f y
Національна спілка кінематографістів України

Інтерв’ю

Станіслав Гуренко: «Україна намацує своє місце в кіно»

13.05.2017

Режисер Станіслав Гуренко про свій дебютний документальний фільм «Dustards», складнощі організації кінопрокату вітчизняного фільму і перспективи українського кіно. 

Юрій Марченко, Platfor.ma

В украинском прокате прошел фильм «Dustards», завоевавший также несколько наград на международных фестивалях. Это независимая документальная картина, которая стала экспериментом для группы друзей. По сюжету они путешествуют по Украине на классических мотоциклах. Platfor.ma поговорила с режиссером фильма Станиславом Гуренко о том, когда в Украине будет много кино, почему прокат независимой документалки – это важно, и как «Dustards» будут покорять Канн.

– Насколько я понимаю, с технической точки зрения в Украине все хорошо, потому-то тут и снимают, например, много клипов для западных суперзвезд. Но при этом ярких кинопроектов не так уж много. Дело только в деньгах? 

– Украина сегодня нащупывает свое место в кинематографе. Проблема не только в деньгах – у этого вопроса столько граней, что все сразу и не охватишь. Здесь и отсутствие профессиональной киношколы (как в широком понимании, так и в прямом смысле), и ещё не сформировавшаяся до конца индустрия производства и продюсирования кино, и, конечно же, критичное отношение зрителя к продукту с пометкой «Сделано в Украине». Это вопрос времени, но сейчас всё движется в правильном направлении. 

Только есть один главный нюанс, без которого все усилия напрасны – недостаток хороших сценариев. Продуманных до мелочей, живых, с диалогами, которые можно разбирать на цитаты. Да, на такой сценарий нужно потратить год, возможно, и не один. Да, под каждый сценарий нужен свой режиссёр, который не просто правильно снимет диалог, хотя бы не нарушая правило прямой линии, а полюбит эту историю настолько, что отдаст ей часть себя и своей жизни. Деньги найти можно, а вот сделать так, чтобы тебе поверили – намного сложнее. Этому нужно учить, это нужно нарабатывать и этого пока мало. 

– Могут вообще в Украине регулярно снимать более или менее качественное популярное кино, как это вроде бы научились, например, в РФ? Что для этого нужно? 

 – Качественное кино снимать могут точно, талантливых людей хватает и энтузиазма у них – с головой. С популярным пока сложнее. Скажу с высоты своей колокольни: чтобы регулярно снимать кино, нужна, конечно же, налаженная индустрия. Которая, в том числе, будет приносить прибыль, а не только заработок на продакшене. Опять же, нужно формировать киношколу и т.д. 

Но при этом я считаю, что важно сохранить собственную самоидентификацию. Не пойти по пути «будем делать блокбастеры, как в Голливуде, но про наших людей». Результат обычно плачевный. Нужна своя манера, стиль, если угодно. Мы ведь легко можем отличить французскую комедию от американской, можем назвать разницу между американским и французским режиссером! Это видно во всём – в диалогах, монтаже, даже в основном посыле, заложенном в фильм. Так и у нас – должно сформироваться понятие «украинское кино». И особенно важно, чтобы это понятие не отпугивало. Почему-то вспомнил, как герой сериала «Друзья» Росс приглашал своих дам в кино на вечер украинского кино и всё при этом шарахались от него как от сумасшедшего. 

– Что было самым сложным в работе над фильмом? 

– Учитывая, что «Dustards» – это мой первый опыт подобной масштабной работы, то сложным было почти всё. Даже начиная с самих съёмок: я и оператор Сашко Бойко практически круглосуточно держали камеры в руках. Так же сложно было в процессе съёмок оставаться «наблюдателем со стороны». Когда мы были в Карпатах, часто очень хотелось просто сесть, смотреть на пейзаж, пить виски или гулять. Но эти мысли губительны для документалиста, так как всегда нужно помнить о своей главной задаче – не упустить хороший материал. 

Сам процесс монтажа оказался длиннее и сложнее, чем я предполагал, поскольку общее количество файлов со всех дней съемок (суммарно – 14 дней) насчитывало больше 8,5 тыс. 

Сегодня я понимаю, что уже порядком устал от этого фильма. Представьте: уже почти два года, как не было ни дня, чтобы что-то не делалось для картины. Это сложно в первую очередь морально. Не представляю, как люди живут по пять, по семь лет с фильмом. Надеюсь, скоро узнаю.

– Насколько сложно независимому проекту попасть в прокат? Какие тут вообще этапы, подводные камни? 

 – Здесь нужно отдать должное продюсерской команде – Яне Алтуховой, Диме Карпенко и Саше Каменцу. Только благодаря своей настойчивости и вере в этот проект они смогли сломать все предубеждения насчет фильма «Dustards» и вывести его на принципиально новый уровень. Скажу, что для меня факт выхода авторского кино в широкий прокат – это уже огромное достижение и в целом, я считаю, что фильм «Dustards» и его показ в сети Multiplex – прецедент для украинской киноиндустрии. 

Организация проката – это многогранный и сложный процесс, где ты должен учитывать каждую мелочь, иначе прогоришь. Обычно независимые проекты редко строят полноценный план вывода фильм в широкий прокат, так как это требует сильной поддержки и финансовых инвестиций. Снять достойное кино – это только часть дела. Обеспечить фильму большую посещаемость в кинотеатрах – вот сложность: это целая стратегия по продвижению, которая должна стартовать чуть ли не раньше начала съемок самого фильма. 

Помимо этого, удачно «втиснуться» в прокате где-то между очередным блокбастером от «Марвел» и какой-нибудь популярной семейной комедией – еще один челлендж, ведь сетка кинотеатров расписана на год вперёд. В нашем случае, учитывая, что вся история с прокатом выстрелила довольно спонтанно, сеть Multiplex смогла дать нам только кинотеатры, где есть не меньше шести залов, так как в них было реально выбить сеансы под наш фильм. И за это им огромное спасибо!

– Вы едете в Канн с планами продать фильм в прокат других стран, правильно? Что для этого нужно, как вы намерены там действовать? 

– Мой главный интерес в Канне – это, в первую очередь, заявить о себе, познакомиться с максимальным количеством людей, представить фильм еще и такой публике. К тому же, в рамках фестиваля будет действовать украинский павильон и это хорошая возможность познакомиться с украинскими кинопроизводителями, потому что сделать это дома в силу занятости довольно сложно. 

Поэтому план действий такой же, как и везде – максимальное количество знакомств и общения. 23 мая мы устраиваем скрининг нашего фильма в Doc Corner в рамках Le Marche du Film Каннского фестиваля, куда мы пригласим всех интересующихся лентой и интересующих нас людей. Что примечательно, именно в этот день на Le Marche du Film будет проходить DOC DAY 2017 – то есть все мероприятия в этот день будут посвящены документалистике.

– Это для всех вас был эксперимент или есть планы и дальше снимать большие формы? 

– Это был эксперимент, целью которого было оценить свои силы. Жанр документального кино мне нравился давно, поэтому, когда подвернулась возможность взять материал и сделать из него что-то большее, чем красивый клип, я без раздумий окунулся в эту авантюру. К тому же это был хороший шанс углубиться в процесс кинопроизводства – от съёмки до дистрибуции. 

Теперь я знаю, что мне и моей команде под силу снимать кино, я знаю, что дальше будет новый полнометражный документальный фильм – более продуманный, с учётом этого опыта и ошибок. Я ещё не могу сказать, о чём или о ком он будет, но мы постоянно обсуждаем и придумываем новые идеи, и новый фильм – лишь вопрос времени.

– Вы ведь в основном снимаете рекламу. Как удалось совмещать это с работой над полнометражным фильмом? 

– Это крайне сложно. Первый день съёмок фильма выпал на следующий день после работы над большим рекламным проектом. Поскольку старт был ранний – мы выезжали в 4 утра – у меня было всего пару часов на сборы. 

А всю работу по монтажу и постпродакшну приходилось делать в свободное от работы время – вечера, ночи, выходные. Фактически, целый год всё своё свободное время я посвящал фильму. 

– Почему украинцам стоит посмотреть эту картину? 

– «Dustards» – это фильм-отдых. Отдых от затянувшихся будней, окружающих нас проблем, от постоянного морального пресса, который мы ощущаем уже довольно долгое время. Украинцам стоит посмотреть фильм, чтобы решить для самих себя, как они хотят провести свою жизнь, чтобы поддержать и без того слабую веру в людей. 

А можно просто посмотреть и сказать: «Я тоже так хочу». Не говоря уж о чисто эстетическом удовольствии от вида карпатских пейзажей и классических мотоциклов!

Юрій Марченко, Platfor.ma, 13 травня 2017 року