f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

ПРО ПОЛІНУ ТОЛМАЧОВУ, FILM.UA, «ВЕНТИЛЯТОР» І МАЙЖЕ НЕПРИХОВАНІ ПОГРОЗИ

15.08.2018

13 квітня 2018 року директор з маркетингу FILM.UA Group Поліна Толмачова опублікувала допис у Фейсбуці, який резонував із невеликим скандалом, що виник навколо кінопроекту «Анна Київська», над яким працювала кінокомпанія.

Скандал полягав у тому, що співавтора сценарію – і автора роману, який мали екранізувати, – француженку Жаклін Доксуа звинуватили у прихильності до Росії, що, вочевидь, становило загрозу перспективам виробництва і поширення майбутньої української стрічки.

Допис Поліни Толмачової стосувався цієї ситуації у несподіваний спосіб – несучи в собі приховану (а, власне, й не таку вже й приховану) погрозу тим журналістам, які взялися відповідним чином описувати кінопроект.

Принаймні, так розцінив його кінокритик Олександр Гусєв.

Отже, допис Поліни Толмачової:

Философия вентилятора, кино и подворотни.

***

Последние две недели очень насыщенными получились.

Впечатлений и мыслей так много, что не могу страдать одна.

Делюсь.

1. Все хотят быть стратегами, вот только мало кто понимает, куда он идет. Все хотят идти красиво, с песнями, с фоточками в Инста. А еще лучше не идти, а чтобы несли мускулистые рабы. И неважно, куда.

Это модно.

2. Люди не любят цифры, географию не учат, а в словах постоянно делают ошибки. Но считают себя умниками. И смотрят на тебя свысока.

Это забавно.

3. Хорошее кино даже без цветокоррекции и сведенного звука производит впечатление.

Это странно.

4. Если набросить говна на вентилятор, то будет вонь, зато тебя наконец-то заметят и отвлекутся от того, что ты глупо выглядишь в кадре, некрасиво закатываешь глаза и все время несешь чепуху. И большие люди станут из-за тебя волноваться.

Это дальновидно.

5. С другой стороны, большие люди тоже люди. И они случайно могут забыть, что маленьких, да еще и женщин обижать нельзя. И тупо наваляют по морде в подворотне.

Это опасно.

6. Хорошо, когда есть человек, которому ты можешь взять и сказать: хочу тебя увидеть, хотя это нелогично, иррационально и бесполезно. А он тебе такой отвечает – так давай же увидимся.

Это важно.

А остальное – не очень.

Поліна Толмачова, 13 квітня 2018 року

Відповідь Олександра Гусєва:

Поначалу слова о несении чепухи в кадре я принял за похвальный пример справедливой самокритики, хотя при такой трактовке нижеследующий пассаж о подворотном мордобитии выглядит довольно загадочным. Но, как мне объяснили, в четвёртом пункте автор имеет ввиду вовсе не себя, а одну из моих коллег, а в пункте пятом хвастается уже собственной способностью организовывать разборки в подворотнях.

Что же, мне всегда казалось, что некоторым «большим людям» следует работать в пиар-службах гоп-компаний, а не в кинопроизводственных (кто-то мог бы заметить, что в наших краях отличия между подобными организациями иной раз невелики).

Полина Толмачева, вполне возможно, Вы не просто потерялись в реальностях, спутав манеры и лексику профессиональных пропагандистов отечественного кино и интеллектуальной литературы с ухватками криминальных авторитетов, уличных налётчиков и первых заместителей глав Госкино, а имеете все основания считать, что любые Ваши высказывания и действия останутся безнаказанными – подобно обладателям золотых батонов прежних дней и их преемникам. В таком случае, пожалуйста, если решите высказать угрозы также и в мой адрес, делайте это менее метафоричным образом, чтобы я мог подать на Вас заявление с большим основанием.

Олександр Гусєв, 18 квітня 2018 року

Прикметно, що кіностудія FILM.UA, яку представляє Поліна Толмачова, розташована на київській Троєщині, у «спальному» районі із не надто позитивною репутацією.

Так сталося, що саме про цю репутацію 19 квітня 2018 року йшлося у моїй бесіді із студентами в обговоренні можливості відкрити  у цьому районі міський театр (такі плани у київської влади і театральних діячів існували багато років, але реалізовані так і не були).

Я розповів про це Олександру Гусєву, з урахуванням новопосталого допису Поліни Толмачової із «філософською» констатацією можливості застосування фізичного насильства до журналістів, які пишуть і говорять те, що не подобається впливовим – нехай і «культурним» (бо в галузі культури працюють) – особам:

«Сегодня на занятии у студентов состоялось довольно неожиданное и неожиданно оживленное обсуждение возможности создания театра на Троещине. Один из них категорически отвергал эту возможность, трезво указывая на то, что гопники, хищно выходящие в ночь, и зрители спектаклей, заканчивающихся в темное время суток в районе с не самым лучшим транспортным сообщением, несовместимы (вернее, совместимы исключительно трагически). Я не был столь категоричен в оценках, призывая не подходить ко всем с «одной гребенкой», одновременно выдавливая из сознания «жемчужную» жизненную мудрость, родом с троещинской киностудии, с которой ознакомился перед занятием благодаря твоей записи. Но сейчас я чувствую, что, наверное, был не прав. И иногда не стоит все усложнять, выискивая нюансы и полутона там, где бушует стихия «географической» традиции, выкорчевывающая ростки культуры».

Відповідь Олександра Гусєва: «Вообще, идея, возможно, не лишена перспективности. В Барселоне нам рассказывали, что городские власти решили облагородить наиболее неблагополучный район, рассадник наркомании и проституции, разместив там множество значимых культурных центров, музеев и библиотек – и обрекая тем самым завсегдатаев этих заведений на постоянные встречи наркоторговцами и проститутками. Однако, насколько я могу судить, обитатели барселонских трущоб далеко не так агрессивны, как троещинские киностудийцы».

І від усвідомлення такої агресії, що її формулюють нормою співжиття, яку варто враховувати у публічній та професійній взаємодії, – сумно.

Це набагато гірше за просте – прямолінійне – відкидання значущості професії кінокритики як такої, на яке натякав Олександр Гусєв, згадуючи у дописі першого заступника голови Держкіно Сергія Неретіна.

 

Сергій Васильєв, Бюро української кіножурналістики (БУК)


19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ