f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Алла Липовецька: «Усі наші нинішні проекти – детективи»

03.08.2015

Про зйомки серіалу «Ніконов і Ко» і скриптових форматах «Слідчі» та «Патруль Самооборона», що у новому сезоні вийдуть на канале ICTV, «Телекритиці» розповіли керівники Mamas Production Алла Липовецька і Марина Квасова.

Наталія Данькова, для «Телекритики»

К осени телеканал ICTV готовит семь новых проектов украинского производства – детективные сериалы, вертикальные истории, бюджетные экспериментальные форматы на стыке реалити и сериала. Три новинки для канала снимает компания Mamas Production Аллы Липовецкой и Марины Квасовой. Поскольку сериальный продукт отечественного производства сейчас наиболее актуален, то этот продакшен решил сконцентрировать свои усилия на производстве сценарных форматов – скриптов. 

О том, как Mamas Production удалось получить заказы от ICTV, придумать детективную историю с главным героем в инвалидном кресле, а также снять проект об украинской милиции с реальными следователями в главных ролях – читайте в интервью руководителей Mamas Production. 

– Алла, Марина, как Mamas Production пережил этот сложный год? И удается ли вам построить прибыльный бизнес в условиях, когда каналы активно развивают собственные продакшены? 

Алла: Продакшнам сейчас тяжело, потому что каналы пытаются развивать внутреннее собственное производство. Потому пару лет назад мы ушли... 

Марина: ...Ушли из шоу-бизнеса... 

Алла: ...Ушли из формата телевизионных шоу и стали заниматься скриптами. 

Нон-скрипт – это реалити, талант-шоу, телевизионные проекты. А сприпты – это, в первую очередь, сериальный продукт, а также все, что связано со сценарием. Сейчас это единственное направление, которое конкурентоспособно, ведь каналам нужен сериальный продукт. Каналы сейчас готовы рассматривать от продакшенов предложения в этом жанре, потому что реалити и другие шоу они создают самостоятельно. У них есть мегапрофессиональные команды, перед которыми мы снимаем шляпу и пытаемся не лезть на их поле деятельности. Наша конкурентная ниша – это сценарное производство. И в ней побеждают креативные идеи и качественное производство. 

Мы ищем идею, в которую сами верим, и ищем канал, который поверит в наше предложение. Этой осенью на ICTV выйдут проекты в этом жанре. Один из них создан по формату, другой – оригинальная идея. 

– Как вам удалось заинтересовать вашими идеями Александра Богуцкого?

Алла: Мы принесли каналу полноценную разработку сценарной линии на 16 серий. Плюс полный сценарий двух эпизодов. И им понравилось, это читалось легко, к тому же, у нас интересный образ главного героя.

Марина: В наше сложное время нужно придумать конкурентную идею и соединить ее с бюджетной реализацией. Пока у нас получается.

– Насколько рентабельным в нынешних условиях является сериальное производство?

Марина: Сейчас это малорентабельно.

Алла: Потому что бюджеты маленькие. А наши желания делать качественный продукт не сократились. Но мы ищем компромисс. Сейчас у нас есть прекрасный партнер Film.ua. И сериал «Никонов и Ко» для ICTV мы снимаем совместно с ним. 

– Сериалы «Следователи» и «Патруль Самооборона», которые вы производите самостоятельно, – это бюджетные проекты?

Алла: «Патруль Самооборона» – это история про четырех людей, которые после всех событий, которые пережила страна, остались неравнодушными и хотят быть полезными, когда милиция помочь не в силах. Бывает, что нет состава преступления, но есть оскорбленные, униженные. Тогда на помощь приходят волонтеры. Они занимаются этим в свободное время, хотя и сотрудничают с милицией.

– «Патруль Самооборона» – это такая локальная украинская история. Как, по вашему мнению, после событий последнего года изменилось отношение зрителей к телевизионным историям? Будет ли производиться больше проектов, рассчитанных исключительно на внутренний рынок?

Алла: Мы стараемся не спекулировать на теме Майдана. Какого-то локального ноу-хау в проекте «Патруль Самооборона» нет. На самом деле существует много форматов, в которых такие добровольцы-робингуды помогают там, где не может помочь милиция. Это те, кто перестал быть равнодушным. Мы делали это не с целью интегрировать Майдан. Самообороняться – это идеология проекта, это необходимость помочь слабым, униженным, оскорбленным.

Все наши нынешние проекты – детективы. Сейчас мы почти не работаем с жанром мелодрамы. Хотя год назад мы делали 20-серийный проект для российского канала «Лаборатория любви» в жанре мелодрамы. Но все-таки лучше работать с тем, что тебе ближе.

– А что вы сами смотрите?

Марина: Мы любим детективы.

Алла: Те, которые вы знаете, мы уже давно посмотрели. Я люблю Homeland, все четыре сезона. Также я люблю адвокатские сериалы. Первый сериал, с которого началась моя жизнь без телевизора, – это были «Адвокаты Бостона».

– То есть в ближайшее время от вашего продакшена мы сможем получить и такой продукт?

Алла: Адвокатские сериалы, скорее всего, в нашей стране не сработают.

Марина: Конечно же, производить аналоги американским детективным сериалам - очень дорого. Но мы стремимся к этому уровню.

– Вернемся к текущим проектам. Вы делаете для ICTV интересный скрипт «Следователи», в котором снимаются реальние милиционеры...

Алла: Да, это немецкий формат. Мы его сильно адаптировали и пытались использовать реальные уголовные дела, доступ к которым нам открыли. Таким образом, половина историй - наша, а половина – из немецкого формата.

Марина: У нас был очень сложный кастинг. Оказалось, что в Украине работает много хороших следователей.

АллаПо закону оперативники не могут совмещать две работы. Но это было для них увлечение, как любительский театр. В любой профессии, особенно в юридическом направлении, есть талантливые актеры. Один из наших героев иногда даже не успевал выучить текст, потому что всю ночь ловил преступников, а на утро приходил на съемку.

МаринаНаши режиссеры не могли нарадоваться героям, к концу проекта они уже работали на уровне с профессиональными актерами.

Алла: 56 историй – это очень напряженный график. Мы верим в этот проект, потому что, несмотря на шероховатости в актерской игре, главные герои - настоящие и искрение. Есть куча смешных историй, которые мы не сможем рассказать. Но было очень интересно за ними наблюдать. Они никак не могли привыкнуть к тому, что если на них петлички, то их слышат все.

Но когда у вас патологоанатом не актриса, а майор милиции по особо важным делам, – это сильно. К тому же, они нас консультировали.

Марина: Я уже не говорю о том, что они профессионально обращаются с оружием. Обычно для этого специально нанимается консультант. А в этом проекте у нас была настоящая экономия.

– Как вы считаете, смогут ли такие проекты создать свой образ милиции, отличный от российских ментов?

Алла: Мы думаем, что этот проект как раз один из таких, чтобы зритель поверил в правоохранительные органы. Когда страшно, мы все равно звоним «102». Но там точно есть честные люди. Им платят мало, а они работают честно. 

– Как проходил кастинг? 

Алла: Все друзья, знакомые кастинг-директоры были заняты. Мы бросали клич по принципу шести рукопожатий. Если вас тормознули на дороге – присмотритесь к гаишнику, если вас повязали - присмотритесь к тому, кто повязал. 

– Какие бюджеты у скриптов по сравнению с классическими сериалами? 

Марина: В два-три раза дешевле. 

Алла: Этот жанр очень хорошо работает и помогает во время дефицита продукта. Мы делаем все возможное, чтобы реализовать эти проекты. Иногда даже отказываемся от прибыли, чтобы получить лучшее качество. 

– Как вы нашли идею и образ главного героя сериала «Никонов и Ко»? Пытались ли вы в этом проекте апеллировать к социальной теме и проблеме людей с ограниченными возможностями? 

Алла: Как нашли образ главного героя? Насмотрелись американских детективов, начитались – и он возник подсознательно. Наш герой, к сожалению, со второй серии в инвалидном кресле... 

Марина: Но, возможно, мы даже поставим его на ноги... 

Алла: ...Во втором сезоне. А по сюжету в первой серии его ранят, и дальше он передвигается в инвалидном кресте. Он опер, он не Шерлок Холмс. Просто он умен, хорошо образован. И ограниченность в действиях вынуждает его принять новые обстоятельства и использовать свои способности. У него есть помощники – мальчик и доктор-реабилитолог. Характер главного героя очень сложный, потому у него с помощниками постоянные конфликты.

– Как долго писали сценарий?

Алла: Полгода писали, полгода правили. Главный автор нашего проекта – сценарист Гриша Ховрах, в команде с ним работали шесть авторов.

Хочется, чтобы это понравилось не только тебе и группе, которая делает этот проект. Но судьба-злодейка, эфир и зритель иногда бывают непредсказуемы. И это самое страшное в нашей профессии. Бывает, что после выхода первого эпизода открываешь рейтинги – и не знаешь, где продают огнестрельное оружие.

Марина: (Смеется) Но теперь мы уже знаем, где оно продается.

– История «Никонов и Ко» – достаточно универсальная, я бы даже сказала – форматная. Вы планируете далее продавать сериал на другие рынки? 

Алла: Мы делаем этот проект совместно с Film.ua, и они будут принимать это решение. 

– Но этот проект не является локальным, рассчитанным только на украинский рынок?

Алла: Конечно. Это вертикальный детектив, и преступления универсальны и могут произойти где угодно.

– Но все же, какие это могут быть рынки? Открыт ли для украинского продукта российский рынок?

Алла: Можно сделать попытку и предложить. Также можно предложить сериал в Казахстан, в Белоруссию, в Прибалтику. Российский рынок для нас вовсе не закрыт – всем нужен качественный продукт.

Марина: К тому же, это нейтральная история.

– У вашего продакшена столько заказов от телеканала ICTV. В чем интерес именно к мужскому каналу? Планируете ли вы производить что-то и для других каналов?

Марина: Жанр, который мы выбрали, больше соответствует этому каналу.

Алла: Но мы уже написали еще парочку проектов, и в 2016 году мы предложим большой спектр, и у нас будет больше партнеров. У нас есть еще один детектив, есть комедия. А для России делаем мелодраму на 20 эпизодов для канала «Домашний». Пилотную серию этого проекта мы написали два года назад. У нас возникла идея в Каннах, дальше вложили все нажитое в пилот.

Марина: Мы не боимся рисковать и вкладывать деньги в пилот.

Алла: Знаете, сколько пилотов мы сняли? У нас был мистический детектив. Мы сняли очень красивый пилот вне формата с российским актером Спиваковским. Это красивая романтическая мистика – 35 минут. Думаю, что придет время – и каждый из этих проектов выйдет в эфир.

 

Наталія Данькова, «Телекритика», 8 липня 2015 року