f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Сергій Лозниця про ключі до прочитання «Лагідної»

08.06.2017

Режисер Сергій Лозниця – про ключі до прочитання його стрічки «Лагідна».

Інга Домбровська, RFI

«Кроткая» и «Бесы». А также Зощенко, Булгаков, Хармс и Сорокин

Фильм Сергея Лозницы, представленный в главном каннском конкурсе, называется по рассказу Достоевского «Кроткая». Фильм рассказывает историю женщины, которая пытается послать мужу в тюрьму посылку, посылка возвращается назад, и героиня сама везет ее в Магадан, в тюрьму, где посылку все равно не принимают. Это сюжет, на который, как на стержень, нанизаны маленькие истории встреч героини с разными персонажами. Один из них, в его роли молдавский актер Валериу Андрюцэ, жутковатый пьяница, в уста которого автор вложил кусок из «Бесов», стихи капитана Лебядкина (герой Андрюцэ даже внешне поход на Лебядкина, как его описывал Достоевский: «толстый, мясистый, курчавый, красный и чрезвычайно пьяный»). Так «Кроткая» или «Бесы»? Сергей Лозница рассказывает, что сначала он планировал снять несколько иную историю, но потом повествование увело его в совсем другую сторону.

Сергей Лозница: Когда я начинал писать сценарий, я совсем о другом думал. До определенного момента, примерно до середины фильма, у меня история разворачивалась так, как я задумал, а потом она круто повернула в другую сторону. Другую сторону, в которую повернул фильм, вы видели. А то, что я задумал, было таким: героиня приезжает, её призревает один из полицейских, она живёт у этого полицейского, терпит унижения и оскорбление, которые она получает от него, только во имя того, чтобы узнать судьбу мужа. Потом она узнает, что её обманывают, и потом совершает поступок. Вот так я хотел сделать эту историю. И вдруг у меня начали выскакивать совершенно иные персонажи и совсем иной поворот получился. Я не стал менять ни название, тем более, что оно соответствует, ни отрекся от Достоевского. Хотя Достоевский меня победил в этом смысле. Потому что героиня в этом пространстве не может совершить поступка, который могут совершить героини в другом месте. Вот такого именно поступка, как реакцию, неожиданного. Там же не только Достоевский, там есть отсылки, реминисценцией кому угодно. Например, к Зощенко. Есть эпизод в автобусе – это абсолютный Зощенко. Он и сыгран, мне кажется, так, как если бы я ставил Зощенко, в немного утрированной манере. Есть там Хармс, Сорокин, Салтыков-Щедрин. Есть Булгаков. Есть «Бесы». И есть что-то от «Идиота», она выглядит, как «Идиот», в том смысле, что она не из этого пространства, хотя мы это особо не замечаем. Но немножко я ее дистанцирую от остальных персонажей.

Безвременье

Фирменный знак кинематографа Лозницы – безвременье. Маленькие люди Достоевского, герои бытовой сатиры Зощенко и прочие «герои зловонных и темных углов» как будто бы перекочевали в наше время, в 2017 год, хотя на экране мы видим городишко, который мог бы существовать в любой период советской эпохи. Режиссер говорит, что ему непонятно, откуда возникает это ощущение безвременья в его фильмах: вопрос про время ему задают постоянно.

Сергей Лозница: Мне непонятно, откуда такое чувство по поводу времени возникает, потому что мы ничего не делали специально, чтобы убирать знаки времени, знаки современности. Мы снимали в русском городе Даугавпилсе, с русской архитектурой, похожем на многие российские города, хотя он находится в Латвии. Не делали специально ничего. И одежда современная: люди одеты так, как они одеты сейчас. Но возникает странное чувство, что это вынуто из времени настоящего и находится где-то в другом времени. Используют телефон, приезжают на BMW, на котором акула нарисована… Не знаю, откуда такой вопрос? Но он возникает – может быть, это оттуда, из этой сути, из глубины, de profundis приходит.

Финал

Наибольшее количество споров в Каннах вызвала финальная часть фильма, «Сон Кроткой», когда героиню увозит в лесной терем птица-тройка с фонариками на колесах (отсылка к Гоголю в фильме тоже есть). В тереме находится колонный зал Дома Союзов, где заседает какой-то актив под председательством начальника тюрьмы в белом костюме генералиссимуса. Финальная часть фильма настолько выбивается стилистически и композиционно из всего повествования картины, что очень многие зрители эту часть не поняли, не приняли или даже с негодованием отринули: им было непонятно, куда и зачем мы на этой тройке вдруг уехали. В отличие от Андрея Звягинцева, который никогда не дает ключей к прочтению его фильмов, Сергей Лозница согласился подробно рассказать, что происходит в этой части фильма.

Сергей Лозница: Давайте разберемся, что происходит в этой части фильма. Это происходит во сне. Ее привозят куда-то, в какое-то загадочное место, терем. Внутри терема – дом с колоннами, колонный зал Дома Союзов, это референс. И дальше она видит то ли свидетельствования о ней, то ли какой-то суд над ней, то ли какое-то прошение о ней. Какую-то акцию, которая не пойми на что похожа. И в результате все-таки ей выносят какой-то приговор: дают право свидания (с мужем – прим. RFI). Во время этого действа происходит очень важное: генерал, который эту церемонию ведет, начальник тюрьмы, определяет, что такое эта власть, с которой она весь фильм сталкивалась. Он говорит такую простую вещь: власть – это вы, не могу я без опоры на вас править. Это вы все это делаете, не я. И дальше они, дружно объявив ей о праве на свидание с супругом, отправляют ее на экзекуцию. Радостно, с улыбкой, лицемерно, отправляют ее в этот ад. Очень простая мысль в этом заложена. Существует у нас такое представление, и оно бытует повсеместно. Что есть плохой тиран, плохой какой-то начальник. Вот, товарищ Сталин был плохим. Все остальные – несчастные, они жертвы. Вот, товарищ Гитлер, он был плохой, все остальные – жертвы. И мы легко соглашаемся с этим. Я думаю, что это совершенно не так, и я предлагаю другую концепцию. Все, кто окружают героиню, все ответственны за то, что с ней будет делать власть. То есть что я сделал в этой картине? Я поменял тему фильма практически за 20 минут до конца картины на совершенно другую тему. И потом вернулся к теме фильма, к судьбе моей героини, имея уже эту контр-тему дополнительно. Этот кульбит я совершил в последние 25 минут.

Інга Домбровська, RFI, 28 травня 2017 року

19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ