f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Анна Акулевич про кіно, глядачів і неможливість їх зустрічі

26.01.2016

Про те, чому фільми українського виробництва не доходять до свого глядача.

Анна Акулевич, «Бизнес»

С тех пор прошло уже полгода, а я по-прежнему в эпицентре последствий цунами. Это я схожу с ума. Или мир вокруг меня? Или мы оба? Но тут вспоминаю древнюю мудрость: «Принимай реальность такой, какой она есть».

К реальности я всегда относилась трезво, по крайней мере, так мне казалось. Наивно полагала, что искусство облагораживает. Если сузить спектр, то снятый «собственноручно» фильм, казалось мне, дает практическую возможность поиска смысла в том хаосе, который нас окружает.

Как ни странно, фильм я сняла. Чего это стоило, — тема огромной диссертации, и не в киноведении, а скорее, в психопатологии.

Потом настала пора премьер и фестивалей. Были они разные и всякие, и призы возникали, причем международные, и даже главные. Но что-то меня не устраивало, я все ждала своего зрителя. Вот он подходит после сеанса и так проникновенно смотрит мне в глаза, что мне хочется что-то досказывать ему и пересказывать, и опять все с самого начала. Так наивно и доверчиво я ожидала своего зрителя. А как же иначе? Я ж для него все это ваяла! Или я не права?

Наконец в середине 2015 года одна из крупнейших дистрибьюторских компаний Украины взяла в прокат наш фильм (йдеться про стрічку «Це я» і компанію «Ukrainian Film Distribution». — НСКУ) и… благополучно его провалила.

Для прояснения ситуации немного бюрократических подробностей

Как правило, фильммейкеры обязаны отдать кино после завершения производства дистрибьютору, который является главным связующим в цепочке автор-кино-зритель. Дистрибьютор договаривается с кинотеатрами о демонстрации фильма, выбивает подходящее для этого время, количество экранов, рекламы и т.д. Так происходит в мировой практике. А у нас? У нас же есть несколько дистрибьюторских фирм-монополистов. Они поглощают прокатные фирмы, которые поменьше (контент поглощаемых, между прочим, составляет блестящее мировое кино). И после этого зрителя лишают выбора, оставляя ему дорогую американскую пустышку.

Представители кинотеатров откровенно говорили нам: «Ваш фильм замечательный! Но взять его не можем. Договаривайтесь с дистрибьютором. Они все работают с нами пакетами фильмов, и поэтому выкупают все экранное время».

Мы так и поступили. Шесть месяцев пили чай, а порою кофе в кабинете директора дистрибьюторской компании. Иногда приходили, а директора на месте не оказывалось, тогда мы пили чай или кофе без него и приходили уже неожиданно в очередной раз для самого директора и снова пили чай опять вместе с ним. И договаривались об очередной встрече. Он всегда принимал нас заинтересованно, радушно, диалоги вел толерантно, я грешным делом даже подумала: «Но это ж надо!? Как ему фильм понравился!» Все это было ошибочно. Просто директор робел перед продюсером фильма (продюсував стрічку «Це я» Олег Фіалко. — НСКУ), и не по каким-то художественным, а совсем по иным причинам. И не все время, а только вначале. А потом…

Короче говоря, за несколько дней до всеукраинского проката, в начале мая, мы узнаем, что наш фильм будет демонстрироваться одновременно… аж в 37 кинотеатрах Украины! Что тут началось! Критики встречают, даже плечами пожимают: «Ну, вы и раскрутились!» Из Госкино звонят: «Це подія!» Ну, а про себя уже молчу, обзваниваю друзей по городам, обещаю приехать. Потому что дистрибьютор нам четко гарантировал промоакции в 10-12 областных центрах.

Реальность оказалась, мягко говоря, иной

А если честно, то диаметрально противоположной. В вышеназванных кинотеатрах перед другими фильмами не крутился рекламный ролик нашего. На плакатах, напечатанных заблаговременно продюсером для других целей, стояла дата, которая сбивала зрителя с толку. Ну и самое важное — дистрибьютор «расписал» этот фильм на самое непосещаемое время, в том числе утреннее.

Итог

Конечно, печально, что я так со своим зрителем и не встретилась. Почти по Чехову: «В Москву! В Москву!» Но, с другой стороны, искусство ненароком взяло и облагородило, как ни странно, меня — фильм в итоге посмотрело около 70 человек, в том числе, и в первую очередь, мои друзья и родственники (как жалко, что их оказалось меньше нужного). Ну и тут как хотите, так и считайте: пусть не рекорд, а антирекорд состоялся-таки! Конечно же, радость меня просто распирает.

Это одна из причин исчезновения украинских «киноатлантид» в нашей стране после их создания. Не имеет значения художественный вес картины, злободневность, жанр, медийность лиц, и т.д и т.п. Определяющим фактором является стереотип мышления нескольких обаятельных мужчин, незаконно владеющих экранным временем целого государства и знающих, что им за это ничего не будет, потому что другим тоже ничего не было, а третьи еще только думают, как быть, если?.. Но это уже для другого фильма.

Анна Акулевич, «Бизнес», 26 січня 2016 року