f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Як продається «найважливіше із мистецтв» – лідери 2016-го серед дистриб’юторів і кінотеатрів

01.05.2017

Подаємо розлогу аналітичну статтю Олени Гладських і Надії Купріненко про стан українського кінопрокату у 2016 році, опубліковану журналом "ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг" і порталом "Дело".

2016 год в украинском кинопрокате стал рекордным: рост кассовых сборов зафиксирован как в национальной валюте, так и в долларовом эквиваленте.

По данным Media Resources Management (MRM), за 2016 год в украинских кинотеатрах состоялись премьеры 288 фильмов. Кроме того, дистрибуторы выпустили в прокат 21 тематическую подборку короткометражных и полнометражных фильмов.

Бокс-офис составил 1,79 млрд. грн. (по данным менеджера по внешнеэкономической деятельно­сти компании "Киномания" (офи­циального дистрибьютора Warner Bros. Pictures) Катерины Петренко). Это на 32% больше, чем в 2015 году (1,21 млрд. грн.).

Динамика кассовых сборов в долларовом эквиваленте также оказалась положительной, в отли­чие от 2015 года, когда падение составило 32%. По данным MRM, в прошлом году в долларовом эквиваленте касса увеличилась на 17%.

При этом стоит учитывать, что кассовые сборы в реальности еще выше. Дело в том, что в отличие от мейджеров (крупнейших игроков мирового кинорынка — голливуд­ских студий), прокатчики независи­мых студий и фестивального кино не всегда предоставляют данные о бокс-офисе и аудитории.

И хотя по сборам в гривне 2016 год оказался рекордным, в долларовом экви­валенте бокс-офис все-таки в два раза меньше, чем в довоенном 2013 году, ― замечает Богдан Батрух, владелец B&H Film Distribution. По его данным, за 2016 год кинопрокат заработал около $54 млн., тогда как в 2013-м — около $110 млн.

По данным "Киномании", за 2016 год продажи биле­тов выросли на 13,7% по сравнению с аналогичным периодом про­шлого года, до 26,3 млн.

B&H Film Distribution оценивает рост посещае­мости за три квартала прошлого года в 20%, или в 3,1 млн. человек, — до 18,6 млн.

Полученную от продажи билетов выручку дистрибьюторы и кинотеатры делят 50 на 50.

Помимо роста посещаемости положительную динамику объема рынка кинопроката обеспечил и рост цен, что было неизбежно при девальвации в сочетании с отменой льгот по НДС для кино­театров. При этом мрачные про­гнозы прокатчиков о росте цен на билеты до экономически целесоо­бразных 120-150 грн. не сбылись. Рынок реально оценил риски отто­ка зрителей из-за низкой поку­пательной способности: средняя стоимость билета в кино в текущем году выросла лишь на 22% — с 55 грн. в 2015 г. до 67 грн. в 2016 году. А в долларовом эквиваленте билеты подорожали лишь на 4%, до $2,6.

Кроме общего падения поку­пательской способности меша­ет развитию украинского кино­прокатного бизнеса и дефицит кинотеатров. Даже в некоторых областных центрах, в частности, в Ивано-Франковске, Черновцах, Кропивницком, максимум по три небольших кинотеатра. "По пока­зателю количества кинозалов на 100 тыс. человек Украина нахо­дится "на задворках" европейской цивилизации, — отмечает руководи­тель аналитического отдела Media Resources Management Артем Вака­люк. — Данный показатель в нашей стране составляет немногим более 1,1. Для сравнения: в Польше — 8,1, Чехии — 6, Венгрии — 4,2, в Литве и Эстонии — по 3,2. Украину более чем вдвое опережают Турция (2,42) и Россия (2,74)". Так, если в Украине каждый житель в среднем тратит на покупку билетов в кинотеатр около 1,7 евро в год, то в Турции этот пока­затель составляет 2,7 евро, Рос­сии — 3,7, Польше — 4,1, Чехии — 5, Италии — 10,7, Испании — 11,5, Гер­мании — 14,4, во Франции — 20,5, в Великобритании — 25,9.

У кого больше мейджеров, тот и лидер

Сливки по-прежнему снимают три компании, которые представляют в Украине мейджеров. Так, доля топ-20 наиболее кассовых фильмов в общем бокс-офисе составляет более 70%, а большинство этих кар­тин привезли в Украину именно мейджеры, отмечает Content Report.

Закономерно, что лидерство среди дистрибьюторов сохраняет B&H Film Distribution, официальный представитель в Украине четы­рех мейджеров — студий Disney, Universal, Paramount и Sony, а также имеющий в своем репертуаре кино украинского производства.

По данным аналитиков, за 2016 год B&H заработал 866 млн. грн. Самой кассовой лентой компании стала анима­ция "Секреты домашних животных", собравшая 73,3 млн. грн.

На втором месте по сборам ком­пания Ukrainian Film Distribution, которая представляет продукты студии 20 Century Fox, а также имеет в своем пакете фильмы независимых студий и украинское кино. Общие сборы компании за 2016 год состави­ли 449,986 млн. грн. Самый кассовый фильм UFD — "Дэдпул" с бокc-офисом 52,97 млн. грн.

"Киномания", представляющая студию Warner Bros. в Украине, за прошлый год заработала 294,977 млн. грн. Самая кассовая картина — "Отряд самоубийц" — стартовала в прокате в августе и продержался на экранах 11 недель. За это время фильм собрал рекордные 74,96 млн. грн. ($2,93 млн.) и стал самым кассовым фильмом в украинском кинопрока­те по итогам 2016 года.

Отметим, что в прошлом году в укра­инском прокате произошел уни­кальный случай: два ставших самы­ми кассовыми продукта — "Отряд самоубийц" и "Секреты домашних животных" — вышли в прокат в один день, что, по словам пред­ставителя "Киномании" Робина Грбича, не помешало им впервые в истории украинского кинопро­ката преодолеть границу в 70 млн. грн. сборов, и стать первыми после "Аватара" фильмами, которые перешли рубеж в 1 млн. зрителей. Это демонстрирует потенциал роста рынка и является показателем его гибкости.

Среди дистрибьюторов, пред­ставляющих продукты независимых киностудий и украинское кино, по итогам трех кварталов 2016 года лидируют компании "Вольга", Multi Media Distribution, Top Film Distribution, Parakeet Film и "Артха­ус Траффик".

"Вольга" заработала за указан­ный период 39,9 млн. грн., а ее самой кассовой картиной стала "Очень плохие мамочки" (сборы 12,9 млн. грн). Бокс-офис Top Film Distribution составил 16 млн. грн. ("Механик", 11 млн. грн.). Компания "Артхаус Траффик" заработала 8,33 млн. грн., а самыми кассовыми ее фильмами по итогам девяти месяцев стали "В центре внимания" (932 тыс. грн.) и "Неоновый демон" (890 тыс. грн.). Отметим, что в середине 2016 года ушла с рынка компания "Галеон", представлявшая в Украине фильмы независимых студий.

Российского кино все меньше

В 2016 году продолжилась тен­денция потери интереса как зри­телей, так и дистрибьютеров к российскому кино. Кроме факто­ра скромных сборов сыграл свою роль и политический: высок риск не получить прокатное свидетельство из-за попадания картины в черные списки Минкульта и СБУ.

По данным MRM, доля российского продукта по сравнению с предыдущим годом уменьшилась с 7,2% до 5,6%.

Количество российских кинокар­тин в прокате и проданных биле­тов на них падает третий год. Так, если в январе-сентябре 2014 года украинские зрители купили 2,4 млн. билетов на топ-10 россий­ских фильмов (данные MRM), то в 2015 году — 1,4 млн. (включая копродукции "8 новых свиданий" и "Незламну"), а в 2016 году — 884 тыс. (включая копродукцию "8 лучших свиданий").

Украинский формат: стало веселее

К украинскому кино прокатчи­ки по-прежнему относятся осто­рожно. И даже утвержденная на законодательном уровне 30%-ная квота на украинское кино в прока­те не помогает. Некоторые кино­театры действуют по принципу "против лома нет приема, окромя другого лома" и ставят украин­ские картины на утренние сеансы в будни. У них есть свой резон не любить украинское, подкреплен­ный финансовыми результатами проката отечественных филь­мов. Так, пять украинских картин, показавших самые успешные результаты в прокате с января по сентябрь, собрали кассу в 52 млн. грн., что меньше сборов одно­го зарубежного лидера ("Отряд самоубийц", 74,9 млн. грн.).

Всего в 2016 году в прокат вышло 30 украинских фильмов — почти столько же, что и в прошлом году (32) и в два раза больше, чем в 2014-м (16). Такой результат тем более радует, если вспомнить, что в 2012-м их было 10, а в 2011-м — всего 2.

"Украинское кино заняло нишу, которая освободилась из-за сокращения доли российского кино", — отмечает Богдан Батрух. Свою роль сыграло и то, что в 2015 году разморозили замороженное. В 2013-2014 году съемки многих лент, прошедших отбор в Госки­но еще в 2012 году (большинство украинских картин финансируется частично или полностью из госбюджета), были приостановлены из-за Майдана, войны и экономического кризиса. Финансирование кино в 2014 году упало до 26 млн. грн., но уже в 2015 году Госкино получило возмож­ность потратить на кинопроизвод­ство около 166 млн. грн., запустив в работу четыре десятка картин, из них 12 — полнометражные игровые ленты.

В то же время оценить успеш­ность украинских фильмов в 2016 году непросто, так как продакшены с неохотой делятся цифра­ми.

С учетом данных, собранных у дистрибьюторов, по итогам 10 месяцев 2016 года лиде­ром по сборам стала лента "8 лучших свиданий" (совместное произ­водство РФ и Украины, студия "Квартал 95"), собравшая 34,47 млн. грн. Ее посмотрели 530 тыс. зрите­лей.

А если говорить об украинском продукте, лидирует также проект "Квартала 95" — политическая комедия "Слуга народа 2" . Фильм стартовал в прокате в начале рождественско-новогодних праздников и собрал кассу в 23,7 млн. грн. (на 8 февраля).

В списке украинских рекордсменов по сборам — "Никита Кожемяка" (11,08 млн. грн. за 4 недели), #Selfieparty (4,58 млн. грн.), "Ночь святого Вален­тина" (1,04 млн. грн.) и "Теперь я буду любить тебя" (0,78 млн. грн.).

Кстати, в 2015 году самым кассовым украинским кинопродуктом также был фильм, снятый в в копродукции с Россией — военная драма "Незламна", собравшая в украинском прокате 14 млн. грн.

"8 лучших свиданий" — единственная украинская лента, перешагнувшая по сборам отметку в $1 млн. и занявшая 12 место в общем рейтинге. Фильм собрал 34,46 млн. грн., опере­див "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" (31,86 млн. грн., 13 место), "Дом странных детей Мисс Перегрин" (30,64 млн. грн., 14 место) и "Звездные войны: Пробуждение силы", скатившиеся в третью десятку общего рейтинга с результатом в 20 млн. грн.

Одним из факторов повышения качества украинских кинокартин, а следовательно и интереса к нему зрителей, должно стать зна­чительное увеличение госфинан­сирования. В 2017 году в бюджете на кино запланирована беспреце­дентная сумма в 500 млн. грн., что втрое больше, чем в 2015 году, и в 19 раз больше, чем в 2014 году.

Говоря о перспективах украин­ской киноиндустрии, Робин Грбич акцентирует внимание на успе­хах продуктов студии "Квартал 95". "Это отличный пример того, как люди могут сделать фильм недорого, при этом сгенериро­вать большой бокс-офис, потому что они талантливы, — говорит представитель "Киномании". — Украине нужно больше "95-х Кварталов"". По его мнению, драйвером кинопро­ката станет открытие в ближай­шие 12 месяцев нескольких новых кинотеатров. В Киеве уже начал работу большой 13-зальный кинотеатр сети Multiplex в Lavina Mall, открылись кинотеатры Multiplex в Днепре и во Львове. Сеть Wizoria открыла еще один кинотеатр в Полтаве, а также в Миргороде и на данный момент заявила о себе, как об одной из самых быстроразвивающихся сетей.

Появились кинотеатры в маленьких городах — таких как Броды, Ахтырка, Горишни Плавни, Энергодар, Южноукраинск. Некоторые 1-зальные кинотеатры добавили по одному залу — например, кинотеатр "Премьера" в Ковеле и "Дружба" в Каменце-Подольском.

Олена Гладських, Надія Купріненко, "Дело", 19 квітня 2017 року

19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ