f y
Національна спілка кінематографістів України

Статті

Канни-2018: фантастіш Донбас

14.05.2018

В Каннах показали “Донбасс” Сергея Лозницы – ожидаемый многими фильм об изнанке войны на востоке Украины, о жизни “ДНР” и “ЛНР”. LB.ua посмотрел картину и совершает первые (и, возможно, не последние) попытки ее отрефлексировать.

Главная тема фильмов Сергея Лозницы – постсоветское пространство, территория нравственной турбулентности, где заняты выживанием, а не развитием, где забыли историю, а забыв, тут же написали новую, с громкими лозунгами и по плохо поддающимися логическому анализу правилам.

В “Кроткой” манера Лозницы накренилась в сторону сюрреализма. Он выкрутил до радикальных значений настройки реальности, вложил неестественные диалоги, написанные в манере русских поговорок, в уста условных пассажиров условных провинциальных автобусов, и завершил все сценой страшного сна, который, впрочем, не страшнее “реальности”.

“Донбасс” в каком-то смысле продолжает эту логику: здесь тоже обрисовано условное пространство. Донбасс предстает у Лозницы как мэм, и пока культурная общественность пытается этот регион демифологизировать, Лозница фиксирует его в статусе потерянной территории, заливает ноги бетоном и сбрасывает в пропасть.

Фильм расчерчен как набор не связанных (так поначалу кажется) друг с другом историй. Серьезный мужчина в кожаной дубленке толкает длинный монолог о том, как заботится о людях; заседание некоего областного совета срывает обиженная журналистка, которую обвинили во взяточничестве; к столбу привязывают добровольца украинского батальона, чтобы “пообщался с народом”; в ЗАГСе играют шумную свадьбу, которая заканчивается обстрелом блокпоста и гибелью людей. На некоторых ролях – признанные украинские комедианты – Тамара Яценко, Наталья Бузько и Георгий Делиев, что намекает: “Донбасс” – это сатира и иногда должно быть смешно.

Но украинские зрители, которые были на вчерашнем показе в зале Дебюсси, почти не смеялись (иностранные тоже не всегда, но это объясняется тем, что в “Донбассе” мало контекста и многое без его знания неясно). Кто-то даже плакал. И в этом – главная загвоздка. Мы не можем (и я пишу это, чтобы оградить себя от любых претензий на “объективность” критика в случае с этим фильмом) отделить себя от реальности, о которой Лозница снял свой фильм-концентрат. Режиссер держится от нее на расстоянии, что позволило ему, в конечном счете, сделать это кино. Отсутствие этой дистанции – одна из причин, почему в ближайшее время не будет внятных украинских фильмов о войне в Украине.

В связи с этим возникает еще один хороший вопрос: можно ли применять методы “Кроткой” к “Донбассу”. Условность предыдущего фильма работала в применении к абстрактному пространству “постсовка”, а здесь территория – вполне реальная, пульсирующая, живая. А к ней пытаются применить циркуль и линейку. С другой стороны, будь у меня такая претензия к фильму, не живи я в Украине?

Главная новость – Лозница предстает в непривычном для многих образе циника. Финальная сцена, которая сама по себе очень сильная и выражает одну из основных мыслей фильма (что люди в “Донбассе” – заменимые марионетки, управляемые монстрами), мне кажется, подтверждает эту догадку. После грустной, но вполне предсказуемой развязки заключительной сцены, камера отъезжает назад и перед нами предстает общий план брейгелевского толка: копошатся люди, снимают псевдосюжеты для такого же псевдотелевидения, выносят черные пакеты, повторяют рефреном одни и те же вещи. И по экрану начинают ползти титры: “Режиссер – Сергей Лозница”. Режиссер чего? Этой сцены? Да. Фильма? Да. Этой сконструированной реальности, которая разорвала страну в клочья?

Если следовать логике, заданной фильмом, следующие вопросы: что такое реальность, кто ее конструирует и не является ли все это лишь покрывалом майя, влияющим, в частности, на зрительский и режиссерский опыт. Но самое главное: сколько кусочков себя нужно отрезать, чтобы посмотреть такой фильм, как “Донбасс”, незаангажированным взглядом?

 

Дар'я Бадьйор, редакторка відділу "Культура" видання "Лівий берег".

22 травня, середа, Малий зал Рада ветеранів НСКУ «Шлях до творчих вершин» Вітання ювілярів

21 травня, вівторок, Синій зал ВЕЧІР ПАМ’ЯТІ «ОЛЕКСАНДР АСКОЛЬДОВ. НЕВІДОМЕ…»

20 травня, понеділок, Синій зал НАШ ІЛЮЗІОН