f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

«Догори дриґом»: несмішна історія кохання одеситки і лвівʼянина

01.10.2017

Телесеріал «Догори дриґом», адаптація іспанського формату силами «1+1 продакшну», імовірно, мала продемонструвати, що країна єдина попри усі регіональні відмінності, а любов поєднує нас. Але вийшло якось непереконливо.

Гала Скляревська, «Детектор медіа»

На канале «1+1» показали сериал собственного производства под названием «Догори дриґом» режиссера Максима Делиергиева («1+1 продакшн»). Сериал этот — 12-серийная адаптация испанского формата Alli Abajo, над сценарием которого работали Сергей Щербаков, Алексей Супрун, Михаил Гусаров, Никита Глущенко. Главные роли сыграли Лилия Ребрик и Олесь Федорченко, а в остальных ролях масса популярных актеров — Виктория Литвиненко, Алексей Тритенко, Наталья Сумская, Владимир Горянский, Екатерина Кистень, Виталий Иванченко, Назар Заднепровский, Наталья Васько, Виталина Библив, Ксения Вертинская и другие.

Судя по актерскому составу, сериал мог бы получиться неплохой, если бы сценарий этой комедии был хоть немножечко смешным. Ну хоть чуть-чуть. И зрителям было бы приятнее — все-таки предполагалось, что это будет ромком, так что люди могли бы посмеяться пару раз за 12 серий. И актерам не пришлось бы так отчаянно переигрывать, пытаясь своими ужимками оживить совершенно неестественные диалоги и компенсировать отсутствие шуток. Лучше всех, конечно, справилась со своей ролью Наталья Сумская — ей почти десять серий пришлось изображать коматозницу, так что переиграть она не могла — лежала тихонечко с закрытыми глазами и не меняла выражения лица. Хуже всех пришлось Виктории Литвиненко — она в который раз играет главную стерву, причем второй раз подряд (после сериала «На линии жизни») — в больнице.

По сюжету образцово-показательный педагог из Львова, демонстративно не любящий русский язык, по воле министра образования едет отдыхать в Одессу. По идее, его должна была сопровождать в поездке сестра, которую играет Наталья Васько, но у сестры затопило квартиру в день отъезда — и мама-педагог в приказном порядке назначает сопровождающим своего сына, владельца бара и повара Марьяна. Вот уже в этом месте становится не смешно: Марьян панически боится свою маму; последней же в голову не приходит, что сын может сделать хоть что-то, чего бы она не утвердила. Честно говоря, в сериале практически нет мужчин, которые не являются подкаблучниками, лентяями и раздолбаями — все они панически боятся своих мам и жен, а пуще всех — тетю, мамину сестру. Они не умеют пользоваться стиральными машинками, не могут отказать липнущей к ним барышне, даже если женаты, их избивают подростки и роняют с лошадей малознакомые люди. И все это подается как нечто милое и забавное. Женщины же, напротив, командуют и своими, и чужими мужчинами, как бог черепахами — и снова же, это выглядит на экране чуть ли ни национальной гордостью.

Может быть, из всего этого сюжета и можно было бы сделать комедию — черную, причем. Но получилось что-то малосмотрибельное, с хеппи-эндом, который настолько предсказуем, что до 12-й серии просто нет смысла ждать — и так понятно, что Марьян и хамовитая одесситка Оля, которую играет Лилия Ребрик, будут вместе. Правда, непонятно в каком: мама главного героя считает русскоязычных окружающих «бакланами», которые «ґелґотять», а не говорят человеческим языком. И к тому же отказывается ступать даже на одесскую землю. И к тому же в любой момент может распоряжаться своим сыном, как чемоданом — так что шансов у такой невестки при такой свекрови ровно ноль. А сын-то не может даже объясниться по-человечески в любви, и при любой удобной ситуации собирается сбежать во Львов, — к друзьям, бару и пиву, а также к группе, в которой он играет на барабанах. Вряд ли стоит ожидать, что он отстоит свое право на личную жизнь с понравившейся ему, а не маме и тете женщиной. Особенно если учесть, что мама, хоть и говорит в конце, что понимает его чувства, но плачет в трубку и просит не забывать ее — после двух дней разлуки.

В конце концов, достоверности от сериалов не стоит ожидать — главное, чтобы зрителю нравилось. И, вероятно, кому-то может понравиться, что школьная учительница, когда ей пытаются помочь подняться в карету, говорит: «Руки прочь от государственной собственности», — имея в виду свое тело. Или фраза: «Что ты ноешь, как президент в МВФ?» Или: «Пациент тоже думал, что креветки на пляже свежие». Или: «Эти новые полицейские появляются как прыщи — из ниоткуда». И еще одна шутка: «В неумелых руках и скальпель — холодное оружие». Ха-ха, вы поняли? Это же шутка! Ведь в умелых руках скальпель — это медицинский инструмент! Для любителей остренького в сериале имеется обязательная шутка про геев и очень оригинальная сцена с хождением голым по квартире на глазах у соседей. Конечно, главный герой также напоролся задницей на арматуру — ничего же смешнее железного штыря в попе просто не бывает. Не забыли и читающую публику. Одна из соседок говорит Марьяну, который ищет еду в холодильнике Оли: «Не смотри в холодильник. Там — Чапаев и пустота!» Нет, ну вы поняли — кто-то из сценаристов читал Пелевина!

Не будем обсуждать, почему женщина, приехавшая по государственной путевке отдыхать в санаторий, лечится по страховке в частной клинике. Или почему медсестра в той же клинике запрещает посетителям приносить цветы в палаты, но при этом сами медсестры ставят букеты у постели больных. Или почему человек, который хочет «наслаждаться шумом моря», требует, чтобы ему показали Одесскую оперу. Оставим также вопрос, как человек собирается приехать из Львова в Одессу на автобусе и вернуться обратно тем же транспортом за одни сутки. В сериалах вообще множество условностей, конечно. Но всех этих мелких нестыковок могло было и не быть. Создается впечатление, что авторы еще в процессе съемок предполагали, что никто не будет внимательно смотреть все двенадцать серий.

Еще немного смущают совершенно нереальные цвета интерьеров, с какими-то особенно нелепыми нарядами и с очевидным гримом, почти театральным у некоторых персонажей. Но это, конечно, мелочи, на которые не стоит обращать внимания. Главное, что в конце «одесситка балованная» и «западенец нерешительный» целуются на вокзале под Утесова. Ну вы поняли, да — все, что нам нужно — это любовь.

Гала Скляревська, «Детектор медіа», 26 вересня 2017 року

22 травня, середа, Малий зал Рада ветеранів НСКУ «Шлях до творчих вершин» Вітання ювілярів

21 травня, вівторок, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ «ОЛЕКСАНДР АСКОЛЬДОВ. НЕВІДОМЕ…»

20 травня, понеділок, Синій зал НАШ ІЛЮЗІОН