f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Сергій Машевський про те, як українці створюють спецефекти для світових зірок

17.08.2016

Українська компанія Gloria FX займається різноманітними візуальними рішеннями у теле- та кіногалузі в різних країнах. Нещодавно завдяки кліпу Coldplay «Up&Up», у створенні якого вона брала участь, її робота стала відомою всьому світу. Видання Platfor.ma поспілкувалося із засновником компанії Сергієм Машевським про діяльність Gloria FX.

Євгенія Дольська, Platfor.ma

С Анатолием (Анатолий Кузьмицкий – сооснователь Gloria FX. – Platfor.ma) мы познакомились еще в 2002 году. Я тогда начинал свой строительный бизнес, а он был студентом, учился на дизайнера. Время от времени мы общались, Анатолий делал крутые визуализации различных строительных проектов. В то время в Днепре это было очень новое и креативное явление. Через некоторое время где-то в 2007 он звонит мне и говорит: слушай, есть классный бизнес, давай попробуем запустить? Ну, давай. Вот так и родилась Gloria FX.

Сотрудников для нашего проекта мы обучали самостоятельно. Брали ребят, которые хотели этим заниматься, и учили почти с нуля. Но были и самородки, которые и по сей день в нашей команде. В целом в Украине нет специалистов, которых можно просто нанять, а если есть, то это уже высококлассные профессионалы, которые и так имеют высокооплачиваемую работу. Поэтому кадры приходится обучать самим.

Анатолий запустил школу Gloria FX в 2013 году. Это не то чтобы прям школа, скорее курсы, на которых мы готовим себе кадры. Совсем не знающих не берем. Советуем посмотреть какие-то ролики на Youtube, вникнуть, разобраться. И только после этого к нам люди идут – хоть с минимальным каким-то пакетом знаний. Человек приходит, ему дается тестовое задание, потом супервизор проверяет и если все хорошо, то мы берем этого человека на минимальную программу обучения. Он учится месяца два, а потом только начинает работать с командой.

Первые пять лет мы работали себе в убыток. У меня богатый опыт ведения бизнеса и я знал, что ни один бизнес не приносит прибыли сразу. Для того, чтобы любое дело раскрутить, нужно год-полтора поднапрячься. А этот бизнес еще и сложный. И для нас он был новым, абсолютно неизвестным. Сначала мы планировали работать исключительно в Украине. И были бы, наверно, счастливы, если бы мы здесь развивались, и все у нас получалось, как это получается у команд, которые тесно сотрудничают с телеканалами. Но спустя три года упорного труда мы приняли решение переформатировать вектор развития и направили все силы на Штаты и Великобританию. Начали потихонечку прорабатывать там контакты, какую-то работу брались выполнять за бесплатно или почти за бесплатно, лишь бы только нарабатывать портфолио и параллельно учиться.

В то время мы сотрудничали с одним именитым российским клипмейкером, а он часто снимал в Америке, подтягивал американский продакшн и американских операторов. На его видео обращали внимание американские продюсеры.

Стартом нашей работы в США стал клип Джована Харриса. Это был креативный проект, для нас очень знаковый. А затем появился, как я считаю, наш входной билет на рынок – проект для Джастина Бибера и Шона Кингстона – «Eenie Meenie», где режиссером был мегазвезда из Норвегии Рэй Кэй, снявший, к примеру, Леди Гаге «Pocker Face».

Потом было много разных проектов – около 500 различных видео. А после этого появился Coldplay. Для нас он стал самой интересной и в то же время самой сложной работой. Главные креаторы тут – израильские режиссеры Ваня Хейнманн и Гал Муджа, они, конечно, гениальные парни. А мы были приглашены как техническая сторона этого процесса. Над Up&Up мы работали полтора месяца. Фронтмен Coldplay Крис Мартин говорит, что это лучший клип, который он видел в жизни? Да многие так говорят.

При этом изначально мы даже не знали, что делаем клип для Coldplay. К нам попало соглашение, мы почитали, решили, что проект очень интересный. Мы часто получаем крутые предложения, но это была просто бомба. И уже в процессе, когда мы начали готовить VFX description – описание каждой сцены, как технически лучше ее сделать, наш исполнительный продюсер Макс Кольт перезвонил из Лос-Анжелеса, и говорит: так, слушай, я тут был на совещании с продюсерами, оказывается, это для Coldplay клип. Мы, конечно, сильно удивились.

Часто бывает, что клиент говорит: вы что вообще сделали, это совсем не то, что я хотел. Дело в том, что режиссер пишет одно, супервизор может понять по-другому, а артист и человек, который обрабатывает видео – по-третьему. Это же творческий процесс. Поэтому нестыковки случаются. Правда, иногда в результате таких творческих разногласий клиент пишет: боже мой, это просто невероятно! Какие вы крутые парни и как вы это сделали!

Недавно мы закончили работу над двумя фильмами ужасов. Один из них – короткометражный ужастик в виртуальной реальности с обзором в 360 градусов. В фильмах разрешение 4к, это намного больше, чем в музыкальных видео. В принципе, какой-то особой специфики в работе над фильмами нет. Все то же самое. только чуть-чуть сложнее.

В Штатах работа над фильмами требует не только качественной работы. Надо иметь имя в этой сфере, плюс финансовые показатели, плюс стабильность, плюс опыт, участие в профсоюзах и страховых мероприятиях. Мы пока стараемся не заходить туда сильно, потому что считаем, что еще не готовы к этому. Что-то мелкое, если нам предлагают, мы беремся делать, но от крупного пока отказываемся. Мы просто не вытянем, а из-за этого можем испортить репутацию. Можно туда зайти, но потом быстро выйти – и больше уже никогда не вернуться. Нам нужно еще пару лет, чтобы стабилизировать команду и развить техническую базу. И потом можно уже заходить в какие-то более крупные проекты. В планах у нас это есть.

Совет для тех, кто хотел бы заниматься спецэффектами на мировом рынке? Основной – забыть о финансовой перспективности этого бизнеса лет на десять. Если ты хочешь добиться чего-либо в творческом направлении, а это ведь не уголь, не газ и не бензин, то надо понимать, что творчество требует внимания, денег и усердной работы. По-быстрому тут не получается, необходимо планомерно бить в одну точку – и тогда через какое-то время будет результат. Все технологии сейчас развиваются очень быстро, поэтому чтобы за ними поспевать, необходимо инвестировать в свою техническую составляющую, обучать людей.

Самое главное в этом бизнесе – команда. Одному тут делать нечего. Команда и слаженная работа – залог успеха. Если команда делает работу качественно, то ее потом будут советовать другим. В этом бизнесе всегда кого-то рекомендуют. Но для того, чтобы тебя заметили надо сначала что-то сделать. И очень важно сделать это что-то в срок. Иногда команда должна работать круглосуточно, иначе клиент впредь просто не захочет с тобой сотрудничать. Если от клиента приходит запрос, то за него надо браться немедленно. К сожалению, в Украине ритм жизни пока не тот и наш менталитет нам тут помеха – наши люди не привыкли к такому.

Но надо сказать, что во времена Facebook, Google и LinkedIn возможно все. Недостижимых целей уже нет.

Євгенія Дольська, Platfor.ma, 16 серпня 2016 року 

Оренда кінозалів Будинку кіна

До уваги членів НСКУ та відвідувачів Будинку кіно!

До уваги членів НСКУ та відвідувачів Будинку кіно! У зв’язку з розпорядженням Київської міської державної адміністрації щодо протидії поширенню коронавірусу, всі творчі заходи Будинку кіно з 12 березня 2020 р. переносяться на інші терміни. Стежте за інформацією.