f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Наріман Алієв: «Кримськотатарського кіно нема, але я роблю все, аби воно з'явилося»

16.02.2016

Короткометражний фільм молодого режисера з Криму «Sensiz» («Без тебе», 2015) було представлено в молодіжній програмі 66-го Берлінського МКФ. Це третя робота Нарімана Алієва, котра, за словами режисера, може стати останньою в його кримській фільмографії.

Інна Аннітова, «Крим. Реалії»

– Какой была реакция зрителей в Берлине?

– Фильм публика приняла очень тепло, многие прониклись сюжетом. Его показывали самым первым в блоке, и я боялся, что после просмотра всех конкурсных работ мой фильм может потеряться. Но во время обсуждения лента вызвала большой интерес у зрителей. Интересовались сюжетом и посвящением, спрашивали о музыке, которая играет в фильме (народная песня «Журавли»). Кто-то из зрителей отметил, что оригинальное название фильма «Sensiz» – это турецкое слово. Я объяснил, что это крымскотатарский язык, рассказал о своем происхождении и отметил, что для меня очень важно рассказывать про свой народ и традиции, потому что крымскотатарского кино нет и я стараюсь делать все, чтобы оно появилось. Про политику не спрашивали, интересен был сам фильм. Что тоже приятно.

– Пока мы не можем увидеть фильм, расскажите, о чем он?

– Фильм «Без тебя» снимали летом в прошлом году в Крыму. У меня была идея, но я не мог ее реализовать по ряду причин. Этот фильм посвящен моему родному брату Эрфану Селимову, он разбился в автокатострофе в 2010 году. Мне хотелось отдать ему дань, его имя вспомнить, но не хотелось говорить про смерть, потерю. Не было задачи разжалобить зрителя. Это история не моя, это метафора, которая рассказывает о том, что нужно не забывать, что есть сегодня и что было вчера.

Работы свои я делаю в семейном кругу, актеров у меня было двое – это мои двоюродные братья Февзи и Ремзи Биляловы. Родственники мне всегда помогают во всех моих работах, это семейное производство и это заметно.

– Почему вы привлекаете семью к работе в ваших фильмах?

– Я не доверяю нашим современным актерам, особенно молодым, потому что если бы со студентами актерских факультетов я вел себя так же, как с актерами, которые у меня на площадке, они бы расплакались, развернулись и ушли. Я брал родственников, потому что они готовы делать все, что я скажу, и мне с ними комфортно. Они стараются, и это главное, ведь если не стараться, то ничего не получится, даже если ты гениальный актер. Я считаю, что каждый может быть актером и режиссером, главное – стараться. Мои родственники стараются, и я доволен тем, как они смотрятся.

– Это родство на площадке видно в кадре?

– Это должен сказать зритель – поверил он актерам или нет. Меня удовлетворяет тот результат, который я получаю. Не скажу, что он точно удовлетворит меня в следующей моей работе, поскольку должна быть прогрессия в том, что ты делаешь. Но для моего начала это достойно, мне не стыдно это показать, я горжусь своими родственниками за то, что они не боятся показать себя с разной стороны.

– Почему Крым?

– Потому что это дом, это родина, здесь вопросов не должно возникать. Мне странно, когда выбирают не Украину, не Крым, когда люди снимают о том, что не знают, там, где не были, и говорят про то, что не чувствуют. Я стараюсь говорить о том, что меня волнует, о том, чем могу поделиться. Это важно в начале пути.

– Получилась бы эта работа не в Крыму?

– Нет, не получилась бы. Я не стараюсь показать Крым, крымских татар, у меня есть история и локация, пейзажи должны на нее работать. Может, зритель и не понимает, что это конкретно Крым, но он должен почувствовать эту атмосферу.

– Как вы попали на Берлинале?

– Это, наверное, самый неинтересный ответ: послал заявку, мне прислали ответ. В первую очередь, нужен фильм, желательно, хороший. Заполняешь форму, отправляешь – получаешь ответ. Это приятно и неожиданно, особенно когда на фестивале в конкурсном отборе это единственная работа от Украины, и она твоя.

Был внутренний страх, что работу взяли не за то, за что должны были взять. То есть меня уже спрашивали: «Может, потому что это Крым, крымские татары?» Но нигде в фильме этого не обозначено, это может быть и Иран, Азербайджан, Турция или Закарпатье, например. Я думаю, в Берлине мало различают имена Нариман и Василий.

– Многие общественники делают шаги для того, чтобы выйти на европейский уровень с единственной целью – вынести проблему Крыма на мировой уровень. Видите ли для себя такую миссию?

– Я в любом случае ее несу, но не в кино. Я олицетворяю собой, я не отказываюсь от того, что я крымский татарин, я не опровергаю проблемы, которые сегодня существуют. Я не говорю об этом в кино, потому что можно быстро спуститься до конъюнктуры, до манипуляции и провокации. Мне хочется верить, что мою работу взяли за искренность, а не за события, которые происходят в стране. Я хочу, чтобы меня оценили как режиссера, а не как деятеля, не за политическую позицию.

Покажите мне хотя бы одного крымского татарина, который стал известен только благодаря тому, что он крымский татарин. Я лучше покажу большему количеству людей свой фильм, и пусть они интуитивно почувствуют, что это крымские татары, чем я буду говорить на каждом шагу: «Поддержите меня, я крымский татарин». Нужно показывать на деле, что ты умеешь. О Крыме я хочу говорить только хорошо.

В Киеве фильм Наримана Алиева «Sensiz» будет представлен 1 марта 2016 года в рамках закрытого показа.

Інна Аннітова, «Крим. Реалії», 16 лютого 2016 року

19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ