f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Docudays UA: Приватне і суспільне

02.06.2015

У червні Docudays UA спільно з Домом освіти та культури «Майстер Клас» покаже вибрані стрічки-призери цьогорічного фестивалю

До програми увійшли переможці трьох традиційних конкурсів Міжнародного фестивалю документального кіно про права людини Docudays UA, а також фільм, що отримав приз глядацьких симпатій. Покази відбуватимуться щовівторка.

Уже сьогодні, червня, о 19:00 у «Майстер Класі» відубдеться показ і обговорення стрічки «Разом» російського режисера Дєніса Шабаєва, яку журі DOCU/ЖИТТЯ визнало найкращою за «новаторство, здатність надихати й глибоку роботу з героями».

З нагоди червневих показів, подаємо статтю кінокритика Олександра Гусєва про підсумки 12-х Docudays UA.

Docudays UA: Приватне і суспільне

Олександр Гусєв, Українська Правда. Життя

В лентах, названных победителями XII Международного фестиваля Docudays UA, особенно заметной оказалась сквозная тема конкурса - стремление героев отвоевать и защитить личное пространство.

В фильме россиянина Дениса Шабаева "Вместе", получившем главный приз конкурса "Docu/Жизнь", это личное пространство словно вовсе не предполагает выхода в окружающий мир - несмотря на формальное обращение к жанру роуд-муви, повествование замкнуто на двух героях ленты.

Картина Шабаева представляет собой нечто вроде видеодневника, чьё содержание практически исчерпывается разговорами режиссёра со своей девятилетней дочерью, в которых постоянно присутствуют упоминания о супруге и матери, страдающей от неизлечимого психического заболевания. Герои едут в шведский парк развлечений, но превратности путешествия не находят отражения в их общении, сводящемся к самым непритязательным разговорам, будто вовсе непредназначенным для чужого слуха.

Шабаев старательно оберегает от вторжения свой крохотный мирок, торопливо заканчивая телефонные разговоры и не позволяя представителям обслуживающего персонала в кафе или гостиницах попадать в кадр. Кажется, единственный посторонний в этом произведении - зритель, оказывающийся случайным, непрошенным свидетелем отношений отца и дочери, устраивающих, используя две камеры, нечто вроде сеанса арт-терапии.

Получивший почётный диплом конкурса фильм поляка Яна П. Матушинского "Глубокие чувства", напротив, воспринимается как метафора нашего неизбывного стремления осваивать окружающее пространство, как бы хорошо мы себя не чувствовали у семейного очага. Картина повествует о пережившем тяжёлый инсульт человеке, который, вопреки увещеваниям медиков, возвращается к своему любимому занятию, составлявшему часть его профессии и сам образ его жизни- дайвингу.

В этом его скрепя сердце поддерживает возлюбленная, которая стремится окружить его заботой и любовью и за пределами дома, где не может его удержать.

Пожалуй, наиболее художественно выразительным, незаурядным фильмом программы "Docu/Жизнь", свидетельствующим о способности большого художника увлечь аудиторию своими наиболее интимными переживаниями, стала лента "Долго и счастливо" хорватки Татьяны Божич, получившая диплом студенческого жюри.

Фильм, выстроенный на встречах Татьяны с её бывшими возлюбленными, представляет собой своеобразное путешествие режиссёра по волнам её памяти, экскурс в её личные поражения, который она предпринимает, чтобы лучше понять, почему и с новым её партнёром дело обстоит не лучшим образом.

Это выдержанное в обаятельной комедийно-ироничной тональности произведение о женщине, чья личная жизнь с самого начала и всякий раз складывалась из рук вон плохо - и вот теперь последний её поворот оказывается едва ли не наименее удачным из всех, - скорее опечалит, чем развеселит любого, "кто жил и мыслил, кого тревожит призрак невозвратимых дней".

Вместе с тем, фильм полон заразительного оптимизма - само упрямство, с которым героиня раз за разом наступает на одни и те же грабли, в конечном счёте несёт мощный жизнеутверждающий заряд, свидетельствуя о силе характера и душевной стойкости, которые, как и эмоциональную наивность, удалось сохранить Татьяне, чьё стремление отыскать счастье, похоже, неподвластно никаким разочарованиям.

Решение жюри программы "Docu/Право" вручить главную награду ленте россиянки Беаты Бубенец "Божья воля" вызвало неудовольствие части аудитории, нашедшей, что фильм не слишком соответствует правозащитной тематике. В самом деле, авторы ленты представляют яркую картину эксцентричных беззаконий, не встречающих сколько-нибудь эффективного противодействия.

Фильм хорошо показывает, как подчас люди, берущие на себя смелость проповедовать Христово учение (точнее, то, что они под этим подразумевают), похожи скорее на тех, кто распял Христа - особенно в России, где личные религиозные убеждения то и дело пытаются подменить государственной идеологией.

Центральный персонаж, Дмитрий Цорионов по прозвищу Энтео, относится к числу пастырей, которые, вместо того, чтобы охранять своё стадо от хищников и бандитов, сами натравливают овечек на окружающих. Миссионерское служение для него - это утверждение собственного "Я", а ничто не помогает ему утвердить своё "Я" лучше, чем унижение тех, кого он выбирает в качестве своих врагов, объявляя их врагами Господа Бога.

Между тем, сложно вообразить более опасного врага христианской религии, чем подобный её адепт, заражающий простые души ненавистью, соблазняющий их проповедями нетерпимости и насилия и дискредитирующий христианство в глазах тех, кто не имеет представления о религии, зато хорошо знаком с речами и кулаками фашистов, обвешанных крестами.

Пожалуй, главное достоинство картины заключается в демонстрации того, что столь, по сути, ничтожная личность, ничего не смыслящая в богословии (в одном из лучших эпизодов фильма оппонент героя, участник акции в защиту прав ЛГБТ, с которым Энтео оказывается запертым в автозаке, без труда заставляет его умолкнуть несколькими удачными библейскими цитатами), отнюдь не пребывает на общественных маргиналиях, а оказывается весьма известным и даже уважаемым "православным активистом", к выходкам которого терпимы, если не благосклонны правоохранительные органы, идеям которого симпатизируют отдельные представители церкви и власти.

Характерна сцена встречи Энтео и одиозного "единороса" Виталия Милонова, чью похвалу герой выслушивает с восторженно трясущимися руками - в ситуации искусственного противопоставления окружающему миру "особого русского пути" то, что со стороны выглядит как экзотическое фрик-шоу, в самой России воспринимается как вполне респектабельная часть политического процесса.

Следует при этом отметить, что акции Энтео весьма напоминают выходки отечественных ультраправых, которые также пытаются выставить терроризирование митингов в поддержку прав ЛГБТ и прочих неугодных им собраний богоугодным делом - по счастью, в Украине "христиане" подобного рода не пользуются особенной поддержкой.

К сожалению, гораздо больше ассоциируется с украинской реальностью получивший почётный диплом конкурса "Docu/Право" фильм южноафриканского режиссёра Регада Десаи "Убийство шахтёров" о расстреле в августе 2012-го года полицейскими силами демонстрации работников платиновой шахты.

Как показывают авторы фильма, этот стоивший жизни 34-м шахтёрам инцидент, выглядящий как трагическая случайность, стал следствием заговора владельцев шахты и правительства, сознательно организовавших массовую бойню- виновные в которой так же далеки от скамьи подсудимых, как и те, кто убивал наших сограждан зимой прошлого года.

Лента Десаи свидетельствует о прискорбном единстве человечества в своих пороках, о том, что крушение империй и победа национально-освободительных движений отнюдь не приносят вожделенного торжества справедливости и свободы.

Как помнят наши зрители, по советскому телевидению в 80-е годы в качестве "звериного оскала капитализма" нередко демонстрировали представителей силовых структур режима Апартеида, жестокие, высокомерные физиономии белых расистов в фуражках, ответственных за кровавые подавления протестных движений.

В картине "Убийство шахтёров" фуражки и генеральские погоны украшают чернокожих дам вполне гражданского вида - и эти дамы с той же невозмутимостью называют убийство вышедших отстаивать свои права сограждан доказательством верности полицейских своему долгу. Сам доктор Геббельс не мог бы с большим одобрением рассуждать об истреблении войсками СС мятежных зулусов.

В этом повествовании о побоище, которое сошло с рук убийцам, немало обстоятельств, будто противоречащих здравому смыслу, вроде рассказа о сотрудниках крупнейшего шахтёрского профсоюза, открывших по митингующим шахтёрам огонь из пистолетов. Но самое поразительное - роль, которую сыграл в происходящем Сирил Рамафоса, прославленный профсоюзный лидер, один из главных борцов с Апартеидом.

Этот умный, харизматичный, отважный человек, рисковавший своей жизнью в борьбе против тирании и известный своим непримиримым отношением к международным корпорациям, которых он называл пособниками фашистского режима, в настоящее время является членом правления крупнейшей компании, занимающейся добычей платины, на копях которой и возник конфликт с шахтёрами.

И именно Рамафоса стал одним из главных организаторов расстрела, вступив в переговоры с силовиками и при этом саботировав переговорный процесс с митингующими, подобными тем, чьи выступления он сам когда-то возглавлял.

О том, что при сохранении старой системы напрасно ожидать подлинной смены лидеров, повествует и фильм "Козёл за голос" голландца Еруна ван Вельзена, получивший главный приз студенческого жюри и диплом от основного жюри, адресованный её главному герою.

Особенности политической жизни Кении, в которой становление демократии сопряжено с коррупцией, гражданскими волнениями и междоусобицами, отражены в борьбе двух юношей и девушки за почётное звание школьного президента - эта полуигровая президентская кампания даёт достаточно ясное представление о положении дел.

Как показывают авторы картины, основной проблемой выборов в стране развивающейся демократии являются не подтасовки и использование админресурса, а безответственность граждан, которые сами стремятся быть подкупленными кандидатами, от которых ждут поведения племенного лидера, а не компетентности политика, готового реформировать отсталые государственные механизмы.

При существующей ситуации возможность победить в президентской гонке получают популисты и демагоги, задаривающие одноклассников конфетами и мясом, в то время как претендентка Магдалена (которая и получила награду от жюри фестиваля), отказавшаяся участвовать в системе подкупа и сделавшая ставку на изменение несправедливой системы, на защиту полового равенства, лишена всяких шансов.

"Козёл за голос" воспринимается как полемическое свидетельство неэффективности демократического устройства в стране с отсталой политической культурой, в которой победу могут одержать только силы, готовые потворствовать самым консервативным и эгоистическим представлениям избирателей.

Непосредственно отечественной реальности посвящена картина чешского режиссёра Иржи Стейскала "Яма", фильм, показывающий, сколь подорвано в нашем обществе уважение к частной собственности и частной жизни.

Семья, отстаивающая свой земельный участок в районе киевских Позняков, маленький фермерский оазис, которым владеет больше полувека, сталкивается не только с представителями государства и строительной мафии, но и с простыми согражданами, которые готовы поддержать репрессии против тех, кто своим образом жизни выбивается из привычных рамок.

Не обладая ни собственным наделом, ни чертами характера, необходимыми для многолетнего противостояния чиновникам и бандитам, многие из соседей героев хотели бы, чтобы эта отважная семья проиграла свою борьбу и была загнана в прокрустово ложе современной городской цивилизации.

Однако то обстоятельство, что фильм Стейскала получил наивысшую оценку аудитории "Докудейзов" и был награждён призом зрительских симпатий, свидетельствует, что большинство наших соотечественников всё-таки готовы встать на сторону человека, а не государства и крупных бизнес-структур.

Олександр Гусєв, Українська Правда. Життя, 30 березня 2015 року

28 травня, вівторок, Червоний зал ФІЛЬМИ-ПРИЗЕРИ МІЖНАРОДНИХ КІНОФЕСТИВАЛІВ

27 травня, понеділок, Синій зал НАШ ІЛЮЗІОН Цикл «Наші співвітчизники у світовому кіно»

26 травня, неділя, Червоний за ФІЛЬМИ-ПРИЗЕРИ МІЖНАРОДНИХ КІНОФЕСТИВАЛІВ