f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Про ТБ-маркети світу, які варто відвідати у 2017 році

31.01.2017

Про ТБ-маркети світу, які варто відвідати у 2017 році, якщо плануєте продавати свій контент на зарубіжні ринки.

Дмитро Захаревич, «Детектор медіа»

Телевизионные рынки, как известно, идеальное место для продвижения и продажи своих программ, сериалов, анимации, телефильмов и другого видео разным площадкам — от аналоговых free TV до цифровых WiFi-каналов, VOD- и ОТТ-платформ. Или, например, для продажи трансляции своего канала разным локальным и мировым кабельным или же спутниковым операторам.

Перед каждым, кто собирается поехать на ТВ-рынок, обязательно встанет вопрос: на какой именно рынок ехать? Ведь их в мире очень много, а поездка на любой из них предполагает целый набор серьезных организационных решений и немалых финансовых затрат. В частности, каждая поездка на рынок обойдется в около $3 тыс. на человека без аренды столика или стенда для встреч (с арендой цена может возрасти до $6 и более тыс.).

В этом обзоре мы постараемся кратко описать самые интересные и важные региональные и общемировые телевизионные рынки, которые пройдут в 2017 году.

Уже в январе 2017 года состоятся четыре мощнейших события в мире телеиндустрии. Одно из них пройдет впервые — это Global Content Bazar в Индии, который состоится 12–14 января. На протяжении 25 лет до этого компания-организатор Saicom Trade Fairs & Exhibitions Pvt. Ltd проводила локальные технологические шоу для вещателей и представителей киноиндустрии.

Еще рано что-то говорить о самом рынке, но одно очевидно: в этом дебютном для индусов году будет тяжело привлечь к себе максимум внимания. Так как в то же самое время в мире будут проходить еще три не менее мощных телевизионных маркета. Один из них — это NATPE в Майами (США), запланированный на 17–19 января, второй — Realscreen Summit в Вашингтоне (США) 23–26 января, а также новый DISCOP, который на этот раз пройдет в Дубае (ОАЭ) 29–31 января.

Безоговорочный лидер здесь, конечно, событие в Майами, так как там будут представлены закупщики, прежде всего, из Северной Америки и стран ЕС — то есть из самых богатых рынков мира, а также компании из Латинской Америки. Причем мероприятие посещают именно первые лица этих компаний. Событие проходит уже не первый год и славится своей хорошей организацией.

Событие в Вашингтоне, в отличие от NATPE в Майами, сосредоточено преимущественно на американских компаниях. Их представляют обычно не первые лица и обсуждаются вопросы, более актуальные именно для телерынка США и Канады. Но если свой продукт / проект вы видите именно для Северной Америки, то это событие вам подойдет.

Выставка в Дубае будет интересной, прежде всего, представителям компаний из Ближнего Востока и Северной Африки, так как ориентируется в первую очередь на аудиторию мусульманских стран. Работать с ними интересно, они открыты для сотрудничества, но эти территории требуют очень тщательного контроля за содержанием контента, так как многое запрещено к показу по религиозным соображениям.

Исходя из этих вводных можно расставлять приоритеты. Но следует учесть еще один важный факт: в Индии сейчас расцвет цифрового кабельного и спутникового телевидения. Их рынок существенно растет с каждым годом. И поэтому если платежеспособный, но очень консервативный и регламентированный рынок Северной Америки и стран ЕС очень тяжело покорить, прежде всего, из-за серьезной конкуренции, то индийское телепространство может поддаться и вылиться для вас в контракт. С другой стороны, за индийский телерынок уже серьезно взялись миллиардные корпорации — Amazon, Netflix и АТ&Т, — а также японские и китайские инвесторы. Индусы, в свою очередь, рассчитывают использовать телерынок на своей территории как площадку для продажи собственного контента. Ведь в стране более 830 каналов, сотни продакшнов, для которых уже мал внутренний рынок и которые ведут активную экспансию в страны Ближнего Востока.

Следующими важными датами для телеиндустрии в 2017 году будут 3–6 апреля — когда в Каннах (Франция) будет проходить хорошо известный украинцам MIPTV — авторитетная мировая площадка в сфере ТВ, цифрового контента и новых технологий, куда ежегодно съезжаются представители более 100 стран мира. В 2017 году будет также секция, посвященная современной драме на ТВ (Drama at MIPTV), конкурс сериалов (MIP Drama Screenings), а также секция, посвященная развитию брендов (Brands MIPTV). У MIPTV также есть традиция организовывать Focus on… — фокус на какую-либо страну (серию мероприятий) с мировой премьерой телепродукции этой страны.

Перед MIPTV в Каннах 1–2 апреля проходят рынки-спутники: MIP Formats, который посвящен форматам, MIPDOC, сфокусированный на документалистике.

Осенью же, 16–19 октября, организаторы MIP проведут MIPCOM, а перед ним, 14–15 октября, MIPJunior — оба тоже в Каннах. Это два разных рынка, хоть они и следуют друг за другом. Junior посвящен детскому контенту. На нем также есть секция для питчинга проектов, можно рассказать о своем проекте и получить финансовую поддержку. Уровень обоих рынков таков, что если ваш проект заинтересует кого-то, то вы получите подтверждение финансирования или покупки вашей программы уже во время самой выставки.

Не менее важное событие в 2017 году пройдет 23–25 мая в Гуанчжоу (Китай). В отличие от других событий MIP, MIP China не разделен на рынки, а скорее организован как «саммит контекстной рекламы». Событие будет иметь два направления: «форум партнерства», состоящий из встреч «один-на-один» между 40 китайскими руководителями компаний с 40 международными посетителями, и «профессиональной конференции», охватывающей международную дистрибуцию, онлайн-видео и вопросы, связанные с технологией виртуальной реальности.

Новый ТВ-рынок в Китае — это будет третья попытка Reed Midem (компании — организатора выставок MIP) запустить аудиовизуальный ивент в Азии. Перед этим компания запустила MIP Asia в Сингапуре, который позже стал Asia Television Forum. Также она организовала большое событие в Гонконге — AMAZIA в ноябре 2008 года, которое, к сожалению, провалилось из-за переполненного календаря и глобального финансового кризиса.

С 30 мая по 1 июня в Абиджане (Кот-д’Ивуар) пройдет DISCOP Африка. Каждый год организаторы проводят выставку дважды. Вторая обычно проходит в Йоханнесбурге в ноябре. Эти рынки ориентированы прежде всего на африканский континент. Кроме местных телевизионщиков на него, в основном, приезжают представители компаний из стран, которые исторически имеют тесные отношения с африканским континентом: Франции, Бельгии, Нидерландов, Великобритании и Германии. Успешнее всех из иностранных телестудий продают свой контент в Африке представители Франции и Бельгии. Также нужно отметить, что в Африке не очень высокие закупочные цены. Они в границах нескольких сотен долларов США за час контента, поэтому с ними интересно работать пакетами или продавая трансляцию целых каналов. На данном этапе самые сильные телерынки в регионе имеют ЮАР и Нигерия.

9–14 июня в Шеффилде (Великобритания) пройдет Sheffild Doc Fest. Это событие всегда собирает представителей англоязычных стран и Скандинавии. На нем, как и на всех серьезных рынках, есть возможность пообщаться с первыми лицами компаний, которые представляют, прежде всего, Северную Европу.

Особенность этого ивента в том, что он кроме рынка одновременно является и кинофестивалем. Фокус же именно рынка, как и следует из названия — документалистика. Но на конкурс фестиваля также принимаются игровые работы и фильмы, снятые в формате VR.

Еще одним важным событием в мире ТВ, которое происходит на территории Соединенного Королевства, является — Edinburgh International Television Festival, который состоится 23–25 августа в Эдинбурге (Шотландия). Но он больше сосредоточен на самом большом рынке Европы — Великобритании. И также проводит фестиваль одновременно с рынком. Хотя в отличие от шеффилдского форума, он более открыт ко всем типам контента.

Для Центральной и Восточной Европы важным региональным событием в 2017 году будет NATPE, который обычно проходит в конце июня в Будапеште. Даты иногда сдвигаются, поэтому нужно следить за их сайтом.

Не менее интересным является и Kiev Media Week. Уже не первый год форум проходит в начале сентября в Киеве (Украина). И уже несколько лет, как не проводится DISCOP в Будапеште и NATPE в Праге. В связи с чем Киев решил воспользоваться шансом и попытаться переместить главное ТВ-событие региона на свою территорию, над чем активно работает.

MIP Cancun — это спутник каннского мероприятия, который проходит каждый год в ноябре на курорте Канкун в Мексике. Залог его успеха — качественная организация мероприятия, которую обеспечивает та же компания, что и ивент в Каннах. Этот рынок ориентирован, прежде всего, на латиноамериканские страны.

Не менее важным событием для этой части света является и рынок, который проходит ежегодно в Рио — Rio Content Market. В 2017 году его проведут 8–10 марта. Он также ориентирован на Латинскую Америку, но на нем доминируют португалоязычные производители, в отличие от Канкуна, где преобладают испаноязычные компании.

Также в ноябре каждого года проходит MyContentMarket в Дубае (ОАЭ). Этот рынок более ориентирован на страны Ближнего Востока.

Невозможно не вспомнить и об Asia TV Forum, который по традиции проходит в конце года, в декабре, в Сингапуре. Как уже отмечалось, его организатор — та же компания, которая проводит MIP в Каннах и Канкуне. Это обеспечивает высокий уровень организации. Главный акцент на этой выставке сосредоточен на азиатском телерынке. Около 80% всех гостей именно из этого региона. Представители не из Азии обычно приезжают продавать там анимацию. Это самый ходовой товар. Все другие продукты — такие, как телефильмы и игровые сериалы, без местных звезд не пользуются интересом у азиатских компаний.

Конечно же, в мире есть еще много интересных выставок. Как минимум в каждой стране есть свой один, а то и несколько локальных телевизионных рынков. Некоторые из них были перенесены на 2018 год, как, например, DISCOP Istanbul. Но мы постарались выделить главные региональные и международные события следующего года, посетив которые, вы реально сможете найти партнеров для производства и продажи телевизионного контента.

Дмитро Захаревич, «Детектор медіа», 30 листопада 2016 року