«Последний мент» в українській обробці. І при чому тут «Слід»?
01.10.2016
Як герой Гоші Куценка може бути одночасно і «настоящим российским ментом» і «справжнім останнім копом»? До виходу серіалу «Останній коп» на каналі «2+2».
Гала Скляревська, «Детектор медіа»
10 октября 2016 года канал «2+2» начнет показывать сериал «Останній коп», заявленный в релизе пресс-службы как продукт украино-российского производства. Из релиза также следует, что сериал снят по немецкому формату Derletzte Bulle, который купила группа «1+1 media» у правообладателя – компании Red Arrow International. Интересно, что на сайте компании Red Arrow International на сегодняшний момент нет ни одного упоминания о продаже формата украинской компании – зато четко указывается, что формат был продан во Францию, Японию, Чехию, Эстонию – и российскому 5 каналу (Санкт-Петербург).
Российский 5 канал действительно адаптировал формат – и уже показал два сезона этого сериала. В заставке «Последнего мента» прямо так и сообщается зрителям: «5 канал представляет», а на самом сайте телеканала указано, что сериал изготовлен российской компанией «Спутник Восток Продакшн» Александра Кесселя. Продюсером «Последнего мента» в титрах значится генеральный директор петербургского канала Алексей Бродский. Режиссер и сценарист проекта – россиянин Михаил Жерневский, в главных ролях – российские актеры Гоша Куценко, Наталия Вдовина, Анатолий Руденко, Виктория Корлякова, Полина Куценко, Сергей Удовик, Александр Борисов, Дарья Пашкова. Сериал с теми же актерами собирается показать канал «2+2».
Вообще-то, в Украине запрещены к показу сериалы, «содержащие популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора и их отдельных действий, создающих положительный образ работников государства-агрессора, работников советских органов государственной безопасности, оправдывают или признают правомерным оккупацию территории Украины, а также запрещается трансляция (демонстрации путем показа каналами вещания) фильмов, производимых физическими и юридическими лицами государства-агрессора».
Кроме того, запрещен показ сериалов, вообще произведенных в РФ после 2014 года. «Запрет на трансляцию фильмов, произведенных физическими и юридическими лицами государства-агрессора, не содержащие популяризацию или пропаганды, предусмотренных предыдущим предложением органов и действий, распространяется на фильмы, произведенные и (или) опубликованые (обнародованые) после 1 января 2014 года».
В законе, процитированном выше, есть лазейка: его действие не распространяется на сериалы и фильмы совместного производства. И если убрать все явные указания на «органы страны-агрессора», то прокатное удостоверение продукт совместного производства у Госкино получит – в каком бы году сериал произведен не был и какие бы невнятные «органы» не прославлял.
Сериал, который будет демонстрировать «2+2», и два сезона которого, как уже сказано, показал российский 5 канал – вполне себе полицейский процедурал о работе команды полиции. Конечно, в сериале не указано четко, в каких именно органах какого государства работает пролежавший в коме двадцать лет мент Алексей Дивов, вернувшийся на службу прямо из девяностых. В его удостоверении, которое показывают в заставке «Последнего мента», указано только «Управления московского …» – а дальше неразборчиво. В одной из серий главный герой говорит «Служу России», а в другой – «Русские не сдаются» и «Аляску один раз оставили – до сих пор вернуть не можем» (в 14-ой серии, если вдруг кому-то интересно). Но это, разумеется, ни о чем не говорит. Как и то, что в сериале нет ни одного героя, говорящего по-украински, а само Управление чего-то там, где служит отечеству «последний мент» Дивов – располагается в бизнес-центре на Шлюзовой набережной в Москве. Также неважно, что все цены в магазинах – в рублях, да и у самого героя в бумажнике вполне узнаваемые купюры.
Все это, конечно, легко подретушировать, перемонтировать, что-то доснять, а что-то отрезать. В конце концов, ведь канал «Украина» сделал именно так: выкупил франшизу, отснятый материал, переименовал российский сериал «След» в «ФЭС» («Фактологическая экспертная служба»), перемонтировал эпизоды, вымарал любое упоминание о соседнем государстве и его органах – и, вауля! – показал сериал как новый украинский продукт.
Как сообщил Сергей Неретин, заместитель главы Госкино, каждый канал, желающий получить прокатное удостоверение, обязан предоставить документы, доказывающие копродукцию. А члены экспертного совета при Госкино проверяют, есть ли реальное участие в производстве фильма украинской стороны: «Каналы должны подать копии договоров, списки людей, которые принимали участие в производстве фильма с украинской стороны и так далее. Если канал предоставляет документы о том, что как минимум половина съемочной группы была украинской – значит, сериал может рассматриваться как совместное производство. Но мы понимаем, что в законе все это не очень четко прописано. Помогут разрешить ситуацию критерии, которые прописаны в новом законе «О кинематографе». Там уже более четко указано, что должно пониматься под копродукцией. Учитываться будут количество актеров-украинцев, в том числе – на ролях главных героев, художник-постановщик, режиссер… По каждому критерию будет выставляться определенное количество баллов. Это поможет избежать спекуляций в будущем».
Логика подсказывает, что участие, допустим, Ольги Куриленко, ее гримера и украинского осветителя в фильме про Джеймса Бонда не делает «Квант милосердия» украино-британско-американским продуктом. Но, согласно действующему закону «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины», участие наших граждан в производстве – достаточный аргумент для выдачи Госкино удостоверения.
В общем, появление доблестного российского мента-коматозника, который под песни Цоя немножко избивает, чуть-чуть приковывает к батарее и ласково орет на подозреваемых (в полном соответствии с реальностью 90-х, откуда он родом) на украинских голубых экранах не является чем-то неожиданным или противозаконным.
Легко, например, представить себе, как прозвучат главные события, которые пропустил за двадцать лет комы российский мент Алексей Дивов. В версии «5-го канала» – это падение башен-близнецов, смерть Горбачевой, дефолт, уход Ельцина, выборы Путина, «Оскар» для «Утомленных солнцем», рождение детей у Пугачевой с Галкиным и Олимпиада в Сочи. В украинской версии, – если эта сцена останется, например, будет приблизительно такой список: выборы Кучмы, падение башен-близнецов, убийство Гонгадзе, оранжевая революция, Евровидение, революция достоинства, аннексия Крыма – и рождение близнецов у Галкина и Пугачевой. В конце концов, у нас же общие культурные коды, общая ностальгия, а примадонна и комик совершенно неполитические фигуры.
Естественно, что в сериал добавили и какие-то другие детали: именно этим занималась украинская съемочная группа, в числе которой был и Алексей Шапарев, режиссер «Гвардии». В титрах российской версии сериала Шапарев не значится, но сам режиссер рассказал «ДМ», что по заказу «2+2» украинские кинематографисты снимали планы Киева, кадры, необходимые для компьютерной графики, и тому подобное.
Немного странным кажется в этой истории только одно. Когда Госкино выдало прокатное удостоверение тому самому сериалу «След», разразился скандал. Инициатором войны был как раз генеральный директор «1+1 медиа» Александр Ткаченко. Он, как Дон Кихот, бросился с открытым забралом на Госкино и канал «Украина», обвиняя их в том, что такими действиями они не только нарушают дух закона, но и буквально хоронят только что родившуюся индустрию украинского сериального производства:
«Тот факт, что госучреждение предоставило прокатное удостоверение сериалу, который уже много лет транслируется в Украине именно как российский продукт, и где российские силовые структуры – главные действующие лица, это не просто плевок в сторону недавно принятого закона, это похоронный звон над возможностью рождения собственной индустрии сериалов. Возможно, по формальным признакам, российский сериал, «завернутый» в украинское название, может соответствовать еще несовершенному закону, но по сути – это вопиющий случай двойных стандартов, которые применяет руководство Госкино. Один раз приняв такое решение, господин Ильенко открывает ящик Пандоры, что превратит в пустую фикцию его собственные тезисы о необходимости развивать отечественную индустрию кино и сериалов», – заявил тогда гендиректор «1+1 медиа». И обещал даже судиться с Госкино, если оно не примет решение об отзыве прокатного удостоверения, – «за издевательство не только над индустрией, но и здравым смыслом». Также гендиректор неоднократно критиковал закон именно потому, что его легко обойти: достаточно указать в титрах хоть одну украинскую компанию – и сериал уже становится совместным производством.
Скандал разразился 24 июня 2015 года; Госкино, возглавляемое Филиппом Ильенко, 7 июля отозвало выданное им разрешение. А почти год спустя, в апреле уже 2016 года, сериал «Останній коп» получил прокатное удостоверение для канала «2+2».
Морали у этой истории нет. Остается несколько вопросов. Например, чем принципиально отличается история «перелицованного» «Следа» от истории «Останнього копа»? Или такой: почему в российской версии сериала нигде не упоминается копродукция с Украиной? Или еще один: зачем локализовать сериал совместного производства? Ведь обычно сериал просто показывают две страны в идентичном виде – да и дело с концом. Наконец, совершенно непонятно, как герой Куценко может быть одновременно и настоящим российским ментом – и справжнім останнім копом? Может, мы с россиянами не просто братья – а еще и однояйцовые близнецы?
Может быть, когда выйдет «Останній коп» с видами не Москвы-реки, а Днепра и Подола, но все с тем же Гошей Куценко в главной роли, у зрителей появятся свои ответы на эти вопросы.
А пресс-служба «1+1 медиа» ответила на вопросы «ДМ» следующим образом:
«В марте 2012-го года мы приобрели права на первый сезон формата, заключив договор с компанией «SevenOne International GmbH». Позже партнер изменил свое название на «Red Arrow International GmbH». С этой компанией мы заключили в октябре 2013 года соглашение о приобретении прав на второй сезон.
Изначально идея адаптировать формат принадлежит «1+1 медиа», наши сотрудники отвечали за адаптацию формата. Мы неоднократно заявляли, что верим в качественное совместное производство, в данном случае, это помогло оптимизировать кост и снять качественный продукт. У сериала совместная украинско-российская творческая группа: украинский режиссер Алексей Шапарев, украинские продюсеры, операторы, музыкальный продюсер и пр. Часть эпизодов снимали в Киеве. Это классическое совместное производство. Кроме того, мы локализировали нашу версию, в частности, изменили музыкальное сопровождение, оставив только хиты Виктора Цоя и Владимира Высоцкого. Задействовали дополнительные локации.
Тем самым, отличие от сериала «След» кардинальное. «След» – готовый российский продукт, который уже долгое время шел в эфире, его просто «переименовали» в «ФЭС». Last cop мы же изначально задумали как копродакшен, и снимали по всем правилам, начиная от совместной съемочной группы, заканчивая локализацией версий. Весь сериал изначально снимался как такой, который будет показываться на нескольких территориях. При этом каждая сторона вправе вносить незначительные изменения с целью локализации. Материал снимался на территории нескольких стран, и материал использовался в разных сериях. Финансирование осуществлялось телеканалом «2+2» на всех этапах производства.
Таким образом, в эфире не будет российского сериала, а будет продукт совместного украинско-российского производства, адаптация популярного международного формата, сделанная совместно и по заказу канала «2+2». Говорить о популяризации и пропаганде силовых структур РФ некорректно, и выглядит как чистейшая манипуляция. «Последний коп» – это общечеловеческая история, успешные адаптации которой выходят в Германии, Франции, Японии, и будет выходить в Украине».
На вопросы о том, сколько серий сериала были сняты в Украине, присутствовали ли украинские кинематографисты на съемках в России, каков хронометраж изменений, внесенных с целью локализации, а также о том, почему в титрах российского «Последнего мента» не указана украинская сторона, пресс-служба канала сообщила, что уже предоставила максимально детализированный ответ.
P.S. Очень жаль, что для украинского зрителя в сериале только чуть-чуть изменили музыкальное сопровождение. Герой Гоши Куценко разъезжает по Москве (Киеву) на BMW той модели, которую в просторечье называли «боевой машиной вымогателей». Но при этом, как настоящий неформал, слушает Цоя. Кроме того, в заставке сериала использована его песня, и в каждой серии четыре композиции «Кино» звучат не менее восьми раз. Выход главного героя – под «Последнего героя», драки – под «Группу крови», романтические сцены – под «Восьмиклассницу», а комические – под «Алюминиевые огурцы». Даже если допустить, что в девяностые действительно существовал исключительный следователь отдела убийств, законным путем заработавший себе на BMW, и при этом нежно любящий Цоя, у зрителей все равно к концу второй серии должна развиться аллергия на этот саундтрек: иногда в сериале записи звучат в оригинальном исполнении, а иногда – в обработке. Вы слыхали Цоя на гармошке? А Цоя на балалайке? У вас есть шанс.
Трейлер «Останнього копа» на «2+2»
Трейлер «Последнего мента» на «5-ом» канале (СПб)
Гала Скляревська, «Детектор медіа», 29 вересня 2016 року