f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Мирослав Слабошпицький: «Американська публіка – надзвичайно доброзичлива»

04.08.2015

Режиссер «Племені» Мирослав Слабошпицький про поїздку до США.

Олег Сулькін, Голос Америки 

НЬЮ-ЙОРК – Увенчанный множеством международных призов украинский фильм «Племя» (The Tribe) вышел на экраны США. Компания Drafthouse Films, прокатчик этой жесткой и шоковой картины, получившей несколько призов в Канне и европейского «Оскара» в категории «Открытие года», организовала приезд в Америку на премьерные показы режиссера ленты Мирослава Слабошпицкого и актрисы Яны Новиковой.

Действие фильма «Племя» происходит в интернате для глухих детей, где новичка Сергея (Григорий Фесенко) местная банда подростков делает одним из своих бойцов, вовлекая в криминальную деятельность. Сергей влюбляется в одну из девчонок, Анну (ее играет Яна Новикова) и вступает в прямое противоборство с бандой. В фильме нет диалогов и субтитров, герои общаются на языке жестов.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» позвонил только что вернувшемуся в Киев Мирославу Слабошпицкому с просьбой рассказать о своих впечатлениях от поездки по США.

Олег Сулькин: Мирослав, как настроение? Отошли от джетлэга?

Мирослав Слабошпицкий: Не совсем. Веду жизнь вампира. Сплю днем, бодрствую по ночам.

О.С.: Как-то уже отложились впечатления от американского турне?

М.С.: Я, конечно, вспоминал Ильфа и Петрова, «Одноэтажную Америку». Я до этого дважды был в США в очень коротких поездках – один раз два дня в Лос-Анджелесе, на фестивале Американского киноинститута, другой – три дня на фестивале в Санденсе. На этот раз я побывал в четырех очень разных городах – Нью-Йорке, Бостоне, Вашингтоне и снова в Лос-Анджелесе. Поразил Нью-Йорк. Независимый русскоязычный кинематографист Глеб любезно показал мне Нью-Йорк. Мне было интересно посмотреть те места, где снимались любимые фильмы, например, дамбу между мостами, где снимался «Крестный отец». 42-ю улицу, где снимались «Полуночный ковбой» и многие другие американские фильмы 60-80-х, Таймс-сквер, который фигурирует у Ларри Кларка в «Детках». Рядом с Film Forum в Гринвич-Вилледже, где показывают «Племя», как мне сказали, Вуди Аллен снимал «Энни Холл».

О.С.: А какие впечатления помимо кинематографических?

М.С.: Нью-Йорк и Америка в целом потрясают. Вообще, это другая планета. Абсолютно! Были забавные моменты. Мне все нью-йоркцы хотели показать парки, которыми очень гордятся. На Манхэттене зелени мало, если не считать Сентрал-парка, и там водят хороводы вокруг каждого деревца. Мне было немножко смешно, ведь я живу в Киеве возле Ботанического сада. Меня водили по паркам, мы долго гуляли по хайлайн (бывшая железная дорога – надземка на Вест-Сайде, превращенная недавно в прогулочную парковую зону. – О.С.). И я вынужден был пресечь это в грубой форме, сказав своим провожатым: «Ребята! Хватит! Я приехал смотреть каменные джунгли и небоскребы!». После чего меня отвезли на Уолл-стрит, где я, выстояв долгую очередь из туристов, подержал за известное место скульптуру быка. Там все это делают, мамаши приводят своих детей, такой ритуал.

О.С.: Как вам другие города?

М.С.: Я неделю провел в Нью-Йорке, неделю в Лос-Анджелесе. А вот в Вашингтоне и Бостоне времени было буквально по паре часов после премьер фильма и разговоров со зрителями. В Вашингтоне мельком видел Капитолий. Там стояла страшная жара, еле доползли до номера. Совершенно замечательный кинотеатр AFI Silver (кинотеатр в Силвер-Спринг, к северу от Вашингтона. – О.С.). В Бостоне, который я видел, к сожалению, только мельком из окна машины, тоже прекрасная публика, очень много молодых людей пришли на показ фильма.

О.С.: Лос-Анджелес вы смогли увидеть лучше?

М.С.: Да, конечно. Эл-Эй заряжает энергией. В лифтах вместо элегической оркестровой музыки играет рок-н-ролл. У меня возникло ощущение, что я нахожусь внутри какого-то американского фильма из тех, что я в детстве смотрел в видеосалонах. Я жил на Мелроуз-авеню, недалеко от кинотеатра Cinefamily на Фэрфакс-авеню, где были наши показы. Он раньше показывал только немое кино. Старенький, киноманский кинотеатрик, как говорится, дырка в стене. Что ж, мы же не «Властелин колец». Там после сеанса публика выходит на задний дворик, напитки продают, можно курить, в общем, очень мило.

О.С.: Общее впечатление от Лос-Анджелеса сложилось?

М.С.: Меня много повозили по разным местам. Беверли-Хиллс, Санта-Моника, Вест-Голливуд... Потрясающий город! Конечно же, я не удержался и сделал туристическую фотографию на фоне букв Hollywood. Заметил: разбросанность города создала целую философию общения. Все разговоры там про навигаторы, пробки, аварии, как лучше куда проехать... У меня свой взгляд, поэтому меня заинтересовал район Skid Row в даунтауне. Там много бродяг, очень много. Идут себе с тележками. Улица заставлена палатками, где они живут. Напоминает фильмы Ромеро (Джордж Ромеро, режиссер фильмов ужасов, где действуют зомби. – О.С.). Я раньше знал такую рок-группу, Skid Row, теперь знаю, откуда это название.

О.С.: Как принимали ваш фильм?

М.С.: У меня возникло ощущение, что кино в принципе – главное культурное явление для американцев, важнее музыки и литературы. В Лос-Анджелесе воочию видишь, что небольшая часть американцев делает кино, а все остальные его смотрят. Во всех четырех городах публика была необычайно дружелюбная. На обсуждение оставались почти все. Редко кто уходил. Вопросы очень вежливые, глубокие и дружеские.

О.С.: На ваше кино, видимо, шли большей частью городские интеллектуалы, весьма специфический сегмент аудитории...

М.С.: Да, наверное. Меня поразил зритель в Лос-Анджелесе, который после фильм подошел ко мне и стал восторженно говорить о фильме Калатозова «Я – Куба». Меня много спрашивали об Украине, о войне, об украинском кино. Один зритель удивился, когда узнал, что Чернобыль находится не в России, а в Украине.

О.С.: Я обратил внимание, что на «вопросах-ответах» в Film Forum актрисе Яне Новиковой помогали сразу два сурдопереводчика...

М.С.: Да, Яна говорила на международном жестовом языке, который один переводчик сначала переводил на американский язык жестов, а другой произносил ее слова голосом. В Нью-Йорке мы с Яной разделились, она поехала в Остин, Миннеаполис и Сиэтл, а потом мы вновь встретились в Лос-Анджелесе. Там ее плотно опекала местная община глухих, там живут много глухих актеров. В последнюю ночь новые друзья Яны взяли ее с собой в клуб, где они плясали, жгли не по-детски. У нее брали интервью журналисты, одно взял, например, глухой трансгендер.

О.С.: Что в вашем фильме вызвало наибольший интерес?

М.С.: Самая шоковая сцена – нелегальный аборт. В Film Forum одна зрительница упала в обморок. Тут же позвонили 911 и приехали все службы, может, только за исключением сил быстрого реагирования НАТО. Девушку откачали, ничего страшного. У нас на этой сцене еще только два раза женщины падали в обморок – в Хайфе и Москве. Хотя эта сцена снималась как чистая иллюзия, очень безопасно. Сравнивали фильм с «Повелителем мух», ну это общее место. Много говорили, что страшный интернат – метафора государства, но это тоже очевидно, ведь любой фильм о тюрьме можно считать такой метафорой.

О.С.: Вышло много рецензий на «Племя» в Америке. Вы их читали?

М.С.: Да, со словарем. Было несколько негативных отзывов: почему, мол, такой мрак? Да потому! Но большинство все-таки позитивные. Что мне импонирует, американские критики хотят во всем разобраться. И интервьюеры тоже. У нас, в Украине, журналисты часто приходят к тебе с уже сформированным мнением и подталкивают тебя к нему. У американцев – непредвзятая манера разговора. Поразила газета «Нью-Йорк таймс». Они дали большой материал о фильме. Меня по-хорошему замучили уточняющими, дотошными вопросами, которые передавали через нашего пресс-агента. У нас диссертации так тщательно не готовят, как они готовили статью о нашем фильме.

О.С.: Возникала ли тема невыдвижения «Племени» на Оскара? Извините, что наступаю на больную мозоль...

М.С.: Да, я сам все время говорил о том безобразии, которое учудил украинский оскаровский комитет, не выдвинув в прошлом году наш фильм. Особенно обидно видеть всякие рейтинги типа «лучшие пять иностранных фильмов года», куда включают и «Племя». Обидно и больно. Ну, сейчас комитет расформирован, будет создан новый, надеюсь, более объективный.

О.С.: Как продвигается работа над новым фильмом о Чернобыле?

М.С.: Его рабочее название – «Люксембург». Отдохну пару дней и возобновлю поездки в Чернобыль. Если все сложится хорошо, то в декабре начнем съемки.

Олег Сулькін, Голос Америки, 5 липня 2015 року

Перший Кіноогляд оголосив переможців

19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05