f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Страх і ненависть в останній день Десятого пітчингу Держкіно

03.08.2017

З 19 по 23 червня 2017 року відбувся другий етап Десятого конкурсного відбору кінопроектів для формування Програми виробництва та розповсюдження національних фільмів. Подаємо огляд п’ятого дня конкурсного відбору, підготовлений Марією Ряпуловою, «Детектор медіа».

23 июня 2017 года, в маленьком зале кинотеатра «Жовтень» говорили о больших деньгах, детях и профессиональной этике — это был последний день второго этапа Десятого конкурсного отбора кинопроектов Госкино. Первая половина дня презентационных сессий была посвящена анимации, вторая — неигровым копродукционным фильмам. Надо сказать, творческие планы и запросы создателей картин даже в рамках одной категории поражают разбегом: одни ожидают от Госкино поддержки в размере около 400 тыс. грн. на создание небольшого мультфильма, другие запросили порядка 20 млн. грн., обещая выпустить масштабный мультипликационный сериал.

— Вы показывайте! — А поговорить?

В категории «Анимационные короткометражные фильмы» комиссия Госкино рассмотрела 12 проектов. Хотя слово «рассмотрела» в данном случае звучит довольно иронично: во многих случаях экспертам приходилось буквально выпрашивать показать им, собственно, материал, в то время как представители компаний предпочитали побольше говорить, иллюстрируя свою речь слайдами. «Вы лучше покажите нам то, что уже есть!» — всякий раз просил член экспертной комиссии Владимир Войтенко, а тем, кто подготовил к питчингу короткие тизеры, указывал, что намного лучше было бы продемонстрировать целую серию. Кстати, представители студии «Квартал 95» в итоге так и сделали: уже после презентации, на которой они представили минутную нарезку сериала «Жужа» (главная героиня мультфильма — забавная игрушка, появившаяся в сериале «Сваты»), полностью показали пилотную серию.

Наиболее полными видеокейсами кроме квартальцев комиссию порадовали компания Glowberry с сериалом «Мама поспішає додому», «Борисфен — С» с анимационным фильмом «Цирк на дроті» и мультфильмом «Мисливці», уже в копродукции с Animation Development Fund, и компания «Т.Т.М.» с мультфильмом «Кохання». Представление последнего вызвало немалое оживление в зале, правда, не совсем из-за показанного аниматика (хотя и он многих повеселил). За выделенные на представление проекта десять минут режиссер картины Никита Лыськов успел прямо-таки раздать «всем сестрам по серьгам»: заявить, что авторской анимации в Украине почти нет («Черкасский там пробовал что-то сделать, но не до конца», — высказался молодой режиссер), что от трехмерной компьютерной графики в мультфильмах многих и его, в частности, уже тошнит, и что эксперты, возможно, не поняли один из эпизодов его аниматика, так вот сейчас он покажет еще один фрагмент — для разъяснения, так сказать.

Судя по веселью в зале, молодой режиссер все-таки порядком взбодрил присутствующих, так что следующая часть питчинга — презентация полнометражных анимационных фильмов — прошла в более расслабленной обстановке. Благодаря компании «Панама гран-при», представляющей «Межгалактического тирана», порадовались масштабам международных проектов; вместе со студией «Капи», работающей над картиной «23 образи Петрика П’яточкина», поностальгировали по старому доброму персонажу; порассуждали об эстетике и технологиях мультипликационного производства вместе с компанией «Т.Т.М.», представляющей в этой категории мультфильм «Чугайстер». «А чего у вас герои такие страшные? Это их финальный вариант? Что у них с носами?» — осторожно спросил Войтенко режиссера «Чугайстра». «А вы на себя посмотрите…» — ответ Владимира Михайлова прервал хохот в зале. Он, конечно, потом добавил: «На себя посмотрите при невыставленном свете — черты ведь искажаются». Но всеобщее веселье уже было не остановить.

А при чем здесь наш фильм?

Небольшим скандалом обернулась презентация многосерийного мультфильма «Козаки. Навколо світу» продюсером компании «Укранімафільм» Эдуардом Ахрамовичем. И, кто знает, началось все, возможно, именно из-за того, что прямо слету продюсер перепутал ударение, и «козакИ» ко всеобщему недовольству превратились в «козАков». А это, как вы понимаете, «две большие разницы». После этого модератор презентационных сессий Сергей Неретин совершенно случайно вспомнил, что Ахрамовича недавно видели на фестивале в Анси. «А какой проект представляла там возглавляемая вам компания “Укранімафільм”?» — поинтересовался он у продюсера. «Мы не представляли там проектов. У “Укранімафільма” нет средств, чтобы участвовать в таком фестивале». — «А кого же вы там представляли тогда? От какой страны были аккредитованы?» — все допытывался Неретин, явно знающий ответ на это вопрос. «Я — гражданин Украины. Я был там в качестве зрителя», — почти в буквальном смысле ушел от ответа Ахрамович, покидая зал «Жовтня». Нет смысла тянуть интригу дальше — Сергей Неретин позже объяснил, что, насколько он знает, Эдуард Ахрамович был аккредитован от РФ.

Забавно, что именно «Укранімафільм», представляющий два проекта — «Козаки. Навколо світу» и «Пригоди Котигорошка та його друзів», — претендует на самые большие суммы господдержки в категории «Короткометражные анимационные фильмы»: 19,6 млн. грн. и 17,6 млн. грн. соответственно. При этом во время презентации у комиссии возникла масса неловких вопросов к Ахрамовичу. Например, нельзя ли упросить производство мультфильмов (что, как подчеркнули эксперты, совсем несложно благодаря современным технологиям) и уменьшить запрашиваемые суммы? И почему Госкино не видит прибыли от уже существующих серий мультфильмов, которые почему-то выложены на YouTube-канале частной студии Ахрамовича «Барабан» и насчитывают несколько миллионов просмотров. В сухом остатке вопросы остались без четких ответов. Режиссер «Козаков» Марина Медведь, правда, пыталась отстоять уникальность производства, уверяя, что старое доброе рисование вручную никогда не заменить компьютерной обработкой без эстетических потерь. А когда речь зашла о пахнущих скандалами финансовых вопросах к Ахрамовичу, только и смогла, что заметить: «Но причем здесь наш фильм?»

«Не рассказывайте нам, почему у нас идет война!»: этические вопросы на фоне документалистики

Последними в Десятом питчинге Госкино были рассмотрены неигровые копродукционные фильмы — в этой категории было представлено 12 проектов. А обсуждения после презентаций касались не только денег и непосредственно нюансов производства, но еще и вопросов морали в киноискусстве и морали как таковой.

В частности, проект «Ельфова вежа» Полины Кельм, который представляла «Кинокомпания Магика-Фильм», посвящен театру в психиатрической лечебнице. Название документальной картины Кельм — повторение названия спектакля этого театра, пьесу для которого написала одна из пациенток больницы. «У меня вопрос, скорее, морального характера, — начал дискуссию глава Госкино Филипп Ильенко. — Насколько вообще допустимо снимать людей, даже с их согласия, которые не могут оценить, что вы делаете на самом деле? А потом выставлять их психическую болезнь на всеобщее обозрение и делать на этом свой фильм, который будет представлять вас на фестивалях за счет вмешательства в такую очень интимную человеческую сферу?» В ходе обсуждения все-таки решили, что в центре внимания — не психические заболевания людей, а их творчество и человек, который создал такой необычный театр.

Не менее оживленная дискуссия развернулась вокруг проекта «Людина радянська» (Being Soviet), который представляла компания «Інспірейшн філмз». Белорусский режиссер Виктор Аслюк и белорусский сценарист Ольга Дашук предлагают зрителям посмотреть на пятерых героев, едущих в поезде в плацкарте. Каждый из героев так или иначе связан со знаковыми событиями: Вторая мировая война, сталинский террор, Чернобыльская катастрофа, Советско-Афганская война, теперешняя война в Украине. Кинокритик Алик Шпилюк после просмотра небольшого трейлера, в котором продемонстрированы самые живописные картины, которые могут разыгрываться в плацкартном вагоне поезда, задался вопросом: «А не отменят ли нам “безвиз” после того, как на Западе увидят это?» «И дадут “безвиз” нам!» — посмеялся в ответ белорусский режиссер. Но Владимир Тихий был настроен более серьезно: по его мнению, тема избавления от «советского человека» уже неактуальна для Украины: «Я не понимаю, вот зачем? Я понимаю, что это прикольно, но как по мне, мы уже проехали этот вопрос. Ведь уже человек украинский появился в поезде: он отличается. Да, он бывает хамоват, да, тоже ездит на поминки, но это уже украинский человек, а не советский».

Виктор Аслюк на это заявил, что не думает, что украинцы уже полностью победили «советского человека». Примерно эту же мысль озвучила Ольга Дашук в ответ на критику со стороны Филиппа Ильенко, который также подметил, что фильм, скорее, снят о белорусах, об их реалиях, он очень далек от украинского контекста, и в этой связи логичнее было бы обратиться за финансовой поддержкой в Беларуси. «А почему у вас тогда идет война?» — не сдавалась сценаристка. «А вот потому и идет! — парировал Ильенко. — Потому что “советские люди” не пошли бы воевать. А пошли новые люди — те, которые сейчас защищают Украину. И не рассказывайте, пожалуйста, почему у нас идет война. Потому что мы свободны!»

Катя Чили повсюду и возвращение старых героев

В целом последний день питчинга Госкино прошел довольно насыщенно и эмоционально. Нельзя не отметить жанровое и стилистическое разнообразие представленных на нем проектов, как невозможно не увидеть и порой разительные отличия в подготовке участников к презентациям. В то время когда одни представляли комиссии полный видеокейс и подробное финансовое планирование, другие ограничивались короткой презентацией и общими фразами о смысле будущего фильма.

Как ни старались эксперты вернуть участников к демонстрации уже имеющихся видеоматериалов, говорили во время питчингов много. Представляя анимацию, большинство режиссеров и продюсеров почему-то начинали читать лекцию по педагогике и детской психологии: «детям очень важно…», «дети должны…», «дети воспринимают мир так-то и так-то…», «дети поймут…». Хотя, судя по вопросам, которые задавал участникам, например, Виталий Докаленко, было очевидно, что в данной ситуации экспертов больше интересует, кто будет мультфильм рисовать, если в Украине не так уж много толковых аниматоров-мультипликаторов, во сколько обойдутся лицензии на специальные программы, используемые в производстве, какие планы на дистрибуцию и т. д. Но, как оказалось, сбить участников с темы счастливого детства в сторону чисто профессионально-технических вопросов не так уж просто.

Зато по результатам последнего дня питчинга можно заметить интересную тенденцию: среди киношников актуален и жив запрос на ностальгию. В категории «Анимационные фильмы» нам пообещали возвращение Петрика Пяточкина и троицы козаков. В неигровом копродукционном кино не менее четырех раз в различных проектах возвращались к теме СССР.

Из событий современности на питчингах отпечаталось возвращение на украинскую сцену певицы Кати Чили. Как вы помните, в этом году она довольно громко появилась на телевизионном проекте «1+1» «Голос країни». Кинопродюсеры как будто только этого и ждали: так что даже в рамках одного питчингового дня имя Кати Чили возникло дважды: она станет одной из главных героинь фильма «Код предків» «Фреш Продакшн Ю Ей» и поучаствует в музыкальном оформлении полнометражного анимационного фильма «Чугайстер» «Т.Т.М.».

Марія Ряпулова, «Детектор медіа», 28 червня 2017 року

21 листопада, вівторок, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ кінорежисера, заслуженого діяча мистецтв України ЛЕОНІДА АНІЧКІНА (з нагоди 80-річчя від Дня народження)

22 листопада, середа, Червоний зал КРАЩІ ФІЛЬМИ СВІТОВОГО КІНОПРОКАТУ

22 листопада, середа,Синій зал ЛІТЕРАТУРНА ВІТАЛЬНЯ