f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Дмитро Гольдман: Кіношедеври можуть з'явитися лише за умови, що у країні буде велика кіноіндустрія

27.08.2015

В Україні заговорили про відродження вітчизняного кіно- і телевиробництва. Стартувала потужна громадська ініціатива #КіноКраїна, що має намір залучити в індустрію до 150 млн. гривень приватних інвестицій. Ініціативу підтримали найбільші телехолдинги країни – Медіа Група Україна, StarLightMedia, Inter Media Group. Про те, чи зуміють українські кінематографісти скористатися шансом і відкрити нову сторінку в історії, видання Контракти.UA поговорило із режисером Дмитром Гольдманом, що зняв декілька популярних і успішних телесеріалів.

Олена Шрамко, Контракти.UA

К: Дмитрий, какие основные факторы развития кино и сериального производства в Украине?

Дмитрий Гольдман: Можно сказать, что сама политическая ситуация в Украине и есть главный фактор. Если раньше снимались совместные украино-российские сериалы, то сейчас снимаются только украинские. Если раньше замечательные украинские актеры всегда были на втором плане, потому что на главные роли приезжали актеры из Москвы, то сейчас, слава Богу, совершенно фантастические украинские актеры играют главные роли и делают это замечательно, на них держится длинное кино. Вот это и есть два основных фактора: первый – это политическая ситуация, второй – в Украине есть для этого возможности – есть чудесные операторы, чудесные режиссеры, чудесные актеры – все есть.

К: Может ли Украина стать одним из центров европейского сериального кинопроизводства, если будут созданы льготные условия?

Дмитрий Гольдман: А зачем становиться центром? Нужно понимать, что в Европе и в Украине совершенно разные внешние и внутренние требования. Европа другая и хочет чего-то другого. У Европы совершенно другие проблемы, радости и беды. Поэтому очень сложно сравнивать, и я не уверен, что нужно. Украина должна идти своим путем, и этот путь очевиден, если говорить о том, что Украина двигается в Европу. Украина очень большая, очень интересная и очень красивая страна, и надо заниматься собой. Чего думать о том, чтобы стать центром Европы?

К: Филипп Ильенко недавно отметил, что украинские кинорежиссеры снимают слишком пессимистическое кино и призвал их снимать комедии. Как вы считаете, какой жанр украинцы употребляют лучше всего и отличаются ли они в этом смысле от россиян или поляков, например?

Дмитрий Гольдман: Все взаимосвязано. В какой-то момент стало модным, и в Европе в том числе, серое кино о настоящей жизни. Мне кажется, нужно заниматься и тем, и другим, и пятым, и десятым. Я, например, очень люблю комедии. Современный философ Леван Бердзенишвили сказал очень интересную вещь: «Я не смотрю заумное кино не для всех, я смотрю боевики, потому что считаю, что герой должен действовать. В боевиках герой не думает, не рефлексирует, он действует и побеждает». О чем это говорит? О том, что фильмы должны быть всякие. Искусство должно быть масштабным и полноценным. Если мы начнем снимать только комедии, мы потеряем огромный пласт. Кто-то обязательно должен снимать авторское кино. Собственно, если мы сейчас всерьез влезем в советское время, то увидим, что тогда тоже было авторское кино (Тарковский), был мейнстрим (Михалков, Рязанов) и было серийное кино, которое шло безостановочно. И, в общем, милые были фильмы, как мы теперь понимаем. Это происходит в любой индустрии. Я точно знаю, что в Америке значительно больше снимается фильмов категорий: Е и F. Просто мы видим только то, что получает известность и кассовые сборы. А на самом деле, у них очень развита индустрия простого и достаточно дешевого кино.

К: Какой жанр кино в Украине сейчас больше востребован?

Дмитрий Гольдман: Мне трудно ответить на этот вопрос. Я занимаюсь форматным многосерийным кино и, честно говоря, делаю это двадцать четыре часа в сутки. Я не помню, когда последний раз был в кинотеатре.

К: В последнее время многие телеканалы уделяют особое внимание собственному производству, но действительно ли инхаус-продакшн способен обеспечить телеканал качественным продуктом? Может быть правильнее закупать программы и сериалы на свободном рынке?

Дмитрий Гольдман: Собственное производство всегда выигрывает, потому что затрагивает сегодняшние темы и снимает про реальных людей сегодня. Но опять-таки, для каких целей? Если мы говорим о полнометражном кино, то, наверное, нет. А если мы говорим о телевидении, о сериалах, то, конечно, нужно заниматься своим производством.

К: А почему не нужно заниматься полнометражным кино?

Дмитрий Гольдман: Я не могу ответить на этот вопрос. Вы знаете, его задают почти во всех странах. Наверное, потому что нет большой индустрии. Если бы были деньги на то, чтобы снимать двести-триста фильмов в год, то, безусловно, среди них нашлись очень хорошие. Но для этого нужно время и деньги. Нужно каждый год снимать двести-триста полнометражных фильмов и половину из них выкидывать «в помойку». А другого выхода нет. Нельзя из ничего создать что-то. Мы собрали молодых ребят и учили их, учили каждый день и продолжаем учить, а самых сильных повышаем. Эта машина работает. И теряли, конечно, потому что без потерь нельзя создать что-то новое. Поэтому, я считаю, что только так можно создать кино. Но это очень дорогое удовольствие.

К: Украинские сериалы можно продавать за рубеж?

Дмитрий Гольдман: Телеканал «Украина» уже шестой год подряд успешно продает свои продукты за рубеж – сейчас это в основном страны СНГ, но я считаю, что «Клан Ювелиров» и по истории и по всему можно смело продавать в Европу.

К: Вы начали работу над проектом «Не зарекайся». Говорят, что это особенная работа.

Дмитрий Гольдман: Это будет авантюрная мелодрама, снятая на фоне реальных событий Майдана, Крыма, АТО и всего, что было в Луганской и Донецкой областях.

К: Каких специалистов не хватает в украинском кинопроизводстве?

Дмитрий Гольдман: Всех хватает. Вопрос в том, что все хотят получить всё готовенькое и всё лучшее, а это очень сложно. Еще раз говорю, нужно совершенно спокойно заниматься выращиванием собственных кадров, нужно тратить на это время, идти на риски, получать какие-то проблемы и неудачно снятые сцены, потому что оператор или режиссер неудачно снял. Но нужно идти на это и учить, учить, учить. Талантливых людей огромное количество.

К: Но ведь до последнего времени режиссеры предпочитали снимать российских артистов, у которых больше опыта и профессиональной хваткости.

Дмитрий Гольдман: Да. И сейчас замечательное время для украинских артистов и украинского кинопроизводства. На первый план выходят талантливейшие ребята, которые много лет «сидели на вторых ролях». Это и Костя Данилюк, и Слава Довженко, и Дима Суржиков, который просто феноменальный актер. Но у них не было возможности проявить себя. А сейчас она у них появилась и, конечно, они так работают, что аж дух захватывает.

К: А молодые актеры?

Дмитрий Гольдман: Мы каждый раз снимаем молодых актеров: например, в «Бессмертнике» одну из главных ролей сыграла Катя Тышкевич, а в «Клане ювелиров» играет Лиза Зайцева. Тышкевич тогда вообще студенткой четвертого курса была, а Лиза — это ее однокурсница, которая вот только закончила и сразу начала сниматься. Лиза в «Клане ювелиров» Наташу играет – это главная отрицательная роль. Просто надо искать.

К: Что можете сказать о той подготовке, которую получают наши актеры? Какой уровень актерской школы в Украине?

Дмитрий Гольдман: Школа очень слабая. Да она и в России сейчас слабая. Мы предлагаем всем медиа-группам и продакшенам объединиться с МГУ и открыть школу. От этого рынок только выиграет. Я много лет занимаюсь педагогикой и давно вынашиваю идею создания такой школы. Если это состоится, будет прекрасно. Вот тогда мы наберем молодых профессиональных актеров и будем их немного переучивать, чтобы помочь им вырасти в настоящих профессионалов. Времена изменились, индустрия изменилась, а актеров готовят в соответствии с требованиями 60-70-х годов прошлого века, в лучшем случае. Константин Сергеевич Станиславский был гений, но он создавал свою систему в то время, а сейчас очень важно его систему адаптировать под современность. Но этим почему-то никто не занимается. Сейчас другое время, другие люди, другой уровень образования. Приходят невероятные дети, я у молодой актрисы спрашиваю: назови мне хоть одного поэта серебряного века, а она не может назвать. Значит, институт это пропустил. Для своих студентов я придумывал ряд специальных упражнений, которые вынуждали их читать. Это важно, потому что актер должен очень много в себе нести. Поэтому да, я считаю, что актерское образование сейчас находится на очень застарелом уровне.

К: Продюсер Дариуш Яблонски советовал украинским режиссерам снимать документальное кино, потому что с документальным продуктом гораздо легче выйти на зарубежный рынок. Вы с этим согласны?

Дмитрий Гольдман: Я считаю, что вообще нужно снимать короткометражки. И надо снимать, наверное, документальное кино. Нужно искать формы, в которых можно очень быстро и четко выразить свои мысли и идеи, и с ними выходить в мир. Тогда и мир повернется к тебе лицом.

Олена Шрамко, Контракти.UA , 26 серпня 2015 року