f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Віктор Андрієнко про стрічку «Ніч cвятого Валентина»

21.03.2016

Подаємо інтерв'ю видання zefir.ua із Віктором Андрієнком, виконавцем однієї з головних ролей у романтичній комедії Володимира Лерта «Ніч cвятого Валентина», що вийшла в український кінопрокат 10 березня 2016 року.

Юрій Грузін, zefir.ua

«Ночь святого Валентина» – романтическая комедия, фильм-импровизация режиссера Владимира Лерта (с «английским юмором и эксцентричным сюжетом» – по определению самого Виктора Андриенко), состоящая из трех киноновелл, посвященных, разумеется, любви. Над картиной работала украинская компания «Паноптикум» совместно с литовской кинокомпанией Tauras Films. Премьера и праздничная вечеринка в ее честь с участием съемочной группы и актеров фильма состоялась 10 марта в столичном кинотеатре «Украина».

Вам знакомы творческие муки, как Вашему подопечному в фильме?

Мне, честно говоря, все всегда давалось легко. Муки – это когда проект неудачен и бессмысленен. Вот тогда и начинаются настоящие мучения… как же его продать! Хорошие проекты приходят легко и быстро – «по щелчку пальцев». Самое сложное потом добывать для них финансирование и доводить до конца.

С «Ночью святого Валентина» было так же. Уже давно при встречах на кинофестивалях в непринужденной атмосфере я «забрасывал удочки» дистрибьюторской компании, повторял: «Вы все время прокатываете в кинотеатрах чужое, ну, сделайте свое кино!»

Я рад, что у создателей этого проекта появилось желание, возможности и самое главное – интересная идея. Прекрасно, что режиссерское кресло предложили Володе Лерту. Вообще вся команда набралась из по-настоящему «сумасшедших» профессионалов – в хорошем смысле слова. А кто бы еще смог такой проект придумать, создать и завершить за три месяца?

И самое потрясающее – что все делалось легко. И сценарий был написан легко, а потом на съемочной площадке он так же легко переписывался – под ситуацию, под актеров… облегчался, улучшался, дорабатывался. Придумывали новые шутки, гэги. В фильме много веселых смешных неординарных ситуаций. Рассказывать о них нет смысла – лучше придите в кинотеатр и увидите. (Смеется.) Вообще, когда проект делается легко – он хорошо получается. А муки чаще финансово-административно-технические, а не творческие.

А «творческое сумасшествие»?

Я всегда говорю: «Все сумасшедшие должны жить в одном дурдоме». И когда в этом «дурдоме» собираются профессионалы с чудинкой, чтобы создать веселый проект общими усилиями – это просто замечательно! И обратите внимание: у каждого свой «сумасшедший дом». У Тарантино – свой, у Гая Ричи – свой. В нем одни и те же актеры, операторы, съемочная группа. И это правильно, я считаю. Вот у нас – какие были актеры… а какой потрясающий оператор Дмитрий Яшенков! Это бомба! Как он быстро и качественно выставлял свет, как постоянно придумывал, как детализировал кадр простыми вещами… снимаю шляпу!

А вот Олегу Собчуку пришлось трудно, он очень волновался – все-таки первая роль в полнометражной картине, и мы с Владимиром Лертом его успокаивали: «Ты же, Олег, в жизни сталкивался с подобными людьми и ситуациями, будь в роли самим собой – ничего не играй. А позже его партнерша по фильму Елена Турбал заметила: «Такое чувство, что он уже не первый год снимается. Такой он молодец!»

Мы работали иногда сутками без перерыва – и группа терпела. Потому что «сумасшедшие».

Любовь – самая благодатная тема в искусстве. Какие произведения, посвященные ей, больше всего лично Вам нравятся?

Шекспир! В шестом классе я увидел «Ромео и Джульетту» Дзеффирелли и был поражен этим фильмом. Как удивительно точно можно в картине, посвященной любви в Средние века, показать проблемы современной молодежи. Полюбить, доказать свою значимость в мире, добиться чего-то… У Дзеффирелли это прекрасно показано.

Еще есть потрясающая киносказка о любви «Легенда». Из современных – трогательный фильм про старичков «Любовь» и, конечно, фильм моего детства «Романс о влюбленных» – этот фильм меня в свое время поразил. Песни Градского, Елена Коренева в главной роли…

Древние греки выделяли 7 видов любви – от чистой привязанности до ничем не замутненного сексуального влечения. Каким из них, если не секрет, посвящен фильм?

Всем. Но мой герой в фильме – продюсер, тот, кто случайно соединил судьбы героев Олега Сабчука и Елены Турбал. 

А в жизни случалось так же «соединять судьбы»?

Бывало иногда… как потом выяснялось, через многие годы. А, бывало, случайно и жизнь спасал, сам того не зная. Один актер уже подумывал о суициде, а тут я звоню ему и говорю: «Все, собирайся, ты завтра едешь на съемки. И даже не вздумай отказываться! Нам нужны профессиональные пираты на корабле». Он поехал. А там – два пиратских судна, драки, бои, его кинуло в обстановку съемок и творчества… а дня через три он мне признался, что я его в прямом смысле «вытащил из петли» – сам того не зная. Часто случилось так, что если бы не я, не встретились бы парень с девушкой, не было бы у них совместной жизни, детей… Но я не нарочно – просто так получилось.

Вы – романтик?

Наверное, да. Не будь я в душе романтик и авантюрист – не смог бы создавать то, что создаю. И стать тем, кем я стал. Люди, наверно, меня любят за то, что я еще верю в лучшее, несмотря на предательство, ложь, ненависть – они все равно люди, жилищный вопрос их испортил, но в душе они добрые и сострадание стучит в их сердца, как сказал Воланд в романе «Мастер и Маргарита». 

Говорят, что День святого Валентина «не наш праздник», а сами Вы как к нему относитесь?

14 февраля – День компьютерщика, потому что в этот день был создан первый компьютер (имеется в виду запуск американского электронного компьютера ENIAC в 1946 году. – Прим.ред.), а в Японии отмечают день голых мужчин, в Германии – день психбольных, в Америке – день презерватива, а в Украине – день влюбленных. Ось така наша вдача, як наша мова – лірична, романтична та гумористична. Як і фільм «Ніч святого Валентина». (Смеется.)

Вы следите за работами коллег?

Я смотрю даже неудачные фильмы – учусь такого не делать. Смотрю сериалы: некоторые мне нравятся сюжетными находками и хорошим монтажом, динамикой. Человек учится до конца жизни. Говорят: «Любви все возрасты покорны». Так и учению – покорны все возрасты. Настоящие мастера обычно говорят, что «ничего не знают». Я видел многих великих людей, которые вели себя очень скромно. Наверное, если считаешь себя номером два – сразу становишься номером первым. Если же считаешь себя супер «номером первым» – ты можешь потерять все. Это моя жизненная философия.

А как Вы расцениваете нынешнюю украинскую киножизнь?

Она закрутилась – и это прекрасно. Выходит огромное количество хороших короткометражек. Их снимают, в основном, молодые. Дай им Бог: пусть они пробуют, падают, разбивают носы и коленки, снова поднимаются. По-другому ничего не добьешься. Если в коротком метре сумеешь выразить то, что хотел в полнометражном фильме – пойдешь дальше. Правда, у меня есть примеры – и немало – когда люди, привыкшие делать короткий метр, «захлебнулись» в большом. Но тут уж человек должен сам выбрать. Так что я желаю нашим молодым кинематографистам не бояться и пробовать, пробовать… Мой педагог в Театральном институте Борис Петрович Ставицкий говорил: «Вы здесь сыграете все, чего потом играть не будете». И, действительно, что я там только не сыграл, и ни к одному образу до сих пор не вернулся. Разве что в «Шоу долгоносиков» и «Большой разнице» я сыграл – и спародировал – все что только знал! Так что пусть короткометражники тоже пробуют разные форматы, чтобы осознать свои силы и мастерство.

Фото Андрія Посонського

Юрій Грузін, zefir.ua, 10 березня 2016 року

19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ