f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

«Тіні забутих предків. Виставка»: пристрасть і легенда

08.04.2016

Надія Заварова, Cultprostir про те, як виставка про один знаменитий фільм розповіла про цілу епоху.

«Чтобы выйти на сцену, нужен сильный порыв страсти и легенды». Эти слова Жана Кокто в полной мере описывают жизнь украинцев, начавшуюся 23 марта, когда в «Мыстецком Арсенале» открылась выставка, посвящённая «Теням забытых предков».

В 2015 году мы отпраздновали 50-летие фильма Сергея Параджанова, но лишь сегодня многие из нас могут почувствовать себя не случайными гостями на этом синефильском празднике, а друзьями, специально приехавшими издалека, чтобы с трепетом и радостью преподнести юбиляру диковинные подарки.

Когда готовишь посвященную кино экспозицию, самое сложное – это сделать временнОе искусство пространственным, найти форму, в которой фильм чувствовал бы себя уютно и всеми деталями собственной биографии производил глубокое впечатление на публику. И связь со зрителем здесь исключительно важна: его нужно окружить звуком, цветом, светом, движением, статикой, экспонатами разнообразной формы, природы и фактуры.

В лучших европейских музеях кино – Берлинском, Туринском, Потсдамском, во Французской синематеке экспозиции, способные увлечь зрителя и навсегда ввести его в экранный мир, давно стали частью счастливой зрительской повседневности, но в Украине до сих пор не было попыток сделать киновыставку живой, интерактивной, современной и интересной любому – и тому, кто хорошо знает историю создания «Теней», и совсем неискушенному зрителю.

В девяти залах «Мыстецкого Арсенала» собрано бесчисленное множество редких связанных с «Тенями» артефактов: они словно подтверждают слова Федерико Феллини о том, что «ничего большого в мире не было достигнуто без страсти». Сергей Параджанов, Георгий Якутович, Юрий Ильенко, Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова и остальные члены съёмочной группы – все они превратились в единого Genius loci для Карпат. Вдохновившись правдой об особенностях мысли и жизненного уклада гуцулов, они создали экранную легенду, где вымысел исполнен такой искренности, красоты и выразительности, что порой кажется правдивее самой действительности.

В «Тенях» искусство не подражало реальности, а признавалось ей в любви. И это очень точно передано в экспозиции, где нашлось место режиссёрским раскадровкам; современным и снятым более полувека назад фотографиям мест, где Параджанов создавал экранный мир и миф «Теней»; комиксам, в основу которых легли события из жизни режиссёра и его коллег; инсталляции Антона Логова, сделавшего выразительную деревянную конструкцию из досок и брёвен подлинного гуцульского дома; работам художника-постановщика ленты Георгия Якутовича.

Специально для выставки были сняты интервью с создателями фильма и гуцулами, рассказывающими о том, как на самом деле проходит свадебный обряд в местах, которые стали неисчерпаемым источником вдохновения для Параджанова.

На экранах непрерывно идут отрывки из «Теней», по очереди включаются интервью создателей фильма, звучит музыка Святослава Лунева, зал наполняется красным цветом, а где-то за стеной с экрана льется свет: это идет показ кинематографических посвящений «Теням» – их сняли украинский режиссер, автор «Менин», Игорь Подольчак и знаменитый российский режиссер, давний почитатель Параджанова Кирилл Серебренников. Их работы утверждают нас в мысли, что история искусства – непрерывная череда вдохновений и взаимовлияний.

А уже в следующем зале зрителя встречают напоминания о том, какой разноликой и бурной была культурная жизнь середины шестидесятых, где эксперименты с формой, содержанием и судьбой художника были смелыми, а таланты большими: Феллини, Хичкок, Антониони, Шон Коннери в роли Джеймса Бонда – все они были частью эпохи, прерывистое дыхание и счастье созидания которой полностью выразились и воплотились в «Тенях».

Делая киновыставку сегодня, о просвещении думаешь в последнюю очередь, ведь современный зритель готов скорее не узнавать, а ощущать, и главная задача – заинтересовать его предметом настолько, чтобы ему самому захотелось узнать больше о том, зачем режиссер делает раскадровки; почему настоящие, найденные у местных жителей костюмы порой лучше сшитых на студии; как же так получается, что цвет на экране говорит о душевном состоянии героя больше, чем диалог или события фильма.

Знание, подаренное силой чувства, осязаемые красота и выразительность каждого параджановского кадра – вот что предлагает своим зрителям выставка «Теней». Во времена, когда каждый из нас живо и с радостью реагирует на яркие детали, но зачастую за бесчисленными подробностями не видит целого, выставка помогает внимательно разглядеть целостную картину мира Параджанова и его героев. А увидев, как из набросков вдохновения складывается масштабное полотно, мы уже не можем не чувствовать его влияния на нас и на развитие выразительных средств синематографа, которые неожиданно, будто по мановению волшебной палочки, превращаются в средства, выражающие талант и дух времени.

Выставка в «Мыстецком Арсенале» продлится до 10 апреля.

Надія Заварова, Cultprostir, 1 квітня 2016 року