f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Костянтин Кравець: Для фільму «Максим Оса» треба зробити 370 костюмів

14.02.2015

На зйомках першого українського фільму-коміксу «Максим Оса» Валентина Клименко поспілкувалася з художником по костюмах Костянтином Кравцем.

Валентина Клименко, VOGUE

Среди самых ожидаемых кинорелизов 2015 года есть и один украинский фильм – исторический детектив «Максим Оса». Это экранизация комикса самого известного в мире украинского художника-сценариста, который работает в этом жанре – Игоря Баранько.

Герой комикса, изданного во Франции, Бельгии, Польше, Украине, России, - обычный сичовый козак, обозный Максим Оса, попадающий в международные передряги. Время действия - 1639 год. Хотя комикс - это нарисованный фильм, сценарий картины заметно отличается от первоисточника.

Кроме того, что «Максим Оса» - первый фильм-комикс в истории украинского кино, еще одна его особенность – ленту снимают друзья: режиссер Иван Сауткин, художник-постановщик Николай Кищук, художник по костюмам Константин Кравец, оператор Юрий Барсук.

Первый  этап съемок состоялся в Камьянец-Подольске, в Хотине и в лесах под Киевом, весной планируют второй съемочный период, группа надеется, что соответствующие сцены удастся снять в Испании. Бюджет картины – 4 миллиона долларов.

Пока на съемочной площадке актер донецкого театра Александр Пожарский в роли Максима Осы репетировал финальные сцены, мы с художником по костюмам Константином Кравцом говорили о визуальной концепции и сверхзадачах. Он закончил Киевскую национальную академию изобразительного искусства и архитектуры,  работал в театре («Гедда Габлер», Молодой театр; «Вишневый сад», Театр марионеток; в театре в Гетеборге, в Афинах), в рекламе, сотрудничал с Василием Вовкуном в проектах «Кармина Бурана» и «Поворот винта».

 Вертеп и украинская живопись

- Костантин, сколько костюмов вы уже сделали для фильма?

- На данный момент около 200 – это с массовкой, и еще 150-170 нужно сделать для второго съемочного этапа. Мы делали костюмы четыре месяца. Это были четыре месяца кропотливого ручного труда профессионалов под руководством высококлассного мастера Наталии Дехтяренко, а вышивку делал Руслан Панчук.

 - Когда вы создавали костюмы, уже знали, кто будет играть главные роли?

- Нет, некоторые актеры появились практически в последний момент. У нас есть видение результата, который мы хотим получить, есть проговоренные образы героев - характеристика, энергетика, месседж, который они должны нести с экрана, от этого и отталкивались. Если идти от обратного - от украшательства тела, тогда будут ботоксные красавицы, на которых неинтересно смотреть. Когда на экране актриса такая-то, обколовшись ботоксом,  застывает в красивых картинных позах, смотреть это невозможно. А если ты создаешь образ, имея профессиональный опыт, знания, умения, «заманиваешь» актеров в визуальную  структуру фильма,  тогда получается художественный образ. Мне всегда было интересно делать кино, а не фильмы про костюмы.  Это две большие разницы, как говорят в Одессе.

- Существует визуальная концепция фильма?

- Безусловно. Тут очень сложная визуальная конструкция: с одной стороны это должен быть исторический детектив, с другой - эстетика вертепа, с третьей - мы должны  создать узнаваемые архетипичные образы, как в вертепе, но при этом завязанные на традиции украинской живописи. Ну и хотелось бы найти не клишированные образы -  максимально уйти от шароварной эстетики, но при этом, чтобы при первом же взгляде на героев было понятно что это наше, родное,  чтобы запоминали, чтобы, условно говоря, дети в это играли. Такая задача.

Украинскую  живопись я вспомнил в том смысле, что мало кто ее знает и мало кто ценит. А если вы были в «Арсенале» на выставке «Великое и величественное», там можно было с удивлением обнаружить, насколько богатое, полноценное и глубокое украинское искусство, и насколько сильно оно завязано на европейских  живописных традициях. Одно дело, когда в эпоху интернета мы можем в любой момент иметь связь со всем миром. Другое дело, когда ты видишь работы 13-14 века и понимаешь, что в такой же манере и в таких же образных структурах работали лучшие европейские мастера. У тебя открываются глаза, насколько созвучна украинская культура, и в частности украинская живопись культурным традициям и процессам Западной Европы, и насколько категорически она отличается от русской культуры.

Особенно очевидно это было на примере нескольких русских икон - они чужие по духу, по строю, по эмоциональному настрою: это категорически другая культура. Когда я говорю о традициях украинской живописи применительно к фильму, я имею ввиду интересные колористические решения, формы, силуэты. Если вспомнить украинскую живопись конца 19 - начала 20 века - всплеск авангарда, художники смело сочетали украинские архетипические формы с совершенно нехарактерными колористическими решениями – как ярко и звонко это звучало. Ты смотришь и не анализируешь, но понимаешь что это оно - родное, допустим, Полтавщина, Хмельниччина, Надднепрянщина.

- То есть ваша задача - сделать героев, узнаваемых во всем мире?

- Это одна из самых сложных задач, потому мы и выбрали эстетику вертепа - там отсекается все лишнее, и делаются акценты на характерах, на узнаваемости героев, чтобы дальше была возможность сделать их знаковыми персонажами.  

Ведьма в кожаном платье

Сколько  в фильме женских образов?

- У нас есть страшная ведьма Хелена из Испании, которой 150 лет, прообразом ее была Елизавета Батори - княгиня, делавшая эликсиры из крови младенцев. Ее выдают замуж за князя Кричевского, у которого есть молодая дочь - 17-летняя красавица Кася (актриса Аня Адамович).


Актриса Анна Адамович в роли Каси

У Хелены (польская актриса Моника Бушовец) костюмы должны быть довольно холодные, каменные, скульптурные – и при этом женственные. В свадебном костюме я использовал максимум вышивки, чтобы был перебор абсолютно по всем фронтам. А второе платье вообще сделал кожаное, что, в принципе, в те времена было распространенным. Оно очень эффектно выглядит - натуральная кожа с меховой отделкой, кружево из металлической нити, цепи - то что надо, плюс меховая накидка. Домашние платья более картинные – есть испанские, французские, итальянские мотивы.

Актриса Моника Бушовец в роли Хелены

- Я посмотрела на Максима Осу и впервые, пожалуй, отметила, сколько сексуальности и архитектурности  в традиционном  образе козака – широкий пояс на талии, чуб, серьга в ухе, мягкие шаровары.

- Мы этого и добивались. В костюмных фильмах с обилием декора очень легко впасть в ненужную журнальную манерность-лаковость и потерять героев. Я практически не смотрю русское кино, но когда попадаю на какие-то фильмы, видно, как имитируют мужскую сексуальность, мужскую энергетику какими-то пустыми цацками. Понимаешь, что так делать категорически нельзя.

- Сложно ли было делать костюмы для карликов?

- Нет, абсолютно. Я всю жизнь хотел сделать постановку в театре карликов. Мы с Иваном еще в детстве это обсуждали, пытались что-то придумать, но не складывалось, и когда в фильме появились карлики - это был восторг, именины сердца.

- У них более фентезийные костюмы?

  - Нет, это категорически не фильм-сказка, это исторический детектив, и у него другая задача. А карлики - это европейская дворцовая традиция, культурная, живописная. Эти люди всегда присутствовали на достаточно ярких ролях - и в живописи, и в литературе это  зафиксировано.

 Как у Готье и Лагерфельда

- Много топовых кутюрье, специалистов с мировым именем делали костюмы  для знаковых фильмов, например, Готье делал для «Пятого элемента». И мне показалось, что неплохо было бы сделать костюмы на уровне работы haute couture с максимумом ручной работы, с проработкой деталей. В принципе, в кино у нас никто так не делает. Наши костюмы полностью сшиты вручную, то есть человек сидел и вышивал полностью весь костюм - бисер, золотая канитель, натуральный жемчуг. Это абсолютно осознанный выбор - чтобы вещи выглядели не как историческая реконструкция, но при этом чтобы чувствовалось дыхание времени.

Мне кажется, что исторические копии платьев делают от неуверенности в своих силах. Лучшие мастера, художники по кино, дизайнеры все равно идут по пути художественного решения. Тот же Лагерфельд, который приложил руку к костюмам в фильме «Королева Марго» с Изабель Аджани, нашел в историческом костюме современные выразительные  средства.

- Как вам работается с друзьями?

  - Так получилось, что  мы знакомы с детства, практически вся команда училась в одной школе – художественной школе имени Шевченко. Только с режиссером, Иваном Сауткиным мне удалось поработать в рекламах, сделать парочку  маленьких  фильмов. С Колей Кищуком работаю впервые, с Юрой Барсуком тоже не пересекался ни в рекламе, ни на клипах. Из-за того, что нас учили одни учителя, в работе достаточно тонкие отношения, созвучие, есть момент понимания, любви, уважения к тому, что делают другие, никто на чужую территорию не заходит. Есть понимание того, что ты доверяешь профессионалу и ожидаешь максимум, что и получаешь в результате.

Валентина Клименко, VOGUE, 14 листопада 2014 року

19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ