f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

«Катерина»: вогонь у вінку або післяродова депресія?

29.01.2017

Чергова історія про село і місто, яка віддалено нагадує про поему Тараса Шевченка, але більше — про духовні «скрєпи» новітнього зразка. 

Гала Скляревська, «Детектор медіа»

На канале «1+1» вышла четырехсерийная драма «Катерина», производства Sisters Production — продюсерами выступили Марина Городецкая, Виктория Забулонская и Елена Васильева. Автор сценария — Андрей Кокотюха, режиссер Александр Тименко, креативный продюсер, она же исполнительница одной из главных ролей — Дарья Трегубова. Тименко, кстати, уже снимал для «1+1» сериал — «Все равно ты будешь мой» с актрисой Валерией Ходос, которая сыграла главную роль и в «Катерине».

Несмотря на название, мини-сериал имеет весьма отдаленное отношение к одноименной поэме Шевченко: можно считать его «вариациями на тему». Героиню зовут так же, общая коллизия та же, но финал, слава Богу, другой, да и героев куда больше. Так что можно было бы вообще назвать его, например, «Дарина», и с тем же успехом рассказать о тяжелой судьбе девушки из провинции, матери-одиночки, борющейся за жизнь в столице. А, такой фильм уже есть — он называется «Москва слезам не верит». Но это и не важно — как бы там ни назывался этот продукт, он все равно был бы нормальным мылом, рассчитанным на определенную, преимущественно женскую, аудиторию. Если бы не вот эта изначальная отсылка к шевченковской «Катерине».

Потому что, конечно, во времена Шевченко сельская девушка, забеременевшая от заезжего москаля и родившая вне брака, — это, действительно, стыд, позор, катастрофа, всеобщее порицание и дорога в прорубь. Но поверить в то, что родители 23-летней, отучившейся в городе украинской девушке, могут отвернуться от нее даже не из-за внебрачного ребенка — а исключительно из-за того, что она поехала искать своего возлюбленного в Киев и не звонила родителям несколько недель — в XXI веке сложно. Даже если представить себе село исключительно далекое, живущее традициями и т. д. А в этом фильме барышня живет менее, чем в часе езды на маршрутке от столицы Украины. И родители ее так до конца сериала не узнали, что она была беременна и родила ребенка. Так же, как не знали, занималась ли она сексом с заезжим гастролером — кстати, по версии Sisters Production, он не «москаль», а актер, причем киевский, то есть свободно говорит на украинском языке. Хорошо, конечно, что обошлись без лишнего в нынешних условиях педалирования темы отношений между украинцами и россиянами. Но в сериале все равно есть — причем в первых минутах — неожиданный посыл.

Сериал начинается с урока украинской литературы в сельской школе, и девочка-подросток с выражением читает на память отрывок из «Катерины». Ученики, что характерно, все сидят в классе в вышиванках — наверное, так видят авторы обычный наряд украинских школьников. Учительница в исполнении Натальи Сумской — тоже в вышиванке: под пиджаком, в лучших традициях советского кино вроде «Кубанских казаков», не хватает только ордена героя соцструда на лацкане. В общем, девочка садится на свое место, и мальчик с места задает вопрос учительнице: «А вот мой папа говорит, что москаль — это не россиянин, а так называли украинцев, которые служили в российской армии». И учительница отвечает: «То есть твой папа считает, что украинскую девушку, крепостную, соблазнил и обесчестил украинский солдат?» Как бы печально это ни звучало, украинские солдаты, как и солдаты любых других национальностей — не святые. И, к сожалению, делали много и страшных вещей — так что непонятно, почему учительница так обескуражена вопросом ребенка.

Дальше, кстати, эта тема не обсуждается — и дети начинают писать под диктовку фрагмент из «Катерины». И некоторые внимательные зрители, работающие как раз в школах, сразу же возмутились — пишут, что поэтический диктант в наших широтах не встречается. Повезло, конечно, со зрителями каналу «1+1» — он на редкость внимателен. Но вопрос, так сказать, в принципе: если можно легко избежать таких вот мелких недочетов — почему не избежать?

Например, главный герой сериала — актер, приезжает на съемки в село, где и знакомится с Катериной. Они проводят одну ночь, она бросает ради столичного кавалера своего молодого человека — и едет, обманутая заезжим актером, в столицу, где выясняет, что она беременна, а он — женат. Сюжет, в общем-то, банальный, но главное, как обычно, в деталях. Например, явление героини: она в полях прохаживается в красивом платье и в венке. Наверное, украинки всегда ходят по полям в венке — особенно, когда у них только что сломалась машина, и им нужно подтолкнуть ее, чтобы завелась. И, конечно, юная дева не просто красива, еще и достаточно сильна, чтобы столкнуть с места на грунтовой дороге советский жигуль, пока ее парень за рулем. Они такие, украинки, — венки носят, жигули с толкача заводят, могут бросить своего парня ради поездки в дорогой машине с двумя незнакомыми мужчинами. Огонь, в общем.

И при этом, приехав в Киев к возлюбленному, этот же самый огонь в венке вдруг не может прямо сказать ему, что беременна. Вместо этого она устраивается к нему и его жене домработницей. А потом, когда ее с позором выгоняют из этого дома — просится на постой к первой жене своего любовника. А еще, когда ей отказывают от дома, берет у семьи своего любовника деньги — то есть соглашается с тем, что от нее откупаются. И уж в самом конце, имея годовалого ребенка, решает утопиться — потому что жизнь тяжелая. Так что совершенно непонятно, что у этой женщины в голове: если она такая гордая, что не может вернуться к родителям — почему берет деньги в качестве взятки за то, что больше никогда не явится на порог к отцу своего ребенка? Если настолько отчаявшаяся, что хочет наложить на себя руки — зачем целый год ждала? Если так легкомысленна, чтобы бросить парня ради первого встречного — почему так мучительно переживает за свое реноме? В общем, Катерина, которая в оригинале была жертвой вероломства и социального контроля, здесь выглядит какой-то мазохисткой с послеродовой депрессией.

Конечно, сериалы, они вообще не про жизнь — а про то, как хотелось бы, чтобы было, когда зло наказано, а добро получает все, включая квартиру в столице и мужа работящего. И для этого, конечно, надо пострадать. Но разве нельзя сделать так, чтобы добру можно было искренне сочувствовать, а зло выглядело чуть менее ходульно? Потому что со времен фильма «Бриллиантовая рука» мало что изменилось в изображении «нехороших людей» на наших голубых экранах. Например, только злые люди в наших сериалах носят шелковые халаты. И только злые люди занимаются сексом — хорошие люди, такие как Катерина, на экране только целуются. Конечно, жаркого секса в сериале вообще нет — но у отрицательных героев есть хотя бы намек на постельные сцены. У плохих людей есть домработницы, которых заставляют стирать вещи руками, хотя в доме есть стиральная машина. И, конечно же, плохие люди бывают в ресторанах. Где, кстати, произносят удивительные фразы вроде «рассчитай меня, как всегда», обращаясь к официантке. В каком смысле — как всегда? Не постоянным посетителям счет не приносят?

Все это, конечно же, мелочи, на которые, наверное, не стоит обращать внимание. Но есть у сериала одна сквозная идея, которая не может не насторожить. По сути, вся история Катерины — это история столкновения жизни сельской и городской, со всеми ее соблазнами, пороками и развратом. И родитель главной героини в исполнении Анатолия Хостикоева неоднократно подчеркивает, что жизнь в селе настоящая, хорошая, что ее нужно ценить и поддерживать. И, разумеется, все это правильно — только одно смущает: герой Хостикоева говорит, что «село живет, пока живут традиции». Но если под традициями понимается изгнание из семьи ребенка, оказавшегося в сложной ситуации — может быть, ну их, эти традиции? Разве не такой вывод сделает современный зритель, тем самым разрушив  насколько «правильный», настолько и конъектурный идеологический посыл авторов сериала?

Гала Скляревська, «Детектор медіа», 3 грудня 2016 року

26 листопада, неділя, Червоний зал Повнометражний анімаційний фільм «ЖИТТЯ КАБАЧКА»

23-26 листопада, четвер-неділя XXIV Міжнародний фестиваль анімаційних фільмів «КРОК-2017: у рідній гавані»

7-9 листопада, четвер-субота, Червоний зал «Сучасна анімація - досягнення, проблеми, перспективи»