята позволят, то где-то, может, появлюсь.

– Еще на питчинге вы говорили о том, что планируете снимать в одном из недостроенных ТРЦ в Киеве. Почему в итоге остановились на этой локации?

– Не секрет, что когда находишься на этапе предпродакшена, у тебя есть некое представление о том, где можно снимать. Мы рассматривали очень много локаций – недостроенных заводов, ожоговый центр на Троещине, нас даже пустили на действующий завод им. Антонова, чтобы мы посмотрели, возможно ли снимать там. После этого, путем длительных размышлений и анализа, мы пришли к тому, что готовой локации, которая будет соответствовать всем нашим требованиям, мы не найдем. Так что решили строить все своими силами, и наш художник-постановщик, замечательный Шевкет Сейдаметов, как видите, прекрасно справился.

– Будет ли у картины телеверсия?

– Посмотрим. Сейчас мы предполагаем, что материала может хватить и на телевизионную версию. Но, в первую очередь, мы снимаем прокатное кино.

– Если получится, то на каком канале это можно будет увидеть?

– У нас есть договоренности с группой «1+1». А вот на каком из их каналов выйдет картина – пока не знаю, не могу же я диктовать топ-менеджменту их сетку (улыбается).

– Что касается «Ее сердца» – правда ли, что были досъемки и переписывался сценарий?

– Да, сценарий переписывался несколько раз, но досъемок как таковых не было. Да, мы недавно слетали в Иерусалим, но это изначально было в планах. Просто мы собирались полететь туда раньше. И, в общем, хорошо, что не полетели – как раз в то время всю неделю шли дожди и мы бы вряд ли хоть что-то сняли.

Насмотревшись на очень живые, но малоизвестные лица актеров, играющих, «киборгов», я отыскала на площадке кастинг-директора фильма Ольгу Клименко. Девушка оказалась очень общительной и попросила меня оставить ее комментарий на украинском языке – никто, мол, не поверит, что она заговорила по-русски.

– Олю, наскільки я зрозуміла, вы отримали завдання знайти маловідомих акторів. Розкажіть, де і як ви їх шукали?

– Шукати акторів – це моя робота (смеется). У нас на пробах було багато хороших акторів. І це були в тому числі актори з Дніпра, Львова, Чернігова, Одеси, Черкас, Рівного, інших міст України. Тому в нашому фільмі ви дійсно побачите багато нових облич. Зокрема, виконавець однієї з головних ролей – Макар Тихомиров. У Кості Темляка це теж буде перша велика роль. Втім, серед наших акторів є і вже добре знані серед українських глядачів, наприклад, Слава Довженко і Андрій Ісаєнко. Також у нас будуть зніматися професійні актори, які були в АТО: Андрій Шараскін, Олександр Лаптій, Роман Кривдик, Олег Щербина.

– На що ви в першу чергу звертали увагу на кастингу? Наприклад, про Макара Іванна говорить, що це – майбутній секс-символ України.

– Ви знаєте, Макар – так... Я гарантую, в нього будуть закохуватися дівчата! А особливість цього кастингу була в тому, що практично всі наші головні герої мають реальних прототипів, і ми про них знаємо. Але з іншого боку – це все ж художні образи. Дуже добре прописані автором сценарію образи і характери. І актори-виконавці цих ролей мали точно попадати в ці образи. Сподіваюсь, ми впорались із завданням.

– Чи були у вас якісь складності під час кастингу?

– Я б не назвала це складністю, але ми хвилювались, що ніхто не захоче грати сепаратистів. Проте після інтерв’ю Ахтема, в якому він сказав, що, напевно, йому самому доведеться це робити, нам почали писати актори, які казали, що у Сєітаблаєва вони готові зіграти навіть терориста (смеется). Для нас це дуже цінно.

– Чи будуть у «Кіборгах» жіночі ролі?

– Ви знаєте, у нас таке чоловіче кіно. Жіночі ролі у ньому є, але всього три, і вони епізодичні. Втім, це не завадить появі романтичної лініі, так що дочекайтеся (улыбается).

Я уже говорила вам о стараниях съемочной группы сделать все правдоподобно. Причем это касается не только декораций и оружия, но и поведения актеров на площадке. Чтобы они правильно передвигались, говорили и держали автоматы, к работе был привлечен самый настоящий «киборг» из ДАПа – Кирилл Недря с позывным «Доцент». Надеюсь, вы помните его по проекту «Храбрые сердца»?

Пока мы вместе с другими журналистами прогуливались по киношному ДАПу, до локации наконец добрались те самые представители власти, приезд которых анонсировался заранее.

Ради общих кадров и торжественных поздравлений друг друга с началом съемок вся команда собралась в одном месте. Глаза вас не подводят – Вячеслав Кириленко и Филипп Ильенко на снимке есть, а обещанного Юрия Стеця нет. Он, судя по словам вице-премьера, не смог доехать из-за пробок. Так что Вячеславу Кириленко пришлось отдуваться за двоих.

Пользуясь случаем, Иванна Дядюра решила всем напомнить о человеке, без которого фильм «Киборги» был бы совсем другим – об авторе сценария Наталье Ворожбит.

На этом официальная часть мероприятия завершилась, а с ней – и моя экскурсия: до дедлайна еще, конечно, далеко, но надолго останавливать съемочный процесс нельзя даже в первый день. Не скрою, я осталась под впечатлением и почти забыла о том, что на улице меня ждал 15-градусный мороз. Не слишком верю в символизм, но уверена, что этот фильм точно получится закаленным. Как сказала Иванна, наши воины в ДАПе позаботились о том, чтобы создать миф об украинской армии, а задача киношников – его увековечить.

Світлина Кирила Авраменка

«Медіаняня», 10 лютого 2017 року