f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Одеський кінофестиваль: «Думайте про кіно, а не про свій зад!»

04.08.2015

Кінематографічні миттєвості 6-го Одеського МКФ.

Надія Заварова, Сultprostir

Удивительное - рядом. Забор напротив моего отеля украшен надписью: «Опасная зона», а слева от ворот этой милой туристической обители расположилась скульптурная композиция «Похищение Европы». У выглядывающей из-за фонтана Европы такое выражение лица, словно она ищет Музкомедию в три часа ночи, а бык глядит на прохожих так,  будто именно он, несмотря на аккредитацию, не попал на показ «Такси» Джафара Панахи и на конкурсный блок украинских короткометражек.  Желающих оказаться в зале, на ночном показе «Любви» Гаспара Ноэ, было так много, что очередь в какой-то момент протянулась до ступенек кинотеатра на улице. Все хотели любви.

Это, пожалуй, главное достижение Одесского кинофестиваля: публика с удовольствием ходит в кино. Тем временем, организаторы кинофорума всячески привлекают зрителей к своему детищу: разнообразию сувениров с символикой ОМКФ могли бы позавидовать Олимпийские игры. Здесь есть всё: от футболок и галстуков-бабочек, до штатива для сэлфи. Больше всего радует сидушка с надписью: «Думайте о кино, а не о своей заднице!» Этот сувенир согреет душу, а главное –  тело тех, кто вечерами на Ланжероновском спуске смотрит, то ретроспективу Джима Шеридана, однажды лично познакомившего Дэниела Дэй-Льюиса с Оскаром, то бывшего участника одесского сценарного питчинга –  «Незламну».  В последний день фестиваля именно здесь, в нежных сумерках, зрителей ждёт встреча с «Реквиемом по мечте» Даррена Аронофски. Тут, под сенью небес, родится в киноманской душе и мечта о фестивале 2016-го года.

Программа сегодняшнего кинофестиваля весьма разнообразна: на одесские экраны даже попал «Бёрдмен» Иньяриту, который, к стыду украинских дистрибьюторов, так и не вышел в отечественный прокат. И это печально, ведь «Бёрдмен» - самая ироничная и драматургически совершенная картина прошлого года.

В конкурсе Одесского фестиваля, наконец, мне встретился фильм, который хочется многократно пересматривать: «Ангелы революции» Алексея Федорченко могут состязаться в изяществе вымысла с «Первыми на луне». При этом фильм рассказывает о трагических событиях Казымского восстания и основан на реальных эпизодах из бурной творческой биографии художников русского авангарда. Весёлый абсурд происходящего вдруг остужает кровь от ощущения ужаса, охватывающего тебя, когда понимаешь, к каким трагическим последствия привёл приход советской власти в жизнь народов Севера; в сущности, к каждому из нас, кто должен был бы воспитываться, ходя на выставки супрематической живописи, а вырос испуганным, загнанным в клетку, тяжело пьющим и не жаждущим свободы человеком, все душевные усилия которого уходят на сохранение чувства собственного достоинства.  

Фильм Евы Нейман «Песнь Песней» участвует в национальном и международном конкурсе. Послушная, выстроенная красота каждого кадра скорее отпугивает от живой истории, рассказанной Шолом-Алейхемом. Отдельные удачные, наполненные любовью и иронией эпизоды рискуют остаться незамеченными из-за какого-то особого драматургического и исполнительского вакуума, заполнившего съёмочную площадку.     

Венгерский «Сын Саула» Ласло Немеша – возможно, главное событие внеконкурсной программы Одесского фестиваля.  Крупный план главного героя, камера везде следует за Саулом, мы часто видим его затылок, и нередко в кадре подчёркнуто отсутствует глубокий фокус. Эта история жутких будней концлагеря ценна и уникальна не своими каннскими призами и даже не умением Немеша показать смерть с той долей деликатности, чтобы самый впечатлительный зритель не закрыл глаза и ощутил трагедию всеми фибрами души. Уникальность фильма состоит в том, что за буднями зондекоманды скрывается история человечности и человеколюбия, которые невозможно уничтожить ни пытками, ни смертью. Душевная сила и способность остаться человеком впечатляет и вдохновляет зрителя любого поколения, проживающего самую сложную личную, экономическую, геополитическую ситуацию.

Джафар Панахи когда-то возглавлял жюри МКФ «Молодость», а теперь дожил до запрета снимать кино в родном Иране. Но талантливого  кинематографиста и автомобилиста не остановить! У тебя есть машина, камера и обаятельная племянница – отправляйся в путь, и сюжеты найдутся прямо под колёсами: в репликах и характерах твоих пассажиров. Жизнь врасплох – это же не только удел Дзиги Вертова, иранские улицы тоже скрывают множество историй, где радость нередко смущена встречей с печалью, но всё же «Такси» Джафара Панахи совсем не зря отправилось в длинное путешествие по большому городу.

Одесская публика стоя приветствовала генерального директора Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо и отреставрированные фильмы братьев Люмьер. Встреча с пионерами синематографа оказалась одним из самых вдохновляющих событий фестиваля – во многом, благодаря весёлым, по-киномански искренним и уместным комментариям, которыми Фремо сопровождал фильмы, где было всё – и знаменитое «Кормление младенца», и виды Венеции, и танцующие испанские военные, и семья акробатов, и «Политый поливальщик». Братья Люмьер с самого начала сказали зрителям: «Думаем, это начало прекрасной дружбы!» Что тут можно ответить? Только: сыграй это снова, Одесский кинофестиваль! Play it, Sam. Play «As Time Goes By»!

Надія Заварова, Сultprostir, 17 липня 2015 року