f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Кілька слів про націонал-аферистів, або Як це інакше зветься? - Антон Пугач про призначення голови Держкіно

17.06.2014

Ситуація щодо призначення голови Держкіно України не раз висвітлювалася на сайті НСКУ. Зокрема, у текстах кінорежисера Михайла Іллєнка. Цього разу слово Антону Пугачу. 


Антон Пугач, председатель НС ПАТ «Мультиплекс холдинг»

Вокруг назначения председателя Госкино разгорелись нешуточные споры. С участием министра и других властных лиц провели уже третье совещание,  два из которых были специально посвящены этому вопросу.  Более того, если раньше на какие-либо совещания по кино, проводившиеся «наверху», приглашались считанные кинематографисты, то сегодня двери открыты чуть ли не всем, кто пожелает: на последнем совещании, которое проходило в Доме кино, министр культуры дал возможность принять участие в обсуждении и опросе даже тем, кто просто добровольно пришёл в зал, но чьей фамилии не было в списке, по которому власть приглашала кинематографистов. Это замечательно, что такое происходит. Действительно, преобразования налицо. Этот вот шаг власти в отраслевую среду – это имеет огромное символическое значение: зовут не к себе, как бы на «ковер», а приходят в гости к тем, кому и призваны помогать. Это и есть культура – диалоговая культура, и чувствуется, что новый министр не по Бахтину или политтехнологической шпаргалке, а по своей внутренней конституции человек именно такого тона. Этот воистину тектонический сдвиг в модели коммуникации власти и общества, отраслевой среды, связанной со спектром деятельности той или иной властной фигуры – это та неизбежность, без которой сегодня невозможно успешное развитие. Впрочем, это лишь третье совещание прошло в Доме кино, два предыдущих проходили в правительственных зданиях. Очевидно, так сложились обстоятельства, что третье совещание уже как бы само напрашивалось с местом своего проведения. Что предшествовало такому ходу событий? Изложу протокольно.

Первое – Союз кинематографистов Украины обратился с письмом к министру культуры, в котором предложил рассмотреть три кандидатуры на должность председателя Госкино (в письме указаны фамилии Дончика А., Новиковой Л., Янчука О.).

Второе - в министерстве культуры 18-го апреля проводится совещание с кинематографистами, на котором  претенденты на должность председателя Госкино излагают свои программы, а кинематографисты, по окончанию прений, открыто выказывают свою поддержку тому или иному кандидату. Среди трёх лиц, которых министерство пригласило на это мероприятие, один кандидат (Дончик А.) – из числа тех, которых рекомендовал Союз кинематографистов (НСКУ). Он и набрал большее количество голосов – восемь человек из пятнадцати высказались за Андрея Дончика, среди которых Роман Балаян, Анна Чмиль (многолетний председатель Госкино прошлых лет), Сергей Трымбач (глава НСКУ), Андрей Халпахчи (фестиваль «Молодость»), Олесь Янчук (режиссёр, и на тот момент уже директор киностудии им. Довженко, назначенный новым министром) и др. За кандидата Ильенко Ф. (член партии «Свобода») не высказался ни один кинематографист. В конце совещания и сам министр высказался в том смысле, что его симпатии на стороне Дончика А., однако назначение не состоялось: ни количественного, ни качественного перевеса голосов экспертов оказалось недостаточно для того, чтобы это произошло. Многие свидетельствовали, что сразу после этого совещания депутаты партии «Свобода» активно посещали министра культуры, но о чём в точности они разговаривали, мы лишь можем догадываться.

Меж тем, именно после этих хождений и общений вице-премьер Сыч А. (член партии «Свобода») созывает на 8-е мая новое совещание, на котором десятки кинематографистов высказываются по проблемам отрасли, лишь изредка касаясь вопроса о председателе Госкино, кресло которого продолжало пустовать. Это третье событие не имело никаких последствий, да их никто и не ожидал. Это была некая прелюдия к тому, что состоялось уже 13-го июня, и что явилось четвёртым и кульминационным событием в цепи тех, которые имеют значение в данном контексте.  13-го июня, опять же под эгидой вице-премьера  Сыча А., проводится совещание, на которое пригласили по списку уже почему-то 54 человека. Два кандидата, Ильенко Ф. и Дончик А., изложили свои программы, ответили на вопросы, а кинематографисты проголосовали, но в этот раз тайно. Подсчёт бюллетеней показал, что голоса разделились поровну. Получилось, что за Ильенко Ф., в биографии которого есть только одна незаурядность – он возглавлял в годы работы Копыловой Е. Громадську Раду при Госкино – вот  за этого человека столько же голосов, сколько за Андрея Дончика, режиссёра и фильмов, и сериалов, и многолетнего главного режиссёра канала «1+1» (в прошлые года). Не думаю, что среди тех людей, биография которых похожа на биографию Ильенко Ф., нет достойных кандидатов, скорее наоборот. Но нет ни одного человека, кто не просто работал в кино в годы довоенной теперь уже независимости, а занял пост в Громадськой Раде при Госкино времён Януковича, фактически покрывая своим молчанием то хамство и беспринципность, которые имели место при руководстве органом Копыловой Е. (ведь именно в этом и состоит ключевая функция надзорного гражданского органа – реагировать на безобразия, чего мы почему-то не заметили в деятельности Ф.Ильенко). В прессе есть множество выступлений, как моих, так и других членов экспертной комиссии, которые высказывались по многочисленным возмутительным  фактам, имевшим место во время работы Копыловой Е. Не менее  красноречивы и поступки двух народных артистов Украины, Романа Балаяна и Олега Фиалко: видные режиссёры по очереди сняли с себя полномочия главы Экспертной комиссии Госкино и открыто высказали своё неодобрение политике ведомства. Но Филиппа Ильенко в эти же времена всё устраивало. Нет ни письменных, ни устных свидетельств о том, что этот человек был чем-то принципиально недоволен. Меж тем, учитывая  остро-патриотический окрас данного кандидата на руководство национальной кинематографией, приведу лишь один факт: в годы работы Копыловой Е. десятки миллионов гривен выделялись на проекты (т.е. речь не о единичном случае), где режиссёрами выступали российские кинематографисты, однако Филипп Ильенко всего этого не замечал, никак не препятствовал, хотя многие люди, как в СМИ, так и в официальных письмах в Госкино, требовали прекратить финансирование российских фильмов из бюджета Украины. В этих статьях и письмах нет фамилии Филиппа Ильенко, и понятно почему: он выполнял роль, которую и предписано было выполнять в годы Януковича главам всяких «карманных» громадських рад, ассоциаций и прочих объединений кариатидного характера.

Мне совершенно ясно, что ситуация, в которую поставили министра культуры, очень деликатная. Безусловно, вклад партии «Свобода», её активистов, в свержение режима Януковича – из ключевых. С этим нельзя не считаться. Но нельзя не считаться и с тем, что деятельность некоторых национал-патриотов больше похожа на  деятельность национал-аферистов, что вряд ли по вкусу самим членам партии «Свобода», если они найдут время и желание в этом разобраться. Я применяю столь обидное определение тем более не без оснований, ибо 13-го июня в Доме кино возле урны, куда опускали свои бюллетени кинематографисты, я пытался объяснить режиссеру Михаилу Ильенко, что голосовать за своего племянника – это дурной тон, что как минимум следовало бы воздержаться. Но тщетно.

Вся эта достаточно имитационная процедура, имевшая место в Доме кино, всё же отдаёт фарсом  и является вообще неуместной, если проводить её так, как это имело место (в голосовании принял участие и иностранный гражданин, украинец лишь по происхождению). В нашей стране есть видные мастера кино. Как старшего поколения, Балаян, Фиалко, Муратова, Буковский, Сивоконь, чьи имена давно в энциклопедиях,  так и молодые, среди которых четыре режиссера, Лозница, Слабошпицкий, Врода и Стрембицкий, привозили в Украину из Канн главные награды этого престижнейшего фестиваля (Степан Коваль привозил высшую награду из Берлина, которую он получил за свой мультфильм; есть и другие имена). Вот эти люди и должны задавать тон в решении такого главного вопроса, как назначение председателя Госкино. Увы, в так называемом опросном голосовании 13-го июня лишь один из вышеназванных кинематографистов принимал участие. Тогда как это называется?

Оренда кінозалів Будинку кіна

До уваги членів НСКУ та відвідувачів Будинку кіно!

До уваги членів НСКУ та відвідувачів Будинку кіно! У зв’язку з розпорядженням Київської міської державної адміністрації щодо протидії поширенню коронавірусу, всі творчі заходи Будинку кіно з 12 березня 2020 р. переносяться на інші терміни. Стежте за інформацією.