f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Олександр Ткаченко: Кіноіндустрію створить масове виробництво українських серіалів

23.04.2015

Генеральний директор холдингу "1+1 медіа" Олександр Ткаченко відповів на питання видання ЛігаБізнесІнформ. Подаємо фрагмент інтерв'ю, присвячений забороні російських фільмів і серіалів і проблемам української кінематографії та серіального виробництва.

Павло Мандрик, ЛігаБізнесІнформ

- В закон Княжицкого-Денисенко о запрете российских фильмов-сериалов все же вошла норма о запрете фильмов-сериалов, выпущенных после 2014-го. Как планируете изменить программные сетки каналов 1+1, 2+2 и ТЕТ?

- В самом начале закон был очень понятным: там было четко прописано, что независимо от того, где фильм производился, если в нем рассказывается о бравом русском солдате или полицейском, то такой продукт пропагандирует страну-агрессора. Мы поддерживали этот законопроект. А те поправки, которые вносились то ли от "всей души", то ли от двойной игры, - они запутали ситуацию. Никто не понимает, что такое российский продукт. Думаю, что здесь будет широкое поле для манипулирования, свободная трактовка этой нормы. Нужно вносить дополнительные поправки в закон, для того чтобы всем было понятно и все находились в одной плоскости.

- Вы как-то сказали, что если в титрах российского фильма-сериала будет указана украинская компания, то он не подпадет под этот закон. Это действительно так?

- Да.

Россияне стали сговорчивее

- Телегруппы в прошлом году уменьшили закупки сериалов в России, но их не стало меньше на экране: новые сериалы заменили повторами ранее купленных. Вы уменьшили закупки?

- Мы с апреля прошлого года активно призывали три другие телегруппы отказаться от показа российских сериалов о силовиках. К сожалению, мы не были услышаны. Мы уменьшили такого рода показы сериалов сознательно. С тех пор мы поняли, что, учитывая кризис на рынке и отношения с Россией, следует делать акцент на собственном производстве. Мы сфокусировались только на некоторых российских мелодраматических сериалах и сериалах, представлявших художественную ценность.

- Как события последнего года повлияли на ценовую политику российских продавцов телеконтента? Стали ли сериалы дешевле?

- Все наши коллеги обратились к российским и западным партнерам с просьбой снизить цены. Ничего нового или особого мы не просим. Многие страны переживали кризис, и компании шли на реструктуризацию долгов или уменьшение цен.

В результате сейчас цены для Украины уменьшились в среднем в два раза в долларовом эквиваленте. Хотя с Россией странная ситуация: кому-то в Украине правообладатели продают в долларах, кому-то - в рублях. С западными партнерами понятнее, речь идет о долларах.

- Вы первый раскрыли данные о том, что на закупку российского контента четыре украинских телегруппы в прошлом в среднем тратили $300 млн ежегодно, тогда как на западный контент - только $50 млн. Как изменились суммы и соотношения в прошлом году?

- 2014-й был очень своеобразным. Я не знаю, какая конфигурация взаимоотношений с российскими партнерами сейчас у коллег-конкурентов. Думаю, можно будет оценить только по окончании этого года. Дело в том, что еще продолжаются старые контракты, обычно речь идет не о покупке одного сериала, а о пакетных закупках. Иногда это может быть даже совместное производство. В прошлом году точно не было $300 млн. Наверное, вдвое меньше, а может, и еще меньше. Точнее пока трудно сказать.

- 1+1 - один из немногих центральных каналов, который показывает западные сериалы, но они идут поздно. Например, на этой неделе стартовал показ британского сериала "Мистер Селфридж", который начинается в 23:30. Наверное, они вам очень дешево достаются, раз вы их ставите на ночь глядя? Когда 1+1 покажет западный сериал в прайм-тайм или хотя бы в дневное время?

- Не думаю, что скоро. Большинство центральных каналов европейских стран очень редко показывают американские или зарубежные сериалы в прайм-тайм. Есть такие случаи, но они единичны. Украина здесь не исключение. Показывают обычно местный продукт, что в Польше, что в Чехии, Австрии, Германии или Франции. Это и понятно: собственные герои, истории, близкий контекст. Показ таких сериалов - это, скорее, прерогатива каналов нишевых, чем национальных.

Мы сейчас активно думаем над тем, чтобы ввести новую инициативу - показывать иностранные сериалы без перевода, только с украинскими субтитрами. Такая традиция существует во многих европейских странах, пора ей прижиться и у нас. Английский - язык международного общения. Такая практика значительно расширяет возможности для украинского зрителя.

"Мыльное" производство

- На каналах группы стартуют первые сериалы вашего производства: 4-серийная картина "Гвардия" об АТО и 16-серийная комедия "Последний москаль". Знаю, что запустили в производство 60-серийный медицинский сериал с акцентом на украинскую аудиторию. Хотя изначально планировали снимать на два рынка с прицелом на Россию. Почему изменили фокус?

- На самом деле мы два медицинских сериала снимаем. В том, о котором говорите, взят за основу новозеландский формат Shortland. Это история клинической больницы со всеми подробностями, которые происходят не только в медицинской, но и в личной жизни врачей. События будут происходить в украинском городе. Хотя мы его не будем упоминать. Главную роль сыграет Ахтем Сейтаблаев. Когда ты смотришь этот сериал, погружаешься в украинский контекст, украинскую историю. Мы не хотим в этой ситуации быть бедными родственниками, особенно в отношениях со страной, которая ведет необъявленную войну. Если российские партнеры заинтересуются, то мы готовы к сотрудничеству, но сами стучаться в двери не будем. У нас есть потребность в собственных героях, собственных историях.

- У вас была неудача с 16-серийным сериалом "Давай поцелуемся". Вы снимали этот сериал на два рынка, но в итоге так и не продали в Россию. Это было еще одним толчком для вас отказаться от давней традиции украинских компаний снимать продукт для России?

- Там длинная история. Я бы не хотел вдаваться в подробности, но думаю, что "Давай поцелуемся" когда-то выйдет на российском телевидении.

Украинское кино

- Прошлый год был переломным для украинского кино: вышли фильмы "Поводырь", "Иван Сила", мультик "Бабай". Все они, особенно "Поводырь", вписываются в концепцию канала 1+1, но, тем не менее, телеправа купил Интер. Говорят, что с продюсером "Поводыря" вы не сошлись в цене.

- Вы еще не назвали "Вий", к которому Украина также была причастна. Украинских фильмов сейчас меньше, чем каналов. Заинтересованность не только наша, но и других каналов в украинском кино, слава Богу, существует. По поводу "Поводыря"… На самом деле переговоров с нами не было. Все вокруг говорили, что проект для 1+1, что его аудитории он понятнее. И когда мы узнали о том, что фильм готов через 3-4 месяца выйти в прокат, то мы сами поинтересовались, нужна ли помощь в прокате и у кого телеправа. Нам объяснили, что уже у Интера.

После оранжевой революции все бросились снимать украинское кино, но на это не было средств. Средства появились только, когда киноиндустрия оказалась под опекой уже покойного Януковича-младшего. Стабильное финансирование дало толчок к созданию когорты украинских фильмов. Сегодня опять все хотят снимать, но денег нет. Речь идет о системном подходе и к кино, и к сериалам. Надеюсь, Вячеслав Кириленко таки создаст широкомасштабную программу поддержки производства украинского кино и, подчеркиваю, сериалов тоже. Можно сделать 1-2 фильма и даже взять Оскар, но это почти не повлияет на массовое производство. Киноиндустрию создаст только массовое производство украинских сериалов.

- На этой неделе выходит в прокат украинский фильм "Незламна", у которого есть все шансы повторить успех "Поводыря". И, опять же, права на него у канала Украина. Почему не у 1+1?

- Фильм носит название "Незламна" только в украинском прокате. В российском прокате его название - "Битва за Севастополь". Вот это не наш фильм. Когда перевели на украинский - было поздно. Мы не претендуем на это кино и рады за коллег с канала Украина и тех, которые показывают украинские фильмы. В том числе рады за тех коллег, которые снимали этот фильм и называют его первым патриотическим.

- Зато вы купили нашумевший фильм "Племя", который собрал чуть ли не 50 наград на всевозможных фестивалях. Но это арт-хаус, в прайм-тайм не поставишь. Почему купили? Цена телеправ была низкой?

- Уверен, что с фамилией Слабошпицкого (режиссер фильма "Племя". -  Ред.) украинское кино может ожидать еще много открытий. Нам приятно поддерживать не только конкретные продукты, но и перспективных режиссеров. "Племя" собрало в прокате 377 000 грн, его посмотрело около 5000 человек. Возможно, мы его адаптируем для телеэфира. Когда мы его покажем на экране с титрами даже в позднее время, то его посмотрят сотни тысяч человек. Это больше, чем в кино.

- Вы - бизнес-партнер Сергея Таруты в Одесской киностудии, сети кинотеатров Линия кино и дистрибьютора фильмов Warner Bros компании Киномания. Но сейчас у вас конфликт, говорят, не поделили доходы в Киномании. Также есть информация, что вы создаете нового дистрибьютора. На каком этапе создание?

- Юристы мне запрещают комментировать эту тему, к сожалению.

Павло Мандрик, ЛігаБізнесІнформ, 1 квітня 2015 року