Олександр Роднянський про Мирослава Слабошпицького та його «Плем’я»
24.11.2014
Скажу сразу: то обстоятельство, что не «Племя» представляет Украину в «оскаровской» гонке – необъяснимая нелепость. У резонансного фильма была возможность побороться за место в шорт-листе. Вместо него членам Американской киноакадемии предложили «Поводыря». «Поводыря» не знают в мире, он не был на больших фестивалях, у него нет серьезного международного дистрибутора – а потому практически нет шансов.
На мой взгляд, «Племя» – первый украинский фильм последних лет, который благодаря талантливому творческому решению и современному киноязыку легко пересекает национальные границы и гармонично вписывается в международный контекст. Ленты блистательного Сергея Лозницы, живущего много лет вне Украины, я вывожу за скобки. «Племя» – это универсально понимаемая, психологически напряженная картина. Она прекрасно сделана по форме, а по содержанию соответствует тенденциям, которые сегодня торжествуют в авторском кино. Это убедительная метафора жестокого мира, яростная и беспощадная. Фильм не спекулирует на национальной экзотике или сегодняшней политической трагедии. Это щемящее эмоциональное кино, снятое с непрофессиональными актерами, без единого диалога, но с огромной энергией жизни.
Слабошпицкий – первый украинский режиссер, который вошел в «пул» авторов Каннского фестиваля. Он дебютировал на важной площадке – в программе «Неделя критики», а значит, его картина стала частью актуального культурного контекста. Ведь фестивали такого уровня, как Канны, Венеция, Торонто и Берлин, прежде всего выполняют функцию профессиональной экспертизы и селекции, «запускают» фильм в международный прокат.
Я начал следить за Слабошпицким, еще когда он снимал короткометражки. Мирослав – современный европейский режиссер, творчески самостоятельный, с опознаваемым собственным почерком и, уверен, с большим будущим.
Esquire Ukraine
грудень 2014