f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Андрій Халпахчі: «Ми не вміємо торгувати своїм кіно, і це велика проблема індустрії»

25.08.2016

Генеральний директор кінофестивалю «Молодість» Андрій Халпахчі — про роботу українського павільйону в Каннах, співробітництво із Держкіно і необхідність захистити себе від російської пропаганди.

Ірина Навольнєва, «Телекритика»

В конце мая отгремел Каннский кинофестиваль, в рамках которого уже восьмой раз работал украинский павильон. Его организовывает Киевский международный кинофестиваль «Молодость» совместно с Госкино. 

Бессменный генеральный директор «Молодости», киновед и кинокритик Андрей Халпахчи рассказал «Телекритике» о работе в Каннах, системе питчингов и госфинансировании кинопроизводства, продажах украинских фильмов зарубежным дистрибьюторам и о том, почему часть денег от украинского проката уходит в Москву. 

Об украинском павильоне в Каннах

— Поделитесь, каковы результаты работы украинского павильона на Каннском кинофестивале в этом году?

— Знаете, после Канн всегда спрашивают: какие заключены сделки? Но об этом лучше спрашивать продюсеров, мы же служим только коммуникаторами между ними. Украинский павильон, который мы организовываем уже восьмой год, — посольство нашей страны в мировой киноиндустрии. В Каннах — колоссальный кинорынок, и присутствие там необходимо. 

Восемь лет назад в наш павильон приходили с вопросами: «Ба! Есть информация об украинском кино? Можно ли что-то еще узнать?» Сейчас гораздо лучше — в Украине производят больше фильмов, и не только при господдержке, но и благодаря частным инвестициям. 

В этом году мы провели несколько презентаций — готовых украинских картин, проектов, открытых для копродукции, а также нескольких независимых работ. Например, представили проект режиссера Тараса Химича «Живая» и документальную ленту «Чернобыль. Зона будущего» Олега Карнасюка. Кстати, фильм уже заинтересовал очень многие телеканалы — из Чехии, Литвы, Германии и Японии. 

— А кто и как отбирает фильмы, которые презентуют от нашей страны в Каннах?

— Участвуют все желающие. Показы в Каннах — это платное мероприятие. В среднем один сеанс стоит 600-800 евро.

— Но фильмы «Живая» и картина о Чернобыле, представленные от Украины в Каннах в этом году, презентовали иначе?

— Да, это была презентация в нашем павильоне. Но это тоже в каком-то смысле платное участие. Украине в этом году организация работы павильона стоила порядка $50 тыс. Государство выделило только 400 тыс. грн., и тут, как говорится, надо скидываться. Так, кстати, поступаем не только мы, но и, например, немецкие продюсеры: они докладывают свои деньги и участвуют в аренде павильона. Мы также получили спонсорские деньги и вместе с исполнительным директором «Молодости» Владиславом Лясовским подтянули внутренние ресурсы кинофестиваля «Молодость».

— Но почему Украину снова представляли картины о Чернобыле и повстанцах? Почему на такие темы? Сколько же можно?

— Отбора как такового нет. Мы делаем рассылку продюсерам — мол, можно сделать презентацию в Каннах. Но многие просто не понимают, какая это возможность. 

Вот большая проблема — наши продюсеры считают, что зарабатывать лучше на кинопроизводстве, а не прокате. Очевидно, многим так проще. Системы продавцов, sales agencies в Украине просто нет. 

Наши коллеги с Одесского кинофестиваля говорят: «Мы через пять лет будем Каннами!» Не будем. Потому что для этого надо производить 300 фильмов в год, как во Франции. А в Украине снимают 30, с учетом независимых картин — максимум 35. Это очень мало. 

— И тем не менее у наших картин бывают успехи.

— Очень важно выходить на международных дистрибьюторов. Ведь как, например, получилось с фильмом «Племя» Мирослава Слабошпицкого? Сейлз-агент картины — французская компания Alpha Violet. Ее владелица Виржини Девеза несколько лет работала в Украине, на фестивале «Молодость», на канале «1+1». И она внимательно следит за тем, что у нас происходит. Alpha Violet уже продала «Племя» более чем в 40 странах. И выступает сейлз-агентом следующего фильма Мирослава — «Люксембург». Мы, кстати, очень надеемся, что эта картина будет в 2017 году в конкурсе в Каннах. 

Но в целом у нас продюсерская система в зачаточном состоянии. Мы не умеем торговать своим кино, и это большая проблема индустрии. Отдельная крупная тема — наш кинопрокат, который находится в колониальном положении. Рынок настолько заполнен блокбастерами, что нет места для других фильмов. Французскую комедию теперь считают артхаусом. 

— И даже последний фильм Коэнов…

— Да, для них просто нет места. При этом многие зарубежные фильмы, в частности артхаусные, закупаются Москвой, и она уже решает, как и когда их показывать в Украине. А главное, что деньги от проката в этом случае уходят в Россию. Это серьезная проблема. Причем политическая и экономическая, которую должен бы наш парламент решать.

— Что из украинской кинопродукции больше всего интересует западных партнеров? О чем спрашивали посетители украинского павильона в Каннах?

— Фильмы для телеканалов. Картинами для широкого проката интересуются реже. Еще приходят фестивальные отборщики. Например, представители Роттердамского фестиваля спрашивали о новой ленте Юрия Речинского (картина Ugly, — ТК)

Многих также интересует копродукция для съемок в Украине и сотрудничество с нашими сервисными группами. Западным компаниям, которые приезжают снимать в Украину, не нужно везти с собой аппаратуру или самим искать локации. Наши компании хорошо себя зарекомендовали, и когда австрийские или итальянские партнеры отзываются о них в позитивном ключе — это добрый знак для Украины. 

— Не боятся к нам ехать во время войны?

— Боятся. Российская пропаганда рассказывает там неизвестно что. А Украина для своего имиджа за рубежом сделала совсем немного. Но Госкино сейчас работает над этим. Например, есть идея продвигать украинские локации — у нас можно снять и старинный замок, и лес, и море. Города, где проходят съемки, в этом случае получают доход — гостиницы, рестораны, массовка, техническое обеспечение...

О финансировании и сотрудничестве с Госкино

— Насколько тесно «Молодость» сотрудничает с Госкино и что изменилось в этом сотрудничестве с приходом новой власти в Украине?

— Мы всегда сотрудничали. Сейчас ситуация с кинопроизводством лучше, потому что выделяют деньги. Но их немного. Госкино планирует потратить 750 тыс. грн на «Молодость» и столько же — на Одесский кинофестиваль. Это уже 1,5 млн. А у них всего бюджета на имиджевые мероприятия — 3 млн. грн! 

При этом если мы обратимся за финансированием еще и в Министерство молодежи и спорта, то Госказначейство будет против. Нельзя одно мероприятие финансировать разным госструктурам. У нас совок неизбежен. Система бюрократии до сих пор построена на существовании ЖЭКов, которых уже давно нет ни в Прибалтике, ни в Грузии, нигде. 

— А насколько адекватна система питчингов в Госкино? Многие молодые режиссеры не хотят иметь дел с этой организацией.

— Помните, как Черчилль говорил о демократии? Она далеко не совершенна, но лучше ничего нет. Госпитчинги используют во многих странах, хотя понятно, что эта система не может быть идеальной. Например, я вхожу в экспертную комиссию: кто-то фильму ставит «5», а кто-то — «2», а мы берем средний балл… Это надо менять. Сейчас предложили следующее: мы можем на комиссии до питчинга обсуждать свои впечатления, ведь обычно мы ими не обмениваемся, голосуем втихую. 

Но главная проблема даже не в этом. Государство может профинансировать 50% бюджета игровой картины. Еще половину вы должны найти самостоятельно. И зачастую то, что предъявляют, — фикция. Все рассчитывают за деньги, полученные от Госкино, снять 100% фильма, да еще и заработать. Но вы же продюсер, а не директор кинопроизводства. Надо искать зарубежных партнеров, привлекать телеканалы, дистрибьюторов, частных инвесторов. Как сейчас работает, например, молодой продюсер Максим Сердюк — его кинопроект «Танк» выиграл питчинг на Берлинском кинофестивале и получит деньги на производство. 

— Вы, как член комиссии, влияете на выбор картин, которым государство выделяет деньги. Все ли финансируемые Госкино фильмы стоят того?

— Ни мы в комиссии, ни Госкино не застрахованы от сомнительных результатов. Я думаю, что система должна проработать 10 лет, чтобы она дала настоящие результаты.

О пропаганде

— Какова допустимая степень вмешательства государства в кинопроцесс? Складывается впечатление, что Госкино преимущественно финансирует картины, в которых есть «национальная идея» — все эти бесконечные казаки и кобзари.

— Ну, не так уж много этих фильмов. А вообще время сейчас такое. Что-то надо противопоставлять агрессивной российской пропаганде. Да и что значит «государство вмешивается»? Не хочешь, чтобы государство вмешивалось — не проси у него денег. Кто платит, тот заказывает музыку.

— Но должны же быть какие-то рамки влияния?

— Мы живем в военное время, и от этого никуда не денешься. Сегодня есть потребность в теме консолидации. Ведь кроме внешней агрессии, есть внутренняя проблема — нужно наладить диалог между Западом и Востоком Украины. 

Очень многое не было сделано вовремя. Вот Крым, который так радостно приветствует «зеленых человечков». А я вам скажу: мы неоднократно пытались сделать в том же «Артеке» какие-нибудь мероприятия. Но все кинофестивали в Крыму проводила Москва, привозила исключительно свои и советские фильмы. В общем, понимаете — прозевали. 

Россия много лет готовила эту аннексию. И понятно, что сегодня что-то нужно российской риторике противопоставлять. 

— А что можно ей противопоставить? 

— Искусство и культуру. Вот, например, появляются в интернете статьи «Самые ожидаемые фильмы лета». В них речь идет только о стрелялках, блокбастерах и фантастике. Там нет ни одного имени из каталога Каннского кинофестиваля. 
Я говорю об отсутствии информационного поля вокруг кино. Мы видим, что даже на «Молодости» становится все меньше зрителей, которые приходят осознанно. А зрителей нужно воспитывать.

— Вы говорили о российской агрессии и пропаганде. А повлиял ли российско-украинский конфликт на грядущий кинофестиваль «Молодость»?

— Конечно. Я теперь принципиально не езжу в Россию. Я люблю прекрасный фестиваль «Кинотавр» в Сочи, мне его очень не хватает. Но я не могу себя убедить пересечь российскую границу. 

Что касается «Молодости», то раньше мы делали специальную программу нового российского кино, а теперь нет, показываем только самые актуальные работы. Насчет этого года еще думаем: отдельной программы не будет, но предполагаю, кто-то из россиян приедет к нам и мы что-то покажем. 

Фото Максима Лісового

Ірина Навольнєва, «Телекритика», 16 червня 2016 року

19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ