f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Одеський кінофестиваль: «Думайте про кіно, а не про свій зад!»

04.08.2015

Кінематографічні миттєвості 6-го Одеського МКФ.

Надія Заварова, Сultprostir

Удивительное - рядом. Забор напротив моего отеля украшен надписью: «Опасная зона», а слева от ворот этой милой туристической обители расположилась скульптурная композиция «Похищение Европы». У выглядывающей из-за фонтана Европы такое выражение лица, словно она ищет Музкомедию в три часа ночи, а бык глядит на прохожих так,  будто именно он, несмотря на аккредитацию, не попал на показ «Такси» Джафара Панахи и на конкурсный блок украинских короткометражек.  Желающих оказаться в зале, на ночном показе «Любви» Гаспара Ноэ, было так много, что очередь в какой-то момент протянулась до ступенек кинотеатра на улице. Все хотели любви.

Это, пожалуй, главное достижение Одесского кинофестиваля: публика с удовольствием ходит в кино. Тем временем, организаторы кинофорума всячески привлекают зрителей к своему детищу: разнообразию сувениров с символикой ОМКФ могли бы позавидовать Олимпийские игры. Здесь есть всё: от футболок и галстуков-бабочек, до штатива для сэлфи. Больше всего радует сидушка с надписью: «Думайте о кино, а не о своей заднице!» Этот сувенир согреет душу, а главное –  тело тех, кто вечерами на Ланжероновском спуске смотрит, то ретроспективу Джима Шеридана, однажды лично познакомившего Дэниела Дэй-Льюиса с Оскаром, то бывшего участника одесского сценарного питчинга –  «Незламну».  В последний день фестиваля именно здесь, в нежных сумерках, зрителей ждёт встреча с «Реквиемом по мечте» Даррена Аронофски. Тут, под сенью небес, родится в киноманской душе и мечта о фестивале 2016-го года.

Программа сегодняшнего кинофестиваля весьма разнообразна: на одесские экраны даже попал «Бёрдмен» Иньяриту, который, к стыду украинских дистрибьюторов, так и не вышел в отечественный прокат. И это печально, ведь «Бёрдмен» - самая ироничная и драматургически совершенная картина прошлого года.

В конкурсе Одесского фестиваля, наконец, мне встретился фильм, который хочется многократно пересматривать: «Ангелы революции» Алексея Федорченко могут состязаться в изяществе вымысла с «Первыми на луне». При этом фильм рассказывает о трагических событиях Казымского восстания и основан на реальных эпизодах из бурной творческой биографии художников русского авангарда. Весёлый абсурд происходящего вдруг остужает кровь от ощущения ужаса, охватывающего тебя, когда понимаешь, к каким трагическим последствия привёл приход советской власти в жизнь народов Севера; в сущности, к каждому из нас, кто должен был бы воспитываться, ходя на выставки супрематической живописи, а вырос испуганным, загнанным в клетку, тяжело пьющим и не жаждущим свободы человеком, все душевные усилия которого уходят на сохранение чувства собственного достоинства.  

Фильм Евы Нейман «Песнь Песней» участвует в национальном и международном конкурсе. Послушная, выстроенная красота каждого кадра скорее отпугивает от живой истории, рассказанной Шолом-Алейхемом. Отдельные удачные, наполненные любовью и иронией эпизоды рискуют остаться незамеченными из-за какого-то особого драматургического и исполнительского вакуума, заполнившего съёмочную площадку.     

Венгерский «Сын Саула» Ласло Немеша – возможно, главное событие внеконкурсной программы Одесского фестиваля.  Крупный план главного героя, камера везде следует за Саулом, мы часто видим его затылок, и нередко в кадре подчёркнуто отсутствует глубокий фокус. Эта история жутких будней концлагеря ценна и уникальна не своими каннскими призами и даже не умением Немеша показать смерть с той долей деликатности, чтобы самый впечатлительный зритель не закрыл глаза и ощутил трагедию всеми фибрами души. Уникальность фильма состоит в том, что за буднями зондекоманды скрывается история человечности и человеколюбия, которые невозможно уничтожить ни пытками, ни смертью. Душевная сила и способность остаться человеком впечатляет и вдохновляет зрителя любого поколения, проживающего самую сложную личную, экономическую, геополитическую ситуацию.

Джафар Панахи когда-то возглавлял жюри МКФ «Молодость», а теперь дожил до запрета снимать кино в родном Иране. Но талантливого  кинематографиста и автомобилиста не остановить! У тебя есть машина, камера и обаятельная племянница – отправляйся в путь, и сюжеты найдутся прямо под колёсами: в репликах и характерах твоих пассажиров. Жизнь врасплох – это же не только удел Дзиги Вертова, иранские улицы тоже скрывают множество историй, где радость нередко смущена встречей с печалью, но всё же «Такси» Джафара Панахи совсем не зря отправилось в длинное путешествие по большому городу.

Одесская публика стоя приветствовала генерального директора Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо и отреставрированные фильмы братьев Люмьер. Встреча с пионерами синематографа оказалась одним из самых вдохновляющих событий фестиваля – во многом, благодаря весёлым, по-киномански искренним и уместным комментариям, которыми Фремо сопровождал фильмы, где было всё – и знаменитое «Кормление младенца», и виды Венеции, и танцующие испанские военные, и семья акробатов, и «Политый поливальщик». Братья Люмьер с самого начала сказали зрителям: «Думаем, это начало прекрасной дружбы!» Что тут можно ответить? Только: сыграй это снова, Одесский кинофестиваль! Play it, Sam. Play «As Time Goes By»!

Надія Заварова, Сultprostir, 17 липня 2015 року

19 вересня 2019 року. Червоний зал Будинку кіно. Художній фільм "БЛУКАЮЧА ЗЕМЛЯ" (Китай, 2019 рік) НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КІНЕМАТОГРАФІСТІВ УКРАЇНИ та CHINA FILM CO.,LTD,ЗА ПІДТРИМКИ ПОСОЛЬСТВА КНР В УКРАЇНІ

Будинок кіно НСКУ. Оренда Червоного залу. Червоний зал - 670 місць генеральний менеджер Олена Лебедь 067 329 08 05

ОРЕНДА ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ ПЕРЕЛІК ОФІСНИХ ПРИМІЩЕНЬ БУДИНКУ КІНО НСКУ