f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Docudays UA: Приватне і суспільне

02.06.2015

У червні Docudays UA спільно з Домом освіти та культури «Майстер Клас» покаже вибрані стрічки-призери цьогорічного фестивалю

До програми увійшли переможці трьох традиційних конкурсів Міжнародного фестивалю документального кіно про права людини Docudays UA, а також фільм, що отримав приз глядацьких симпатій. Покази відбуватимуться щовівторка.

Уже сьогодні, червня, о 19:00 у «Майстер Класі» відубдеться показ і обговорення стрічки «Разом» російського режисера Дєніса Шабаєва, яку журі DOCU/ЖИТТЯ визнало найкращою за «новаторство, здатність надихати й глибоку роботу з героями».

З нагоди червневих показів, подаємо статтю кінокритика Олександра Гусєва про підсумки 12-х Docudays UA.

Docudays UA: Приватне і суспільне

Олександр Гусєв, Українська Правда. Життя

В лентах, названных победителями XII Международного фестиваля Docudays UA, особенно заметной оказалась сквозная тема конкурса - стремление героев отвоевать и защитить личное пространство.

В фильме россиянина Дениса Шабаева "Вместе", получившем главный приз конкурса "Docu/Жизнь", это личное пространство словно вовсе не предполагает выхода в окружающий мир - несмотря на формальное обращение к жанру роуд-муви, повествование замкнуто на двух героях ленты.

Картина Шабаева представляет собой нечто вроде видеодневника, чьё содержание практически исчерпывается разговорами режиссёра со своей девятилетней дочерью, в которых постоянно присутствуют упоминания о супруге и матери, страдающей от неизлечимого психического заболевания. Герои едут в шведский парк развлечений, но превратности путешествия не находят отражения в их общении, сводящемся к самым непритязательным разговорам, будто вовсе непредназначенным для чужого слуха.

Шабаев старательно оберегает от вторжения свой крохотный мирок, торопливо заканчивая телефонные разговоры и не позволяя представителям обслуживающего персонала в кафе или гостиницах попадать в кадр. Кажется, единственный посторонний в этом произведении - зритель, оказывающийся случайным, непрошенным свидетелем отношений отца и дочери, устраивающих, используя две камеры, нечто вроде сеанса арт-терапии.

Получивший почётный диплом конкурса фильм поляка Яна П. Матушинского "Глубокие чувства", напротив, воспринимается как метафора нашего неизбывного стремления осваивать окружающее пространство, как бы хорошо мы себя не чувствовали у семейного очага. Картина повествует о пережившем тяжёлый инсульт человеке, который, вопреки увещеваниям медиков, возвращается к своему любимому занятию, составлявшему часть его профессии и сам образ его жизни- дайвингу.

В этом его скрепя сердце поддерживает возлюбленная, которая стремится окружить его заботой и любовью и за пределами дома, где не может его удержать.

Пожалуй, наиболее художественно выразительным, незаурядным фильмом программы "Docu/Жизнь", свидетельствующим о способности большого художника увлечь аудиторию своими наиболее интимными переживаниями, стала лента "Долго и счастливо" хорватки Татьяны Божич, получившая диплом студенческого жюри.

Фильм, выстроенный на встречах Татьяны с её бывшими возлюбленными, представляет собой своеобразное путешествие режиссёра по волнам её памяти, экскурс в её личные поражения, который она предпринимает, чтобы лучше понять, почему и с новым её партнёром дело обстоит не лучшим образом.

Это выдержанное в обаятельной комедийно-ироничной тональности произведение о женщине, чья личная жизнь с самого начала и всякий раз складывалась из рук вон плохо - и вот теперь последний её поворот оказывается едва ли не наименее удачным из всех, - скорее опечалит, чем развеселит любого, "кто жил и мыслил, кого тревожит призрак невозвратимых дней".

Вместе с тем, фильм полон заразительного оптимизма - само упрямство, с которым героиня раз за разом наступает на одни и те же грабли, в конечном счёте несёт мощный жизнеутверждающий заряд, свидетельствуя о силе характера и душевной стойкости, которые, как и эмоциональную наивность, удалось сохранить Татьяне, чьё стремление отыскать счастье, похоже, неподвластно никаким разочарованиям.

Решение жюри программы "Docu/Право" вручить главную награду ленте россиянки Беаты Бубенец "Божья воля" вызвало неудовольствие части аудитории, нашедшей, что фильм не слишком соответствует правозащитной тематике. В самом деле, авторы ленты представляют яркую картину эксцентричных беззаконий, не встречающих сколько-нибудь эффективного противодействия.

Фильм хорошо показывает, как подчас люди, берущие на себя смелость проповедовать Христово учение (точнее, то, что они под этим подразумевают), похожи скорее на тех, кто распял Христа - особенно в России, где личные религиозные убеждения то и дело пытаются подменить государственной идеологией.

Центральный персонаж, Дмитрий Цорионов по прозвищу Энтео, относится к числу пастырей, которые, вместо того, чтобы охранять своё стадо от хищников и бандитов, сами натравливают овечек на окружающих. Миссионерское служение для него - это утверждение собственного "Я", а ничто не помогает ему утвердить своё "Я" лучше, чем унижение тех, кого он выбирает в качестве своих врагов, объявляя их врагами Господа Бога.

Между тем, сложно вообразить более опасного врага христианской религии, чем подобный её адепт, заражающий простые души ненавистью, соблазняющий их проповедями нетерпимости и насилия и дискредитирующий христианство в глазах тех, кто не имеет представления о религии, зато хорошо знаком с речами и кулаками фашистов, обвешанных крестами.

Пожалуй, главное достоинство картины заключается в демонстрации того, что столь, по сути, ничтожная личность, ничего не смыслящая в богословии (в одном из лучших эпизодов фильма оппонент героя, участник акции в защиту прав ЛГБТ, с которым Энтео оказывается запертым в автозаке, без труда заставляет его умолкнуть несколькими удачными библейскими цитатами), отнюдь не пребывает на общественных маргиналиях, а оказывается весьма известным и даже уважаемым "православным активистом", к выходкам которого терпимы, если не благосклонны правоохранительные органы, идеям которого симпатизируют отдельные представители церкви и власти.

Характерна сцена встречи Энтео и одиозного "единороса" Виталия Милонова, чью похвалу герой выслушивает с восторженно трясущимися руками - в ситуации искусственного противопоставления окружающему миру "особого русского пути" то, что со стороны выглядит как экзотическое фрик-шоу, в самой России воспринимается как вполне респектабельная часть политического процесса.

Следует при этом отметить, что акции Энтео весьма напоминают выходки отечественных ультраправых, которые также пытаются выставить терроризирование митингов в поддержку прав ЛГБТ и прочих неугодных им собраний богоугодным делом - по счастью, в Украине "христиане" подобного рода не пользуются особенной поддержкой.

К сожалению, гораздо больше ассоциируется с украинской реальностью получивший почётный диплом конкурса "Docu/Право" фильм южноафриканского режиссёра Регада Десаи "Убийство шахтёров" о расстреле в августе 2012-го года полицейскими силами демонстрации работников платиновой шахты.

Как показывают авторы фильма, этот стоивший жизни 34-м шахтёрам инцидент, выглядящий как трагическая случайность, стал следствием заговора владельцев шахты и правительства, сознательно организовавших массовую бойню- виновные в которой так же далеки от скамьи подсудимых, как и те, кто убивал наших сограждан зимой прошлого года.

Лента Десаи свидетельствует о прискорбном единстве человечества в своих пороках, о том, что крушение империй и победа национально-освободительных движений отнюдь не приносят вожделенного торжества справедливости и свободы.

Как помнят наши зрители, по советскому телевидению в 80-е годы в качестве "звериного оскала капитализма" нередко демонстрировали представителей силовых структур режима Апартеида, жестокие, высокомерные физиономии белых расистов в фуражках, ответственных за кровавые подавления протестных движений.

В картине "Убийство шахтёров" фуражки и генеральские погоны украшают чернокожих дам вполне гражданского вида - и эти дамы с той же невозмутимостью называют убийство вышедших отстаивать свои права сограждан доказательством верности полицейских своему долгу. Сам доктор Геббельс не мог бы с большим одобрением рассуждать об истреблении войсками СС мятежных зулусов.

В этом повествовании о побоище, которое сошло с рук убийцам, немало обстоятельств, будто противоречащих здравому смыслу, вроде рассказа о сотрудниках крупнейшего шахтёрского профсоюза, открывших по митингующим шахтёрам огонь из пистолетов. Но самое поразительное - роль, которую сыграл в происходящем Сирил Рамафоса, прославленный профсоюзный лидер, один из главных борцов с Апартеидом.

Этот умный, харизматичный, отважный человек, рисковавший своей жизнью в борьбе против тирании и известный своим непримиримым отношением к международным корпорациям, которых он называл пособниками фашистского режима, в настоящее время является членом правления крупнейшей компании, занимающейся добычей платины, на копях которой и возник конфликт с шахтёрами.

И именно Рамафоса стал одним из главных организаторов расстрела, вступив в переговоры с силовиками и при этом саботировав переговорный процесс с митингующими, подобными тем, чьи выступления он сам когда-то возглавлял.

О том, что при сохранении старой системы напрасно ожидать подлинной смены лидеров, повествует и фильм "Козёл за голос" голландца Еруна ван Вельзена, получивший главный приз студенческого жюри и диплом от основного жюри, адресованный её главному герою.

Особенности политической жизни Кении, в которой становление демократии сопряжено с коррупцией, гражданскими волнениями и междоусобицами, отражены в борьбе двух юношей и девушки за почётное звание школьного президента - эта полуигровая президентская кампания даёт достаточно ясное представление о положении дел.

Как показывают авторы картины, основной проблемой выборов в стране развивающейся демократии являются не подтасовки и использование админресурса, а безответственность граждан, которые сами стремятся быть подкупленными кандидатами, от которых ждут поведения племенного лидера, а не компетентности политика, готового реформировать отсталые государственные механизмы.

При существующей ситуации возможность победить в президентской гонке получают популисты и демагоги, задаривающие одноклассников конфетами и мясом, в то время как претендентка Магдалена (которая и получила награду от жюри фестиваля), отказавшаяся участвовать в системе подкупа и сделавшая ставку на изменение несправедливой системы, на защиту полового равенства, лишена всяких шансов.

"Козёл за голос" воспринимается как полемическое свидетельство неэффективности демократического устройства в стране с отсталой политической культурой, в которой победу могут одержать только силы, готовые потворствовать самым консервативным и эгоистическим представлениям избирателей.

Непосредственно отечественной реальности посвящена картина чешского режиссёра Иржи Стейскала "Яма", фильм, показывающий, сколь подорвано в нашем обществе уважение к частной собственности и частной жизни.

Семья, отстаивающая свой земельный участок в районе киевских Позняков, маленький фермерский оазис, которым владеет больше полувека, сталкивается не только с представителями государства и строительной мафии, но и с простыми согражданами, которые готовы поддержать репрессии против тех, кто своим образом жизни выбивается из привычных рамок.

Не обладая ни собственным наделом, ни чертами характера, необходимыми для многолетнего противостояния чиновникам и бандитам, многие из соседей героев хотели бы, чтобы эта отважная семья проиграла свою борьбу и была загнана в прокрустово ложе современной городской цивилизации.

Однако то обстоятельство, что фильм Стейскала получил наивысшую оценку аудитории "Докудейзов" и был награждён призом зрительских симпатий, свидетельствует, что большинство наших соотечественников всё-таки готовы встать на сторону человека, а не государства и крупных бизнес-структур.

Олександр Гусєв, Українська Правда. Життя, 30 березня 2015 року

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ

10 грудня, вівторок, Червоний зал ДО ДНЯ ЗАХИСТУ ПРАВ ЛЮДИНИ Посольство Аргентини в Україні представляє Художній фільм «ПІДПІЛЬНЕ ДИТИНСТВО»