f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Прем'єра «Гвардії»: спроба затягнути рани України

01.06.2015

У суботу, 23 травня, на телеканалі «2+2» відбулася прем'єра серіалу власного виробництва «Гвардія», присвяченого подіям Революції Гідності та війни на Сході України. Канал показав поспіль усі чотири відзняті на даний момент серії. «Гвардію» подивились майже 6 млн. українців.

Стрічка викликала різні кінокритичні реакції — від стриманої підтримки до гострого неприйняття. Подаємо рецензію кінокритика Олеся Ніколенка, oKino.ua на вітчизняний міні-серіал.

Документальных фильмов, посвященных революционным событиям на главной площади Украины, вышло уже приличное количество. Но сколько их не смотри, прививки хладнокровия так и не выработается: при виде майдановской хроники в горле застрянет привычный ком (а у кого и слезы на глаза навернутся), а в голове возникнут собственные воспоминания и картинки революции, которые уже ничем не сотрешь. «Гвардия» начинается именно таким образом: первые десять минут нам показывают то, что мы видели много раз на экране и собственными глазами. Горящие шины, взрывы гранат, бесстрашные лица людей, которые больше не станут терпеть — «здесь решается судьба нации», говорит в кадре польская журналистка (которая дальше станет одним из персонажей сериала).

Сериал моментально встраивает в контекст и за эти первые минуты знакомит нас с главными героями: крымским татарином, интеллигентным химиком в очках, одесским студентом-граффитчиком, сотником Майдана с оселедцем и так далее. Тяжелее всего воспринимается представление героини по имени Наташа: они с молодым человеком тоже приехали откуда-то в Киев специально на баррикады, она так спешила и тянула его за собой, а он остановил ее и подарил обручальное кольцо прямо там, среди протестующих. Не успела Ната примерить кольцо, как снайперская пуля попала в ее будущего мужа и он погиб. Ни за что ни про что, даже еще не успев непосредственно «поучаствовать в революции». После расстрела на Институтской герои мини-сериала записались добровольцами в Национальную гвардию. Кто-то смотрел телевизор, не выдержал и убежал прямо через окно — ехать в Киев, кто-то обманул маму — это было личное решение каждого, которое очевидно далось непросто. Возможно, самое важное решение, которое человеку приходится принимать за всю свою жизнь.

Дальше наших персонажей отправляют, собственно, на сборы добровольцев, где их специально выбирает бывший афганец по кличке Дед — для формирования разведывательного отряда. Впереди — тренировки, притирка характеров, присяга и война. Пересказывать сюжетные перипетии четырехсерийной «Гвардии» — дело неблагодарное. Тем более не в них дело. Сериал можно в этом и упрекнуть: мол, слабый сюжет, событийность низкая, да и войну на самом-то деле показывают только в последней серии, и то — очень смазано. Террористы — плоские образы бесчувственных сепаратистов с георгиевскими ленточками, которые вымогают денег у местного бизнесмена (150 тысяч долларов), разбивают ему лицо и угрожают убить маленького ребенка, если денег не будет. Разочаровавшаяся в жизни белокурая матрона, которая в интересах «Новороссии» готова убить автоматной очередью своего согражданина. «Ополченцы», которые «на зарплате», а поэтому шкурку портить и высовываться под открытый огонь не особенно хотят. Все это продемонстрировано в высшей степени бегло и пунктирно. А ведь именно к этому, кажется, и был главный интерес: каким образом создатели покажут войну? и особенно тех, кто в ней оказался по другую сторону?

В «Гвардии» же сделана ставка на героизм обычного украинца, чьими стараниями, собственно, и изменилась наша страна — раз и навсегда. Ему уже не страшно, он не сомневается и знает, за что отправляется воевать (и в случае чего — отдать жизнь). Мама одесского студента (с ним, кстати, будет связан финальный драматический аккорд сериала) говорит ему что-то в духе: «Зачем ты туда лезешь, в эту политику». А дело ведь не в политике, точнее, далеко не только в ней — любой, кто бывал хоть раз на Майдане, это знает. Есть вещи на порядок выше.

В адрес «Гвардии» могут посыпаться упреки от людей, которые просто не воспримут этот сериал как прежде всего художественное произведение и будут обвинять его в «однобокости» и «недостатке правды». Но правду стоит искать в документальных лентах (а лучше, в своем сердце и памяти), а этот сериал действительно нужен. Хотя бы потому, что в нем нет пафосно-надрывной интонации, зашкаливающего патриотизма и прочего — только ровный, выдержанный тон и очень простые, понятные на молекулярном уровне истории и герои.

Сериал «Гвардия» часто ставят в один ряд с «Останнім москалем» от канала 1+1. «Останній москаль», несмотря на свой комедийный фундамент, также претендовал на «актуальное высказывание» и преследовал цели «смягчить напряжение между российско-украинской стороной, восприятие этих народов друг другом как врагов». Но, откровенно говоря, у 1+1 получился просто-напросто милый «лубок», капустник, который довольно трудно воспринимать всерьез. «Гвардия» — не в пример взрослее и серьезнее. И этот мини-сериал действительно можно воспринимать как своеобразную терапию. Нанесенную Украине рану трудно вылечить за один раз, но подобные инициативы помогают перенести конфликт в область художественного и тем самым постепенно рану затянуть.

Олесь Ніколенко, oKino.ua, 27 травня 2015 року

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ

10 грудня, вівторок, Червоний зал ДО ДНЯ ЗАХИСТУ ПРАВ ЛЮДИНИ Посольство Аргентини в Україні представляє Художній фільм «ПІДПІЛЬНЕ ДИТИНСТВО»