f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Політ ненормальний

28.12.2016

Подаємо фрагмент статті кінокритика, члена Міжнародної федерації кінопреси FIPRESCI та Українського Оскарівського комітету Дарії Бадьйор “Підсумки року в кіно: політ ненормальний”, присвячений українському кіно–2016.

Дарія Бадьйор, LB.ua

Что за год случилось с украинским кино? Судя по обновляющимся лайн-апам грядущих зимних кинофестивалей – в частности, Берлинале и Роттердама, – ничего. Год застоя дал о себе знать – в прокат, может, и вышло рекордное количество украинских фильмов, но никакой новой информации для оценки состояния нашего кино они не дали.

Главной темой украинского мэйнстрима конца 2016-го и – отважимся на прогноз – всего 2017-го будет поиск своего зрителя и попытка впарить ему то, что удалось снять за не очень большие деньги, скудными ресурсами (человеческими, и, прежде всего, актерскими) и с плохим профессиональным бэкграундом.

Украинские режиссеры, снимающие сейчас большое кино, делают это невнятно и под большим давлением продюсеров или дистрибьюторов, заявляющих, что знают зрителей лучше, чем кто-либо. В связи с этим хотелось бы, конечно, увидеть результаты серьезного социологического исследования украинского потребителя культурного продукта, в том числе, кино.

Но есть и стабильная тенденция: радуют документалисты. “Украинские шерифыРомана Бондарчука; “Живая ватра” Остапа Костюка и даже “Русский дятел” Чада Грасиа сделали так, что за украинским доком стало еще интереснее следить.

Вся надежда была, как всегда, на короткий метр: но ни конкурсная программа Одесского кинофестиваля, ни национальный конкурс “Молодости”, ни аналогичные программы на Докудейс и WizArt не предложили хотя бы 10-15 достойных работ. Это не вина отборщиков – на манеже короткометражного кино пляшут все те же, за редким исключением тех, кто ушел снимать полный метр. Ирина Цилык, Филипп Сотниченко, Валерия Сочивец, Антонио Лукич и Валерия Кальченко, Павел Остриков, Нариман Алиев – те, о ком в этом году говорили особенно часто в связи с их победами и/или участием на фестивалях и чьи имена стоит запомнить.

Вместе с этим, тот факт, что национальное жюри “Молодости” наградило короткометражную работу “Кровянка” 49-летнего режиссера Аркадия Непиталюка (основной приз) и фильм Антонины Ноябревой “Все будет хорошо” (специальное упоминание) свидетельствует о тревожной тенденции. Наличие фестивальных призов у такого откровенно компромиссного, желающего понравиться и в каком-то смысле конформистского кино может отбить желание молодых режиссеров экспериментировать. Жюри в Одессе оказалось более смелым, разделив приз между двумя короткометражками, чьи режиссеры отважились на поиски чего-то нового, – “Гвоздем” Сотниченко, разведывающим границы между хроникой и постановкой, и “В Манчестере идет дождь” Кальченко и Лукича, который заходит на территорию абсурдистской комедии.

Похоже, что с грядущим принятием окончательной версии закона о поддержке национального кинематографа в нашей квази-киноиндустрии усилится раскол между “зрительским” и “авторским”, пускай даже потенциальным, кино. Этим мы будем вторить расколу мировому, но с двумя маленькими отличиями: на Западе независимым режиссерам а) есть, откуда брать деньги; б) есть, где показывать свои фильмы. Битва за зрителей в Украине если и начнется, то одной – кинотеатральной – площадки ей явно должно быть маловато. Пора выбираться из гетто.

Також Дарія Бадьйор назвала свій ТОП-10 фільмів минулого року, до якого включила дві роботи українських режисерів.

6 и 5. Два документальных фильма в этой десятке поставлены рядом, чтобы столкнуть их лбами. Режиссер фильма “Варта1. Львов. УкраинаЮрий Грыцына вменяет режиссеру фильма “Аустерлиц” Сергею Лознице чрезмерный эстетизм, маскирующий отсутствие смысла, но между тем оба режиссера едва ли не одновременно пытаются убрать самих себя же из своих фильмов. Безуспешно.

Грыцына прогнозирует приход расфокусированного кино, ушедшего из-под гегемонии режиссера, а Лозница божится, что не хотел расставлять акценты в фильме и мешать ему излишней режиссурой. Но тот факт, что первый намеренно подставляет под аудиодорожку переговоров львовского Автомайдана отвлеченную, снятую через год после зафиксированных в разговорах событий, картинку, а второй все равно проявляет свое отношение к туристам, бродящим по баракам Заксенхаузена, говорит о том, что избавиться от режиссера пока что никак не получается.

А если спуститься с небес формы на землю смысла, то оба фильма – и “Варта”, и “Аустерлиц” – учат нас обходиться с памятью, сущностью весьма щекотливой в свете украинской гуманитарной политики.

Дарія Бадьйор, LB.ua, 27 грудня 2016 року