f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Тези майстер-класу «Короткі відео на digital платформах. Тенденції та можливості»

20.02.2016

26 cічня 2016 року відбувся майстер-клас «Короткі відео на digital платформах. Тенденції та можливості». Експертами майстер-класу були спеціаліст відділу маретингу і PR FILM.UA Group, експерт Youtube Володимир Фоміченко-Закуцький та відомий блогер Семен Кременюк. Подаємо тези майстер-класу, підготовлені FILM.UA.

В рамках мастер-класса были рассмотрены различные платформы для размещения коротких видео, однако наибольшее внимание было уделено YouTube.

Первым выступал Владимир Фомиченко-Закуцкий. Он выделил ряд трендов в поведении пользователей, благодаря которым короткие видео вошли в ежедневный обиход. По данным YouTube до 70% пользователей в мире просматривают короткие видео с мобильных устройств. В Украине этот показатель несколько ниже, но просмотр с мобильных устройств, включая телефоны и планшеты, постоянно растёт.

Среди платформ, которыми  юзеры чаще всего пользуются для публикации своих видео, мы разобрали инструментарий и особенности YouTube, Vine, Instagram, Facebook, Coub и Twitter. Прежде всего, сервисы различаются длительностью роликов, которые могут там размещаться:

  • Youtube – без ограничений
  • Vine – 6 сек
  • Instagram – 15 сек
  • Facebook – 45 мин
  • Coub – 10 сек
  • Twitter – 30 сек

Поскольку YouTube как сервис был изначально создан для работы с видео, и активно развивал свою платформу, на данный момент его можно назвать «королём видео хостингов». Именно этот сервис предоставляет наиболее полный перечень различных услуг, как по обработке видео, так и по его продвижению, а также механизмам заработка. Однако разнообразие сервисов позволяет опытным пользователям «переливать» трафик из одного сервиса в другой, таким образом увеличивая число подписчиков на всех ресурсах.

Если же говорить о самых популярных типах видео, которые размещены в сети, были выделены следующие: «how to», анонсы, тизеры, рекламные ролики, пранки, пародии, коубы, вайны, короткометражки, lifestyle видео, web сериалы.

В рамках мастер-класса были рассмотрены тренды 2015 года на YouTube. Владимир представил топ-20 проектов в мире по количеству просмотров за год. Существуют каналы, у которых большое количество подписчиков, однако популярность их контента снижается, и смотрят их гораздо меньше, нежели новые каналы. В мировом топе мы можем видеть обзоры игр, каналы, посвящённые детским игрушкам, а также музыкальные каналы и мультфильмы.

Анализируя топ-20 каналов в Украине, мы видим гораздо более разнообразный список тематик каналов. Помимо детского контента, который также занимает достаточно большую часть топа, и обзора компьютерных игр, появляются также блогеры, которые рассказывают о своей жизни в целом,  профессиональные медиа каналы – студии «Квартал 95»  и телеканала «Украина». Российский рынок YouTube считается третьим по величине рынком после Индии и Бразилии. Если же говорить о топ двадцатке России, то абсолютное большинство позиций занимают детские каналы с мультфильмами и развлечениями для детей.

Для отслеживания статистики по социальным сетям Владимир рекомендует воспользоваться одним из он-лайн сервисов, например, таким как socialblade.com.

В целом же в последние годы на YouTube были популярны следующие виды видео: котики/собачки, бьюти-блоги, «how to» видео, пранки, пародии, фейлы, детский контент (о детях и для детей), реакции, аutotune (микс репортажа в песню), обзоры, гайды, туториалы, unpacking video (о покупках и посылках).

Получение основного дохода на YouTube происходит посредством монетизации каждого конкретного видео на канале. Платформа предоставляет ряд настроек, которые помогают гибко управлять контентом. YouTube размещает в видео пользователя рекламу, разделяя доход – 55% забирает себе, а 45% – отдает пользователю.

YouTube заботится также о защите авторских прав пользователей. Благодаря системе Сontent-ID/Защита авторских прав, подключаясь к агрегатору или становясь премиум-партнёром YouTube, пользователь получает выбор, что делать, если в сети появляются пиратские дубликаты его контента: зарабатывать на этом, равно как и на оригинальном видео; блокировать и отслеживать, и в каждом конкретном случае принимать решение. Надежная защита контента является одной из причин присоединяться к агрегаторам для блогеров и частных каналов.

Для партнёров и агрегаторов также существует реферальная система – это система поощрений за размещение конкретного контента или привлечение дополнительных пользователей.

Зарегистрировавшись на YouTube, пользователь получает доступ к аудиотеке с треками, которые можно использовать, не ущемляя чужих авторских прав. Это позволит избежать особых предупреждений «strike». В противном случае, после трёх страйков, канал могут заблокировать.

У больших агрегаторов или топовых каналов есть собственный менеджер службы поддержки.

Как сам YouTube, так и агрегаторы часто предлагают большое количество материалов для самообразования, а также участие в специальных мастер-классах и семинарах.

YouTube также предлагает широкие возможности вывода денежных средств.

Семён Кременюк начал своё выступление, подчеркнув, что абсолютный рекорд по количеству просмотров в 2015 году установил детский контент. Он связывает это с распространением планшетов и телефонов и простотой навигации. Даже маленький ребёнок быстро учится включать и находить видео на YouTube. При этом ребёнок никогда не мотает видео, зато может бесконечное количество раз смотреть один и тот же короткий мультфильм. Стоимость рекламы в детском контенте очень маленькая, но из-за повторов доходы складываются в приятные суммы.

Семён не рекомендует каким-либо образом пытаться нарушать правила, установленные YouTube, потому что может быть заблокирован не только конкретный канал, но google-аккаунт, ip-адрес, еtc.

По мнению Семёна на украинском рынке остаётся открытой ниша для YouTube канала, посвящённого ювелирным изделиям и часам, а также бытовой технике. Реклама на таком канале будет не очень дорогая, но зато будет легко найти спонсоров и партнёров.

Важно помнить о том, что пользователь YouTube существенно отличается от телевизионного зрителя. Если телевизор может работать «фоном», если контент не особо интересен, то интернет-пользователь мгновенно переключается или пролистывает, если контент его сразу не заинтересовал.

Для успешной монетизации на YouTube важны показатели длительности удержания аудитории. Хорошим показателем является 60% хронометража видео. 80% считается почти невозможным. Поэтому часто, даже в коротких видео длительностью около трех минут, полезно монтировать самое интересное на начало ролика. 

Ранее YouTube-роботы фиксировали как пользователи реагируют на видео в течение первых 20-ти часов после загрузки видео. Для того, чтобы привлечь зрителей, многие каналы ставили на заставки видео полуобнажённых девушек или другие картинки, которые не имели отношения к сути видео. Сейчас этот механизм больше не используется YouTube, и Семён рекомендует к каждому видео создавать собственную заставку, которая будет отображать суть контента.

Исходя из своего опыта развития проектов, Семён рассказывает, что аудитория автомобильных видео, как правило, может дольше смотреть контент и ролики на канале veddro – до 26-28 минут.

Если говорить о hi-tech контенте, то важно оперативно подавать информацию и делать красивый контент. Если даже зритель никогда себе не купит продукт, о котором вы рассказываете, то он получает удовольствие от фантазий о такой покупке. Ролики должны быть очень информативными, а ведущий – обладать экспертной оценкой. Аудитория гиков не прощает технических ошибок и неточностей. 

Если говорить о каналах YouTube, посвящённых компьютерным играм, то стиль подачи в таких видео должен быть очень эмоциональным. Зрителей будет интересовать не только сама игра, но и реакции игрока.

Обобщая технические нюансы, Семён обращает внимание, что для успеха в YouTube необходимо глубоко изучить YouTube CEO, а также пройти ряд курсов в YouTube Creator Academy. Зритель принимает решение о том, насколько ему интересен тот или иной ролик в течение первых 12-15 секунд, поэтому ваше видео должно обязательно начинаться с самого важного. В отличие от фильма, где все ждут кульминации и развязки, зрители на диджитал платформах хотят сразу знать всё самое важное.

Обращайте особое внимание на название своего видео. Семён обязательно советуется с командой, принимая решение о названии. Кроме этого, полезно будет воспользоваться такими сервисами как https://google.com/trends/ и AdWords.

Необходимо обязательно пользоваться тэгами (короткими словами, которые помогают роботам правильно выдавать видео на поисковые запросы). Существует приоритет тэгов. Первые слова – наиболее важные. В конце стоит добавлять название своего канала и самого видео, причём во всех вариантах написания. Важно также в тэги добавлять какие-то слова, которые наиболее ярко характеризуют конкретное видео, которые будут у пользователя ассоциироваться этим роликом.

Важная составляющая – описание видео. Особое внимание стоит уделить первым пяти-шести словам, которые будут всегда видны под видео.

Существует такой приём как Clickbite – любые слова, которые используются, чтобы люди кликнули на видео. Это хорошо для привлечения аудитории, но не слишком хорошо для ее удержания. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы описание отображало суть контента.

Не так важно, какую съемочную технику вы используете. Важно, что и как вы показываете и рассказываете. Даже топ-лидеры YouTube снимают свои видео на мобильные телефоны или веб-камеры. Важно соблюсти баланс между качеством и контентом, который наиболее подходит вашей целевой аудитории.

А вот с точки зрения эмоционального вовлечения, самое важное – точно знать, кто является твоей аудиторией и оставаться с ней на связи. Это включает ответы на комментарии как внизу под видео, так и в самом видео, в других соцсетях, различные конкурсы и благодарности.

Стоит помнить о том, что аудитория очень привыкает к ведущему и новый ведущий часто вызывает некое снижение интереса к каналу. Очень важно, чтобы ведущий был интересный, стильный, харизматичный, грамотный. Идеально, если он обладает чувством юмора. К приходу нового лица аудиторию стоит готовить заранее.

Помните, что в YouTube не существует конкуренции. Если смотрят одного блогера, это не мешает смотреть и вас тоже. Поэтому не бойтесь кооперации.

К сожалению, Семён пока не видит перспектив создания прибыльных украиноязычных каналов на YouTube, поскольку аудитория таких каналов будет составлять не более 10 тысяч подписчиков, что крайне мало. Но, возможно, это будет интересно ряду рекламодателей, и тогда канал может обеспечить себе другие виды финансирования.

Youtube ценит и поддерживает live streaming (живая трансляция). Важно во время живого стриминга общаться и отвечать на вопросы аудитории. Для осуществления такого стриминга используется софт OBS (Open Broadcaster Software).

FILM.UA, 29 січня 2016 року