f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Валерія Сочивець, Філіп Сотниченко і Романа Батрак: «В Ірані Голлівуду теж нема»

13.11.2015

Подаємо інтерв'ю видання «KFP» (Kiev Fashion People) із засновниками громадського об'єднання «СУК» («Сучасне Українське Кіно»), що активно розвиває молоде вітчизняне кіно, Валерією Сочивець, Філіпом Сотниченком і Романою Батрак.

Мы живем в невероятное время: наша страна растет, развивается и подает большие надежды. В Париже открываются концепт-сторы украинских дизайнеров, наши молодые исполнители гастролируют по всему миру, а национальное кино расцветает, не переставая удивлять нас своей искренностью и актуальностью. Молодой общественной организации «Современное Украинское Кино» («СУК») 14 октября исполнилось всего полгода. За этот короткий период ребята успели организовать огромное количество кинопоказов по всей Украине, провести свои программы в рамках таких масштабных фестивалей, как «Гогольфест» и «Kyiv Comic Con», и успешно популяризировать украинский короткий метр.

Редакция KFP пообщалась с основателями СУК и узнала, что будет с украинским кинематографом через 20 лет, чего не хватает молодым режиссерам и как создать кинотусовку.

Валерия Сочивец: Мы с Филиппом учились на режиссуре в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого в разных мастерских, но на одном этаже. На обоих курсах студенты активно снимали кино, и мы ходили друг к другу смотреть экранные работы, но дальше показов внутри университета фильмы редко демонстрировались. В большинстве случаев фильмы были очень любопытными. Я понимала, что есть много талантливых короткометражных фильмов, которые лежат на компьютарах и о них никто не знает. Так, в рамках кинопрограммы «ГОГОЛЬFEST» появилась программа «СУК — Современное Украинское Кино», где показывались фильмы украинских молодых режиссеров. После одного из таких показов, мне предложили поехать с фильмами в другие города. Потом поступило предложение показывать киноленты в киевском свободном пространстве «Freud House». В процессе я увидела спрос на украинский кинопродукт и зрительский интерес к нему, начала обращаться в разные киноклубы при университетах и показывать кино там. Однажды, на один из показов во «Freud House» пришла Романа. Так мы и познакомились.

Романа Батрак: Я по образованию специалист по связям с общественностью, в сфере пиара работаю больше шести лет. Кино ранее я никогда не занималась и особо сильно этим направлением деятельности не интересовалась. Зато много практиковалась в других, самых разных сферах, участвовала в организации разных проектов и все это время искала для себя организационную сферу, на которой можно бы было остановиться и развиваться дальше. На каком-то этапе я поняла, что мне интересны именно культурные проекты. И потом, по счастливому стечению обстоятельств, как это обычно бывает, осенью 2014 года я попала на кинопоказ во «Freud House», где показывали фильм моего друга Максима Тетерука. Он режиссер, свое образование получил в Чехии, там же снял дипломную художественную работу «День жалоби», а Лера предложила показать этот фильм в рамках своей программы современного украинского кино.

Валерия Сочивец: Позже ребята предложили мне организовать показ студенческих фильмов о Майдане. В качестве локации был выбран любимый кинотеатр «Кинопанорама». В процессе подготовки к этому показу я рассказала идею создания организации, которую ранее уже обсуждала с Филиппом. Так уж получилось, что все свои идеи сначала обсуждаю с ним, а потом уже приступаю к реализации.

Романа Батрак: Когда я впервые услышала аббревиатуру «СУК», тут же в неё влюбилась и поняла, что тоже хочу в этом участвовать! Тогда показ «Выбор будущего: студенческое кино о Майдане» прошел очень хорошо. Мы анонсировали его менее недели, но  событие получило широкий резонанс как среди зрителей, так и среди СМИ. Пришло много людей, а после него зрители благодарили и просили организовывать такое чаще. Для меня история «СУК» началась именно с этого момента. Наше первое собрание участников организации мы провели в феврале, зимой. А зарегистрировали официально организацию 14 апреля 2015 года.

Филипп Сотниченко: Да, в прошлом месяце было ровно полгода, как мы официально общественная организация. Раньше, у нас была традиция собираться по средам. Романа даже вела протоколы первых собраний, интересно будет когда-то их перечитать. Сейчас количество участников организации выросло с 16 до 20 человек. Общие собрания теперь проходят ежемесячно, а основная работа ведется в группах и по отделам. У нас есть программный отдел, административный отдел и пресс-служба. А вся коммуникация проходит в специальной группе на Фейсбуке.

KFPРасскажите о Вашей команде.

Валерия Сочивец: Наша команда сейчас насчитывает 20 человек, каждый занимается своим направлением в рамках одного из отделов.

Ребята из программного отдела отсматривают все фильмы, составляют программы новых альманахов, тематических и специальных показов. Это костяк организации — наши старожилы: программный директор Филипп Сотниченко, кстати, ч/б заставка с лошадью, с которой начинаются все наши показы — его рук дело; Нариман Алиев и Никон Романченко занимаются игровыми работами; Аня Корж — куратор документальной программы; Настя Весна (Лысенко) курирует анимационную программу и рисует для «СУКа» красивейшие постеры и обложки к альманахам; Новруз Хикмет заканчивал киношколу в Баку, у нас занимается международной программой.

Административный отдел занимается организационными процессами, внутренними коммуникациями и специальными проектами «СУКа». Денис Сатановский координирует кинопрограмму «Kyiv Comic Con» и администрирует киевские показы; Марьяна Литвинова координирует региональные показы, количество которых растет в геометрической прогрессии, поэтому в последнее время этот объем работы с ней разделяет Миша Маслобойщиков; Максим Тетерук, который сейчас живет и работает в Кракове, всегда с нами на связи и представляет «СУК» в Польше, также Макс курирует специальный проект с «UFW»; Алина Розанова — наш менеджер по счастью :), следит за «погодой в доме» и проводит корпоративные мероприятия; организацией съемочных процессов и поиском грантов занимается Эльмира Асадова, которая присоединилась к «СУКу» совсем недавно, а кажется, что была с нами всегда; также с недавнего времени в нашей команде Даша Христич, с которой мы познакомились на «Гогольфесте», сейчас она помогает нам по нескольким направлениям; юридическими вопросами занимается Петя Воробьев. Я в целом курирую административную работу и координирую кинопрограмму на фестивале «ГОГОЛЬFEST».

За внешними коммуникациями следит наша пресс-служба: Романа Батрак занимается стратегическими вопросами развития; Дарина Романенкова — медиа-координатор и редактор сайта, очень обязательная девушка; фотограф Аня Гольцберг, благодаря которой мы все так хорошо выглядим на фотографиях; Леня Ляуданский — литературный редактор и переводчик, следит за нашей грамотностью; а также Вика Возная, которая присоединилась к нам совсем недавно, сейчас вникает в процесс и занимается SMM.

Романа Батрак: Но много работы делается и вне распределения процесса. Поскольку помимо участия в организации у каждого есть еще основная работа, домашние дела. Поэтому мы стараемся очень уважительно друг к другу относиться, каждый может попросить помощи или подменить кого-то. Команда лишь увеличивается и это радует. Порою бывает сложно придти к общему знаменателю, но это естественный процесс в большом коллективе. А для меня 20 человек — это уже большой коллектив. Сейчас шла речь лишь о нашем оргкомитете, безусловно, это люди, заслуживающие наибольшего внимания, поскольку каждый вкладывает в проект много средств и сил. Но если говорить об организации в целом, то «СУК» это еще и молодые режиссеры со всей Украины, чьи фильмы мы показываем, и наши региональные представители, которые помогают с организацией показов современного украинского кино в других городах. Так что нас намного больше!

Валерия Сочивец: Да, мы хотели создать молодую кинотусовку и, на мой взгляд, у нас это получается.

KFPКакая главная миссия СУК?

Валерия Сочивец: Популяризировать украинское кино, поддерживать и помогать молодым украинским режиссерам творить.

Романа Батрак: Мы пытаемся донести, что современное украинское кино существует, ведь у большинства украинцев бытует обратное мнение. При этом мы не говорим, что наше кино самое лучшее и качественное, но оно в обязательном порядке требует внимания к себе. Есть много молодых и талантливых украинских режиссеров, с чьим творчеством обязательно нужно познакомиться. Ведь мы с вами можем назвать фамилии молодых украинских дизайнеров, их работа и творчество в последнее время очень востребованы. В частности, это заслуга «Ukrainian Fashion Week» и «Mercedes-Benz Kiev Fashion Days», а также других модных проектов и глянцевых СМИ. Так почему же нельзя подобный опыт повторить с молодыми украинскими кинематографистами. В данном случае «СУК» выступает связующим звеном между молодым автором кино, который уже имеет свой продукт и дистрибьюторами, кинотеатрами, СМИ, а значит и массовой аудиторией.

Валерия Сочивец: Украинское кино пока еще очень молодое. Нужно помогать ему развиваться. В качестве примера, я всегда говорю о воспитание детей. Если ребенка не развивать, не уделять ему должное внимание, то ничего из него не получится. Здесь тоже самое. Мы пытаемся найти экран для каждого фильма, в том числе и для аматорского кино, чтобы работу увидели люди.

Если мы понимаем, что этот фильм по ряду причин в кинотеатре не может быть показан, но он может весьма успешно выстрелить в другом месте. Ведь существует много тематических фестивалей и у каждого своя аудитория.

Поэтому, когда подходят и говорят: «Мы не киношники, но мы стараемся и пробуем что-то снимать», я всегда отвечаю: «Присылайте. Мы обязательно посмотрим, прокомментируем и подскажем что-то от себя, постараемся показать».

Государство сейчас не финансирует кино, мы сами, своими силами и энтузиазмом, помогаем друг другу снимать независимое кино. Мы знаем по истории кинематографа, что любая новая волна начиналась с того, что люди просто снимали безбюджетное кино — брали камеру, собирали своих друзей, близких и делали работы, которые потом получали высокие награды.

Большинство из нас с дипломами режиссеров, но увы это не наша основная профессия. Мы работаем в других сферах, чтобы заработать деньги, в том числе и на кино.

KFPРаз нет прямого финансирования со стороны государства, на гранты не пробовали подаваться?

Романа Батрак: Пока еще не успели, но в ближайшем будущем обязательно будем подаваться. У «СУКа» пока вообще нет финансирования, хотя бытует обратное мнение. Но я точно могу сказать, что все сделано исключительно на личные средства участников организации.

Валерия Сочивец: Это если о грантах для организации. А если о финансировании непосредственно кино, то мы с Филиппом подавались на государственный питчинг. Уже второй раз питчинговались: Филипп как автор сценария, я как режиссер. Вроде, по балам прошли, но нам опять отказали. Непонятно как они высчитывают эти балы и как решают, кому давать деньги, а кому нет.

KFPКстати, у Вас платные показы?

Романа Батрак: В основном, нет. Плата за вход есть лишь на нескольких локациях, которые эту цену и формируют.

KFPКто ваша аудитория, которая приходит на кинопоказы СУК?

Филипп Сотниченко: У нас очень разношерстная аудитория. Я, когда представляю фильм, вижу в зале людей самых разных возрастов.

Валерия Сочивец: Мы когда в первый раз показывали киноальманах «Юность», который объединяет фильмы о подростковой любви, сексе, драках, сложных взаимоотношениях с родителями, а на него пришли бабушки и дедушки. Это было очень трогательно и приятно, что на киноальманах «Юность» пришло больше людей преклонного возраста. Но всегда по-разному, зависит от показа.

Филипп Сотниченко: А самое главное, что почти после каждого показа «СУКа» можно пообщаться с режиссерами. Зритель может спросить что-нибудь, высказать свое мнение. Режиссер, в свою очередь, может понять ожидания публики. Такой диалог, на мой взгляд, очень важен.

KFPВас поддерживают другие организации, занимающиеся кино?

Романа Батрак: Самое главное – это поддержка зрителя.

Филипп Сотниченко: Нас поддерживает Союз Кинематографистов.

Валерия Сочивец: Да, мы как-то ходили на их пленум. Все начинается с минуты памяти по тем, кто уже не пришел на этот пленум. Потом все выступают. Для меня это был интересный опыт. Мы когда появляемся в Доме кино, они говорят: «О, СУКи пришли» (смеется).

Романа Батрак: Мы со многими дружим и поддерживаем партнерские отношения. У «СУКа» были свои инициативы и на Одесском Международном Кинофестивале и на МКФ «Молодость». Наш проект «Киносмотр СУК: ON/OFF» в рамках «ГОГОЛЬFEST» поддержали Docudays UA и Национальний союз кинематографистов Украины. Так что в этом ключе можно сказать, что да — нас поддерживают.

KFPВ чем отличие украинского современного кино от французского, немецкого. Какая есть национальная особенность?

Филипп Сотниченко: У нас сейчас есть только авторское кино. Это «Племя» Слабошпицкого и ряд других фильмов, начиная от «Подорожніх» Игоря Стрембицкого. Зрительского кино у нас практически нет.

Можно сказать, что все сводится к расположению страны. Географически мы так расположены, что наше кино имеет свои особенности. Это видно не только по кинематографу независимой Украины, но и в фильмах 20-30 годов.

Валерия Сочивец: Раньше было украинское поэтическое кино, вот и современное украинское кино недалеко ушло от поэтики.

Филипп Сотниченко: Сейчас появились процессуальные фильмы, в которых образ прорастает из знакомого всем быта.

KFPКаким вы видите развитие украинского современного кино?

Филипп Сотниченко: Если у нас появится хорошее жанровое кино, а зрители будут ходить на него в кинотеатры, то за вырученные деньги будут сниматься новые фильмы. И так возникает некая киноиндустрия. Деньги вращаются, фильмы снимаются.

Если говорить о кинематографе Ирана, например, то там есть такие режиссеры как Джафар Панахи, которому запрещают снимать, а он сам делает кино, вызывающее очень сильный резонанс во всем мире. Вот и у нас сейчас похожим образом прекрасное кино возникает – фильмы Кати Горностай и Юры Шилова, например. Меня радует, что это свежо, современно и очень стильно.

Валерия Сочивец: Главное, чтобы начало появляться кино для зрителей. Зрителя не удержишь авторскими фильмами. И для того чтоб наш кинематограф развивался, нужно интересоваться прежде всего мнением зрителя, а также снимать мэйнстримовые и массовые фильмы.

KFPВы говорили, что хотите создать свой фестиваль.

Романа Батрак: В далекой перспективе…

Филипп Сотниченко: В общих чертах, это должен быть всеукраинский киносмотр национального кино.

Валерия Сочивец: В этом году у нас была инициатива в рамках «Гогольфеста» — «Киносмотр СУК: ON/OFF». Это конкурсная программа, которую оценивал исключительно зрители путем голосования. Мы позиционировали ее как «режиссерам от режиссеров». Главная задача этого мероприятия — дать возможность молодым режиссерам встретиться со своим зрителем, понять его надежды и ожидания. Конкурс состоял из двух программ: «ON» и «OFF». Участники конкурсной программы «ON» были представлены в 5 категориях: игровые, документальные, анимационные фильмы, музыкальное видео и видео-арт. В каждой категории зритель выбирал лучший фильм. Победителям мы вручали золотые суки — такая самоирония, ведь на Каннском кинофестивале вручают «Золотую пальмовую ветвь», а у нас пока лишь «Золотой сук».

KFPЭто правда, публика больше заинтересована в модной тусовке, чем в культурном развитии. Как с этим бороться?

Филипп Сотниченко: Никак! Люди делятся на тусовщиков и тех, кто пришел смотреть кино.

KFPА Вам не кажется, что зрителя нужно учить?

Филипп Сотниченко: Безусловно! Поэтому мы и не берем все фильмы. Наша задача – воспитать вкус зрителя. Зритель очень разный и не стоит его недооценивать. Нередко гости наших показов профессионально оценивают кино и, действительно, разбираются в нем.

Валерия Сочивец: От себя могу добавить, что зрителю нужно привыкнуть к украинскому кино.

KFPЧто Вас радует, а что огорчает в современном кино?

Валерия Сочивец: Радует, что появляются новые имена и процесс не останавливается, энтузиазм не сгорает, люди продолжают снимать и получается все лучше и лучше.

KFPРежиссер – это бескомпромиссная профессия. Но в украинском кино режиссером приходится идти на постоянные компромиссы и в итоге получается не то, что ты хочешь и задумывал.

Филипп Сотниченко: К сожалению, это так. Я пишу сценарии определенным образом: не о том, что хочу снять, а о том, что могу снять.

KFPЧего не хватает молодым режиссерам?

Валерия Сочивец: Денег.

Филипп Сотниченко: Правильно говорить, финансирования (смеется).

KFPПомимо денег, режиссерам не хватает актеров и продюсеров.

Романа Батрак: Да, проблема не только в финансирование, очень не хватает профессиональных кадров: продюсеров, пиар-специалистов, которые помогут режиссеру из фильма сделать целостный коммерческий продукт. Огромный бюджет на производство без эффективного функционирования смежных направлений — зря потраченные деньги.

Валерия Сочивец: С актерами ситуация обстоит иначе. Здесь многое зависит от режиссера, ведь не обязательно иметь актерское образование, чтобы играть в фильме. Режиссеры очень часто снимают типажи. Это человек, чья внешность уже нам дает определенные знания о нем. Зачастую, это люди без профессионального актерского образования. Насколько такое сотрудничества будет успешным, зависит от того умеет ли режиссер работать с актерами или нет.

Вот один из участников нашей организации Нариман Алиев в фильмах снимает своих родственников, у которых нет актерского образования. И вы никогда не поймете, профессиональные это актеры или нет.

Филипп Сотниченко: Сейчас многие молодые режиссеры обращаются к типажам, и это некий тренд. В других странах уже давно все сняли камеру со штатива и начали снимать окружающею их действительность.

KFPВ последние годы большое внимание уделяется именно документальным фильмам, нежели игровым. В чем заключается разница между созданием игрового и документального кино? Как Вы думаете, уместна ли в документальных фильмах позиция автора или этот жанр требует невмешательства со стороны режиссера?

Филипп Сотниченко: Именно в документальном кино и есть позиция автора. Документалист ставит камеру в конкретном месте и рамками этого кадра отсекает все лишнее. И то, что мы видим в этом кадре – это уже его авторская позиция. Именно это он выхватил из общего контекста.

Валерия Сочивец: Документальное кино имеет более четкую авторскую позицию, чем игровое.

Филипп Сотниченко: А портреты очень часто вообще напоминают автопортреты. Если документалист начинает снимать фильм-портрет, то очень часто он находит в герое именно то, что видит в себе.

Валерия Сочивец: Например, те же фильмы о Майдане — они все рассказывают об одних событиях, но все совершенно разные.

KFPКак страна должна поддерживать кино, кроме финансирования?

Валерия Сочивец: Нужно кинотеатры не закрывать, а открывать. Мы знаем, что в маленьких городах кинотеатры, к примеру, превращаются в ночные клубы. Не хватает площадок, чтобы обеспечить фильмам нормальный прокат. Заняться модернизацией образования в этой сфере. Единственная киношкола находится в Киеве, ребята которые приезжают в Киев учится, как правило, потом здесь и остаются. В других регионах кинообразование недоступно. Из-за этого мы тоже где-то отстаем.

KFPКакие планы у СУКа на ближайшее время?

Филипп Сотниченко: Искать, показывать, снимать.

Романа Батрак: У нас уже сформирован календарь мероприятий до конца года. С нового года мы хотим запустить серию творческих вечеров наших лучших режиссеров. Также будем заниматься кинопрограммой на фестивалях «Kyiv Comic Con» и «ГОГОЛЬFEST».

«СУК» очень хочет и обязательно будет делать образовательные проекты. Свою первую образовательную инициативу мы будем проводить в области Fashion Video Production. Вместе с «Ukrainian Fashion Week» мы подготовим образовательно-производственную  платформу «Kyiv Fashion Film Residence». Это будет двухнедельный воркшоп для молодых кинематографистов, фотографов, стилистов и дизайнеров, результатом которого станет создание участниками fashion-фильмов в сотрудничестве с украинскими дизайнерами.

Валерия Сочивец: Так что планов очень много!

KFPКнига, фильм, песня с которой должен быть знаком каждый.

Филипп Сотниченко: Библия. «Гражданин Кейн». Каждый должен быть знаком с классической музыкой. Мне нравится музыка Арво Пярта.

Валерия Сочивец: Я люблю читать личные истории людей и находить интересные факты, поэтому меня очень впечатлила книга Гарсиа Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюшек». Фильмы – «Однажды в Америке» и «Пианистка». Песня – «Охота на волков» Высоцкого.

Романа Батрак: Фильм – «Такси» уже упомянутого ранее Филиппом иранского режиссера Джафара Панахи. Книга – «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. Песня — «Я верю» Ляписа Трубецкого.

«KFP», 4 листопада 2015 року

22 травня, середа, Малий зал Рада ветеранів НСКУ «Шлях до творчих вершин» Вітання ювілярів

21 травня, вівторок, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ «ОЛЕКСАНДР АСКОЛЬДОВ. НЕВІДОМЕ…»

20 травня, понеділок, Синій зал НАШ ІЛЮЗІОН