«Артдокфест»: між Петербургом, Москвою і Маріуполем
01.02.2016
Гран-прі Міжнародного фестивалю документального кіно "Артдокфест", який тривав у Ризі, Москві та Санкт-Петербурзі у жовтні та грудні 2015 року, отримала американська стрічка Стіва Гувера "Крокодил Геннадій", що її дія розгортається у Маріуполі.
Натомість Найкращим повнометражним фільмом фестивалю було визнано стрічку російської режисерки Беати Бубєнєц "Чечен", яка представляла у конкурсній програмі Україну.
Подаємо матеріал кінокритика Ольги Шервуд, "Русская служба Би-би-си" про фестиваль.
Ностальгия? Нет, сарказм. Четыре балерины в пачках – рядком и скрестив руки в положении, знакомом каждому нашему соотечественнику с детства, едва помещаясь со своими хрестоматийными па на крошечной сцене кинотеатра петербургского отеля "Англетер", – так открывался международный фестиваль авторской документалистики "Артдокфест" в его петербургском варианте.
Как и в Москве, "заглавным" фильмом стало "Событие" Сергея Лозницы, посвященное трем августовским дням 1991-го в Ленинграде. И зрители, "висевшие на люстрах", не удивились балету: это были те же самые люди, что стояли и строили баррикады тогда в сотне метров от "Англетера" – на площадях перед Ленсоветом и на Дворцовой. А также их уже взрослые дети.
И это были документалисты – те, кто работал тогда на легендарной ЛСДФ, обеспечившей киносъемку путча в Ленинграде. Назову лишь Сергея Ландо – одного из шести операторов, и Сергея Гельвера – студийного архивариуса, который и показал имеющуюся хронику Лознице.
О "Событии" многое уже написано – и верного, и безжалостного, и "забывчивого", и "московского", однако не зафиксирована в подробностях история его создания. В другой раз непременно перескажу вам услышанное от Гельвера. Его свидетельство существенно не меньше, чем режиссерское высказывание Лозницы. Который однажды обмолвился об особой важности показа "События" в нашем городе, однако не прилетел. Может, сумеет к началу проката?
Фильм, подобно "Левиафану, безусловно спровоцирует яростные споры в обществе. Продюсеры, желающие продать картину подороже, не проиграют, ибо миллион граждан Петербурга ее ждет: поход в кино будет легальной формой протеста. Пока неясна реакция российской власти на эту историю ее зачатия, а главное, на имя режиссера, чей предыдущий фильм – "Майдан". Но чем она может помешать Лознице, который работает с европейскими кинокомпаниями?
Впрочем, сегодня про "Артдокфест". Как известно, он лишен министром культуры Мединским финансирования. Дирекция вкалывает на энтузиазме: ей явно не усмирить свой профессионализм и гражданскую позицию, побуждающие работать. Переаншлаг с утра до глубокой ночи в Москве свидетельствует о готовности зрителей даже стоять на фильмах, как прежде на спектаклях "Таганки": это встреча своих, открытая демонстрация позиции, а главное – эстетически не оскорбительное зрелище.
Разница в том, что "Артдокфест", как и равно гонимый чиновниками Театр.DOC, – это не дозволенный выпуск пара, а частные инициативы, поддерживаемые публикой. В прошлом году собирали деньги всем миром на одной из краудфандинговых платформ: из заявленного миллиона успешно получили 720500 рублей от восьми сотен человек. Нынче помочь можно было прямо на сайте "Артдокфеста", там пока нет сведений о результате, но учтем, что у людей упали, вплоть до нуля из-за увольнений, зарплаты, а цены выросли на все.
Второй год выручает Фонд Михаила Прохорова – как необходимый генеральный партнер, но все равно нужно больше миллиона для приглашения хотя бы 30 авторов. В программе, кстати, 145 фильмов (76 – российские премьеры) из 23 стран, за девять дней состоялось 250 сеансов, куплено примерно 24 тысячи билетов.
Однако времена такие, что кроме денег необходимо личное мужество. Основатель и президент фестиваля документалист Виталий Манский продолжает, что называется, нарываться, хотя принял понятные меры для профессиональных перспектив и безопасности: переехал жить в Ригу, где тоже начал отпочковываться "Артдокфест". Силы духа в достатке у помощников Манского в Петербурге Людмилы Липейко и Тамары Лариной, хотя нынче они лишились собственного детища – десятилетнего уже фестиваля Open Cinema. Отказ в финансировании. Может, из-за кризиса. А может, из-за деятельной солидарности с "Артдокфестом".
Они и выпустили балерин перед фильмом Лозницы. Классический сарказм как аперитив. Это Питер, детка!..
Вне конкуренции
Программный директор "Артдокфеста" с момента его возникновения в 2007-м Виктория Белопольская в каталоге написала, что отбирать фильмы в конкурс стало очень легко. Честной документалистики о гибели империи, о "русском мире" (жаль, словосочетание приходится кавычить) опасаются другие фестивали, тем более – телевидение и прокат, не навешивая на "Артдокфест" путы конкуренции.
Правда, создается у нас таких фильмов мало. В основном, учениками Марины Разбежкиной: ряд был начат десять лет назад "Девочками" Валерии Гай Германики; нынче отличный "Чечен" бесстрашной Беаты Бубенец признан лучшим полнометражным фильмом 2015 года по итогам "Артдокфеста" и лучшим арт-фильмом премии "Лавр".
Поэтому принимаются картины из любой страны, созданные на русском языке. В фейсбуке Виктория удивляется: "Нам как-то удается создать программу из лучших фильмов сезона – в том числе, и зарубежных. Ума не приложу, почему так часто эти лучшие снимаются на русском языке".
Отгадка, думаю, растет рядом с декларацией иностранцев и эмигрантов, что всюду комфортно, а в России "зато весело". Чем больше жизненных драм, чем они сильнее – тем интереснее художнику. Настоящий документалист внимателен к повседневности, но исторические события – революции, войны, катастрофы – истинный магнит. Постсоветская Россия привлекает зарубежных кинематографистов не меньше, чем страны, которые мы называем экзотическими. Работают коллеги и в бывших советских республиках.
Вот и нынче Гран-при "Артдокфеста" по решению жюри во главе с Гарри Бардиным, знаменитым режиссером-мультипликатором, получила иностранная картина – "Крокодил Геннадий" Стива Хувера (Crocodile Gennadiy, Steve Hoover; среди исполнительных продюсеров, на минуточку, Терренс Малик). Это вторая картина американского режиссера после "Кровного брата", триумфатора Сандэнса-2013, показанного каналом "Культура" весной 2014-го.
"Только мира этого не приемлю…"
То была история вич-инфицированных индийских детдомовцев, которых опекает молодой соотечественник автора. Теперь мы оказываемся среди мариупольских малолетних беспризорных наркоманов. Среди педофилов и субъектов, продающих себя и детей ради наркотиков. Среди зверствующих мужей-алкоголиков с их жертвами, женщин-заключенных, в том числе наркоторговок, работников аптек, продающих провоцирующие наркоманию средства и тому подобных недочеловеков. Их всех пытается вернуть к "образу и подобию" Геннадий Мохненко, пастор "Церкви добрых перемен", епископ пятидесятнической Церкви Божией Украины.
И я понимаю жюри "Артдокфеста". Среди прекрасных картин – отважных, остроумных, тонких, изысканных, мудрых, горьких – выигрывает та, в которой есть подлинный герой. Не человек, который более-менее уверенно приспосабливается к обычно неласковому миру. А тот, кто имеет ум, силу и желание раскатать грязь вокруг себя, да не по закоулочкам, а к чертовой матери.
Трое своих и 32 приемных ребенка у пастора – красавца и силача, напоминающего мне Петра Великого в "Полтаве". Он в реальном времени и пространстве ведет свою битву за людей против их гибели: мы видим его рейды по настоящим клоакам за много лет. Бесконечно и суетливо воюющий Руслан из фильма Бубенец скукоживается и меркнет на фоне Геннадия. Мы видим, как живут спасенные им дети, в том числе – в "Республике Пилигрим", крупнейшем на постсоветском пространстве реабилитационном центре.
Его Стив Хувер сравнивает с Домом друзей, который построили Крокодил Гена и Чебурашка. Мохненко представляется детям именно Крокодилом Геной – и они буквально липнут к этому дядьке. Хупер пронизывает свой фильм фрагментами из классической мультсерии – сравнивая, иронизируя, чуть-чуть остраняя ужасы, смягчая кошмар; старуха Шапокляк позволяет автору выплеснуть свой личный сарказм в адрес российского лидера и его практической политики в Крыму и Восточной Украине.
Вторым подспорьем режиссеру становится правильно понятая шаляпинская "Дубинушка", третьим – виды природы, которые здесь неуместно назвать пейзажами, а лучше так: земля, море и небо.
Пока Геннадию противостоят людские грехи и слабости – от корысти до скудоумия, от жестокости до буквальной немоты – он справляется, без лжи угрожая преступникам и пугая запутавшихся, привлекая и принуждая других к добру, вместе молясь и вербуя в сторонники: пастор ясно мыслит и ясно, убедительно излагает. Разве что после каждой встречи с ужасом жизни он моет руки и лицо – остервенело, как у Шекспира, только с "обратным знаком".
И даже когда его обвиняют в самосуде, он справляется.
Но когда на его землю приходит война, пастор теряет уверенность в своей силе. "Я против Бога не бунтую, я только мира его не приемлю", – почти дословно цитирует он режиссеру "Братьев Карамазовых", а чуть позже говорит: "Если Путин не прекратит… я позвоню епископу, попрошу снять с меня сан и пойду защищать свою Родину".
Титр "2015", кадры взрывов в Мариуполе. Фильм делает некий пропуск в судьбе своего героя… Воды в кране мало "отмыться", нужно целое море, и вот наш герой в волнах, загребает мощно, а потом лежит на песке ничком, обняв землю, будто просит вернуть силу. Огромные валы встают за ним.
Стив Хупер в работе и не смог прилететь в Москву за наградой. Прислал видеообращение, где сказал, в частности, что их группа во время съемок подверглась нападению пророссийски настроенных субъектов, "победой было уже то, что мы доделали фильм"…
Любой обозреватель большого события должен определить "объектив". Широкоугольник вместит все, но мелко, длиннофокусный много оставит за рамками кадра. Я выбрала здесь второй вариант, чтобы передать крупность впечатления. При удобном случае с удовольствием расскажу и о прочих замечательных картинах. А про сказанное на закрытии "Артдокфеста" Манским в защиту Олега Сенцова, про Навального, получившего приз за документальный криминальный детектив "Чайка", вы уже и так наверняка знаете.
Ольга Шервуд, "Русская служба Би-би-си", 18 грудня 2015 року