f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Ольга Копилова: Про «Інотеатр», арт-мейнстрім та українське кіно

22.12.2015

Подаємо інтерв'ю із Ольгою Копиловою, директором одеського кінотеатру «Інотеатр», в якому демонструють мистецьке кіно.

Галина Москвіна, Business Zavarnik

— Как вы пришли в кино и как родилась идея такого кинотеатра?

— Сама идея создания некоего «другого» кинотеатра пришла совершенно случайно в феврале 2015 года за чашкой кофе с сестрой. Как говорится, дело было вечером, делать было нечего, — решили сходить в кино. И оказалось — смотреть нечего… То есть можно посмотреть нечто глупо-смешное, кроваво-страшное или мордобой-стрелялки. Но что-то красивое, трогающее… — не оказалось в наличии. Вот и решили создать кинотеатр с фильмами, которые заставляют по-другому смотреть на мир, задумываться над простыми вещами, учат сопереживать. Кроме того, что особенно актуально для иностранцев, мы решили показывать как можно чаще фильмы на языке оригинала. Это довольно распространённая мировая практика. В результате — двойной эффект: лучше чувствуете эмоции героев и улучшаете знание языка.

— Какое кино вы показываете и почему это важно для вас?

— «Инотеатр» ориентирован на то, что в Украине принято называть арт-мейнстримом. Это определение существует, видимо, только на постсоветском пространстве и возникло из подсознательной боязни дистрибьюторов, даже таких крупных специализированных, как «Артхаус Трафик», называть авторское кино — авторским, артхаус — артхаусом, зрительский мейнстрим — зрительским мейнстримом.

Не буду оригинальной, если скажу, что в Украине ситуация с киноиндустрией вообще и с кинотеатральной аудиторией в частности не радужная. Возможно, странная формула «арт-мейнстрим» как раз возникла, чтобы, с одной стороны, не отпугнуть и без того немногочисленного зрителя чем-то непонятным, а с другой стороны — подчеркнуть, что это всё же не голливудские блокбастеры и они содержат что-то возвышенное в художественном смысле.

Мне кажется, если бы Кристиан Петцольд или Джафар Панахи, чьи фильмы «Инотеатр» показывал, узнали, что у нас их кино называется арт-мейнстримом, их бы это озадачило. Но по большому счёту, называйте это как угодно — если это сработает, если зритель придёт посмотреть это кино, влюбится в него и поймёт, что это что-то на самом деле прекрасное, а не «непонятное», «далёкое» и «занудное», то главная задача, в том числе и «Инотеатра», выполнена. В мире огромное количество замечательных фильмов, которые по тем или иным причинам менее известны, чем, например, «Форсаж» или «50 оттенков серого». И глупо замыкаться только на том, что, как на конвейере, идёт в самых крупных мультиплексах.

— Расскажите о вашей работе с украинским кинематографом.

— Из-за слабой развитости национальной киноиндустрии уже практически устоялось негласное правило: всякий украинский фильм хорош хотя бы просто потому, что он есть. Но зачем обманывать себя? С такой логикой в нашем кино ещё очень нескоро что-то изменится. Поэтому «Инотеатр» старается работать с украинским кино, помещая его в контекст мирового. Если какой-то украинский фильм шаблонный, неискренний, то какая разница, какой у него бюджет и насколько сильна рекламная поддержка — он только в очередной раз отобьёт у зрителя интерес и веру в национальное кино. Мы просто не будем множить устоявшуюся логику снисходительности, и такой фильм не появится на нашем экране.

В то же время «Инотеатр» старается показать, что в украинском кино и правда есть отличные картины и интересные режиссёры, есть богатейшая традиция и большой потенциал. Например, мы проводили широкую ретроспективу фильмов Киры Муратовой, а недавно у нас прошёл первый в Украине фестиваль нового авторского национального кино, где некоторые картины вообще впервые попали на большой экран. Это, кстати говоря, миф, что самая главная проблема украинского кинематографа заключается в недостатке финансирования. Чтобы национальное кино действительно расцвело, очень важно, чтоб у нас появились две вещи: во-первых, знание и любопытство к истории своего кинематографа, во-вторых, открытость и желание молодых режиссёров вступать в кинодиалог с мировыми именами. И такой кинотеатр, как наш, может стать для этого хорошей площадкой.

— Что порекомендуете посмотреть сейчас и что — в будущем?

— Это напоминает вопросы вроде «кого из ваших детей вы любите больше». Наш репертуар меняется еженедельно, к нему добавляются регулярно появляющиеся специальные события, мероприятия и показы. Сейчас в «Инотеатре» начинается прокат фильма «Виктория», вызвавшего большой интерес на Берлинале и получившего там «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения, а также награждённого Призом гильдии немецкого арт-хауса. Эта картина была снята одним кадром, и режиссёру удалось в этом одном долгом кадре рассказать целую историю, которая начинается как молодёжная романтическая драма, а заканчивается триллером. Кроме того, фильм очень интересно передаёт ночную жизнь Берлина.

Вместе с тем у нас начинается мини-фестиваль: мы покажем 6 картин молодых европейских и американских режиссёров. Некоторые из этих фильмов были показаны во время киевского кинофестиваля «Молодость», некоторые появятся на украинском экране впервые. И очень скоро только в «Инотеатре» выйдет в прокат биографическая драма «Зажигая звёзды» о поэте Дилане Томасе. Это первая полнометражная работа британского режиссёра Энди Годдара, главную роль в ней исполнил Элайджа Вуд. Ещё мы сейчас ведём переговоры, чтоб показать один из самых важных и знаковых фильмов года, чья премьера состоялась в этом году на Венецианском кинофестивале и который пока что обошли стороной в Украине — «Франкофонию» Александра Сокурова. 

— Как вы отбираете фильмы для кинотеатра?

— Есть два главных способа: выбирать из того, что предлагают дистрибьюторы, и искать самостоятельно. С дистрибьюторами всё предельно понятно: есть ряд компаний, например «Артхаус Трафик» или «86 Рrokat», которые занимаются тем самым арт-мейнстримом, предлагают интересные картины, и дело кинотеатра — выбрать из предложенного. Второй же способ — личный поиск — сложнее, но вместе с тем интереснее. Сотрудники «Инотеатра» ездят на разные кинофестивали, отсматривают фильмы, завязывают контакты, следят за мировой критикой, — всё это кропотливая, но очень увлекательная работа. У кинотеатра тогда складывается собственное представление о том, что сейчас происходит в мировом кино, и нет нужды замыкаться только на том, что тебе предлагают дистрибьюторы.

Почти то же относится и к украинскому кино, с тем лишь исключением, что в Украине фактически нет кинокритики, нет звена, которое помогало бы наладить связь между режиссёрами разных уровней и направлений и кинотеатрами. Поэтому в отношении национального кинематографа приходится быть ещё активнее, ездить на всевозможные большие и маленькие кинофестивали, чтоб посмотреть фильмы, которые больше нигде не увидишь, знакомиться и так далее, — в общем, искать. Нам очень часто говорят: вы работаете не как кинотеатр, — и это верно, мы больше, чем обычный кинотеатр, благодаря замечательной команде с её неиссякаемой энергией.

— Как вы работаете со зрителем? Как рекламируете себя?

— Для привлечения внимания мы, конечно, прибегаем и к традиционным формам рекламы: телевидение, радио, социальные сети и прочее-прочее. Но и создаём специальные события и специальные показы для студентов, для различных сообществ. Например, недавно к нам приходила группа студентов факультета журналистики ОНУ — мы для них организовывали специальный показ фильма «Событие» Сергея Лозницы. Мы завязали приятные дружеские отношения с разными волонтёрскими, детскими организациями, — с радостью готовим для них мероприятия.

Но привлечь внимание зрителя хоть и очень сложно, но это только полдела. Следом возникает необходимость общения: что это за кино, почему оно важное, что существует ещё… Ввиду очень многих недостатков киноиндустрии в Украине зритель зачастую остаётся один на один с огромным массивом новой информации и знанием, что кроме Голливуда есть другое кино. Тут очень важно поддержать зрительское любопытство, предложить обсуждения, продлить разговор. И поэтому у нас часто проходят интерактивные мероприятия. К нам приезжают очень хорошие лекторы, которые рассказывают или о неизвестных страницах национального кинематографа, или об экзотическом азиатском кино, которое на деле вовсе не сводится к Джеки Чану или корейским боевикам, вторящим Голливуду, или о независимом американском кино, — о чём угодно. Таких тем огромное множество, и грустно, что большинство из них никогда вообще в Украине не поднимались.

— Что вы будете показывать зрителям на Новый год и Рождество?

— Уже с 10 декабря у нас выходит трогательный мультфильм «Невероятная тайна Лулу» об увлекательных приключениях кролика и волчонка, который пытается найти свою маму.

С 28 декабря, как раз на школьные каникулы, у нас выходит ещё больше мультфильмов, среди которых хочется выделить «Груффало», «Медведи-соседи: зимние каникулы» и «Мультмарафон: Вверх ногами или где-то в том лесу» — очень смешные фильмы от прославленной студии «Мастер-фильм».

Один из наших самых масштабных проектов — проведение Первого Международного детского кинофестиваля NEXT с 15 по 17 января. Это будет конкурсный фестиваль, где будут представлены фильмы со всего мира на рождественскую и приключенческую тематику. Жюри будет определять лучший полнометражный фильм и лучший короткометражный фильм международных программ; кроме того, зрители сами смогут выбрать лучший фильм фестиваля. К фестивалю мы ждём разных гостей, которые проведут творческие встречи или представят фильмы. Сейчас мы с головой погружены в подготовку и надеемся, что получится увлекательно не только для детей, но и для взрослых.

А затем мы будем продолжать последовательно делать то, что уже начали: показывать прекрасные фильмы, организовывать интерактивные мероприятия, налаживать диалог между зрителем и кино, и между режиссёрами и кинотеатрами. У нас сейчас в разработке находится ряд мероприятий и фестивалей — планируем подготовить большую ретроспективу Богдана Ступки, фестиваль французского кино и многое другое.

Галина Москвіна, Business Zavarnik21 грудня 2015 року